Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по теме «В гостях у сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

развитие речи средствами театральной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_skazki_dlya_zheni.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по теме

«В гостях у сказки».

Автор конспекта ННОД:

Баранова Ольга Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ Выездновский детский сад № 1,

Арзамасского района, Нижегородской области.

Цель: развитие речи средствами театральной деятельности.

Задачи: 

1. формировать умение действовать в условиях вымысла, формировать умение изображать различные эмоции (гнев, радость, печаль, удивление) с помощью мимики и жестов; стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа, научить детей оценивать исполнение ролей товарищей; совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь детей (гипноз, эмоции, заточение).

2. развивать четкую дикцию, умение произносить скороговорки в разном темпе с разной силой голоса, умение выстраивать логическую цепочку и на ее основе делать умозаключения;

3. воспитывать у детей чувства сопереживания, сострадания, любовь к русским народным сказкам, фольклору.

Предпосылки учебной деятельности: развивать художественно-эстетические чувства.

Оборудование для педагога: мольберт со схематическим  изображением сказки «Заюшкина избушка», черный ящик, макет лубяной избушки, игрушка петуха с косой, мяч, кукла Бабы-Яги, аудио запись спокойной, тихой мелодии, магнитофон.

Оборудование для детей: театральные костюмы (зайца, лисы, петуха), чалма, коса, «язычки» (свистки для дыхательной гимнастики).

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид детской деятельности)

Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка

Форма работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый образовательный результат

Предварительная работа: прослушивание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Просмотр аналогичного мультфильма. Изготовление реквизита для сказки: косы, язычки, черного ящика, чалмы. Составление совместно с детьми скороговорок про Бабу Ягу. Подбор русских народных считалок, дразнилок про Бабу Ягу. Проведение беседы «Эмоции человека».

Ход занятия

Добрый день, добрый час! Очень рады видеть вас!

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «Здравствуй» говорить!

Здравствуйте ладошки,

Здравствуйте сапожки,

Здравствуй звонкий каблучок

И малышка светлячок,

Здравствуй бурная река,

В небе синем облака!

Дети стоят в кругу (игра с мячом)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Отгадай кто...»

Самый добрый врач…

Самая уродливая царевна…

Самая маленькая девочка…

Самый высокий мужчина …

Самый некрасивый птенец…

Самый хитрый зверь…

Самый большой сладкоежка…

Самый длинноносый человечек…

Самая злая старуха…

Самый маленький мальчик…

Самая холодная королева…

Самый длиннобородый человек…

Воспитатель: На стулья сейчас сядут те ребята, чьё имя начинается со звука «А», «Д», В, К, Н, З…

Речевое развитие. Физическое развитие. Игровая деятельность.

Художественное слово

Дидактическая игра, мяч, слово воспитателя

Слово воспитателя

 Беседа,

артикуляционная гимнастика, малоподвижная игра с мячом

 Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц

    Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно,     знают  артикуляционные упражнения.

Основная часть

Содержание ННОД

Образовательная область (вид детской деятельности)

Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка

Форма работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый образовательный результат

Воспитатель:

Все на свете взрослые и дети

Очень любят сказку

Сказку очень ждут,

Если очень веришь,  

Если очень любишь

Сказка станет былью

В гости к нам придет.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое сказка?

Ответы детей:

- сказка – это придуманная история с волшебством и чудесами;

- в сказке умеют разговаривать животные;

- ещё в сказке могут оживать предметы.

Воспитатель: я хочу сегодня вас пригласить в одну из сказок… Но темные сказочные силы похитили героя сказки и заточили его в это черном ящике. И в сказку мы теперь сможем попасть лишь после того, как отгадаем, кто же заточен в ящике. Вы можете задавать мне вопросы, ответы на них помогут понять, кого заточили.

Игра «Да, нет»

- это человек (нет);

- это животное (да);

- это дикое животное (нет)

- у него есть ноги (нет)

- у него лапы (да)

- лап у него две (да)

- на лапах есть перепонки (нет)

- он кудахчет (нет)

- он кукарекает (да)

- это петух! (да)

Воспитатель: Если вы правильно отгадали, то ящик должен открыться. Посмотрим…Правильно – это петух! А в каких сказках есть петух?

Дети: «Бобовое зернышко», «Зимовье зверей», «Кочеток и курочка», «Сказка о золотом петушке», «Кот, лиса, петух», «Заюшкина избушка».

 Воспитатель: А этот, петушок из какой сказки?

Дети: «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Почему вы так решили?

- у него есть коса и в сказке есть слова: «Несу косу на плечах!»

