Открытое занятие по развитию речи "Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Денисова Оксана Викторовна

В рамках ДОУ провела открытое занятие по развитию речи " Описательный