Воспитатель: Героя сказки мы отгадали, можем отправляться в сказку. 1,2,3, сказка, двери отвори! Давайте вспомним содержание сказки. А вспомнить нам поможет эта схема:

Посмотрите ребята на схему, здесь появился лишний персонаж. Какой фигурой он обозначен?

Дети:- черный прямоугольник.

Воспитатель: Подумайте и скажите, каких сказочных персонажей может изображать эта фигура?

Дети:- кощей бессмертный, злой колдун, злодей, бабу ягу, чудище.

Воспитатель: подумайте и скажите, почему этих героев можно обозначить черным цветом?

Дети: потому что они злодеи и совершают злодейские поступки.

Воспитатель: Интересно, кто же это пробрался к нам в сказку?

Баба Яга (выглядывает из окна терема): А это я! Мне здесь очень нравится!!! Какой прекрасный терем!!! Никуда отсюда не уйду!

Воспитатель: К нам в сказку пробралась баба яга! Я очень удивилась! А вы ребята? Изобразите удивление. И  уходить по собственному желанию она не собирается. Она представляет угрозу для других героев сказки. Вы только вообразите, что она может тут натворить!!! Что делать?

Дети:- выгнать бабу ягу.

Воспитатель: Как нам ее выгнать?

Ответы детей: напугать, подразнить, усыпить, обмануть, выманить, перехитрить, заговорить, рассмешить.

Воспитатель: молодцы, много назвали действий, которые помогут выгнать Ягу из сказки. Для начала попробуем ее подразнить. Кто знает дразнилки про бабу ягу?

Дети: Баба-Ёжка костяная ножка,

           Печку топила

          Ногу сварила

         Побежала в огород

         Напугала весь народ

      Прибежала домой

      Прямо в печку головой.

Баба Яга: А я печку не топила, ногу не варила!!!

 Дети: Баба-Ёжка – костяная ножка, на одной ноге скакала и людей всех распугала

Баба Яга: на ноге я не скакала, никого я не пугала!!!

 Дети: Баба-Ёжка  - костяная ножка, с печки упала, ногу сломала.

Баба Яга: А ногу я перевязала!

Воспитатель: А еще я предлагаю подразнить бабу ягу при помощи вот этих язычков. Положите свободную руку на живот, при вдохе носом – живот надуваем, при выдохе – живот втягиваем (1-3 раза). Чтобы баба Яга на нас совсем не рассердилась, давайте все вместе ее похвалим:

Физкультурная минутка (дети выполняют движения по тексту)

Утром бабушка проснулась

Ручкой вправо потянулась,

Ручкой влево потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

В кулаки все пальцы сжала

И крутить их вместе стала.

Руки ноги и бока

Вот такие чудеса!

Воспитатель: Не помогли нам дразнилки, не удалось выманить бабу ягу из сказки. Попробуем ее заговорить скороговорками:

- га-га-га в гости к нам пришла Яга (шепотом хором);

- усь-усь-усь я Ягусю не боюсь (в полголоса хором);

- гу-гу-гу чаем напою Ягу (громко – хором, индивидуально: с вопросительной, восклицательной, утвердительной интонацией);

- шла лисичка по шесточку, лизни лиса песочку (медленно нараспев, в нормальном темпе, быстро).

Баба Яга: Какие хорошие скороговорки, мне они очень понравились!!!

Воспитатель: Жаль, и заговорить Ягу у нас не получилось. Я очень огорчена, ни как не удается выманить Ягу. А вы огорчились? Изобразите огорчение, покажите свои печальные лица... Но не будем терять надежду! Давайте попробуем её усыпить. Как мы это будем делать?

Дети: споём колыбельную песню, загипнотизируем.

Воспитатель: Загипнотизируем - эта идея мне нравится. А что такое гипноз, вы знаете?

Дети: гипноз – это погружение в сон.

Воспитатель: Кто хочет быть гипнотизером? Как много желающих! Давайте посчитаемся:

Считалки:1) За морями, за горами, за высокими лесами

На поляне теремок, на дверях висит замок.

   Ты за ключиком сходи, и замочек отопри.

2) лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила,

   Лиса лычки драла, лиса лапотки плела,

   Мужу двое, себе трое, и детишкам по лаптишкам,

   Кто лаптишки найдёт, тот водить пойдёт.

3) сидел петух на палочке, считал свои булавочки

    Раз, два, три в этот счет выходишь ты.

4) серый зайка вырвал травку, положил её на лавку,

     Кто травку возьмет, тот и вон пойдет!

     Выбранный ребенок, надевает чалму и пытается загипнотизировать Бабу-Ягу     (играет тихая, спокойная мелодия).

Игра гипнотизёр:  

 Все умеют танцевать

Прыгать, бегать, рисовать.

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у меня игра такая

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение

И становиться понятно,

Расслабление приятно.

Глазки закрываем,

головы склоняем,

засыпаем, засыпаем…

воспитатель: Уважаемый гипнотизер, детей ты усыпил, а вот Яга не поддалась  гипнозу. Разбуди, пожалуйста, ребят.

Гипнотизер: все просыпаются на счет три. 1,2,3 проснись!

Воспитатель: ребята я очень рассердилась, что нам не удается выгнать из сказки Бабу Ягу! А вы? Изобразите гнев. Посмотрите, Яга задрожала. Давайте ее напугаем. Как, ее напугаем?

Дети: напугаем ее шумом, будем хлопать в ладоши и топать ногами!

Баба Яга: Ой, не стучите, бедная моя голова. Ухожу в свою сказку!

Воспитатель: Я очень этому рада! А вы ребята? Изобразите свою радость! Радость, гнев, печаль, удивление, как можно назвать одним словом?

Дети: эмоции.

Воспитатель: Правильно, эмоции, или душевные переживания. Вот, теперь, когда Баба Яга убежала, мы можем разыграть сказку. Первые части сказки мы уже играли, а сегодня мы разыграем окончание сказки. Кто хочет быть лисой, зайцем, петухом?

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическая культура, познание.

Художественное слово, вопросы воспитателя

дидактическая игра (вопросы воспитателя), игрушка – петух, черный ящик

Названия сказок

Художественное слово, мнемосхема, вопросы воспитателя

Новый персонаж – Баба Яга

Ответы детей (слово), художественное слово

«язычки» для выполнения дыхательной гимнастики

Движения по тексту

Скороговорки, изображение эмоций

Считалка, чалма, музыка, художественное слово, игра

Изображение эмоций, выполнение движений по команде воспитателя

Беседа, игра ТРИЗ, пересказ

обогащать словарь детей (гипноз, эмоции, заточение); развивать четкую дикцию, умение произносить скороговорки в разном темпе с разной силой голоса, тренировать четкое произношение согласных в конце слова, умение выстраивать логическую цепочку и на ее основе делать умозаключения; воспитывать у детей чувства сопереживания, сострадания, любовь к русским народным сказкам, фольклору.

   Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

  Запоминают заданные позы.      Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.

  Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

 Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.


Заключительная часть

Содержание ННОД

Образовательная область (вид детской деятельности)

Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка

Форма работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый образовательный результат

Показ заключительной части сказки детьми.

Воспитатель: ребята, кто из наших артистов интереснее изобразил своего героя? Почему?

Воспитатель: Какой конец у этой сказки?

 Все ли счастливы, довольны?  

Кто несчастлив?

Неужели вам её не жалко?

Как сделать так, что бы и лисичка была счастлива?

Воспитатель: Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

Воспитатель: За то, что вы не были равнодушными и пожалели лисичку, она вам приготовила угощение!

 

Развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическая культура, познание.

Костюмы лисы, зайца, петуха.

Рефлексия – вопросы воспитателя, ответы, художественное слово, конфеты

Театрализованная игра

формировать умение изображать различные эмоции (гнев, радость, печаль, удивление) с помощью мимики и жестов; стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа, научить детей оценивать исполнение ролей товарищей. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.

Развита способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

  Развиты навыки действий с воображаемыми предметами.

  Умеют импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

  Развито чувство ритма и координация движений.

  Умеют создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

 Развито умение пользоваться разнообразными жестами.

     

ЛИТЕРАТУРА

1. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства», 2003.

2. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» В.В.Гербова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010.

3. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В.Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008г.

4. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006г.

5. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б.Финкельштейн. С-Пб., 1999г.

6. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д.Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы "В гости к птицам"

Дети по просьбе Тетушки Совы отправляются в лес, чтобы пригласить птиц на свой праздник....

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Чудесный букет»

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия. Закрепить знание детей о симметричных и нессиметричных пред...

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы по развитию речи и нетрадиционному рисованию по теме «Знакомство по Республикой Адыгея.» Автор конспекта: Учускина Елена Семёновна воспитатель МБДОУ “Детский сад3”

Приоритетная образовательная область: «Коммуникация»: обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия, развивать устную речь, связную речь. «Познание»: развивать и воспитывать патриотические ...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Домашние животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (аппликация). (ФГОС ДО п. 2.6)Предметно-пространственная развивающая среда:  группа в дошкольном отделении ГБОУ шко...

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по теме «Математическая сказка»

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по теме «Математическая сказка»...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней группе по теме «Весну красную зовем»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей средней группепо теме «Весну красную зовем»Задачи приоритетной образовательной области Речевое развитие.Обог...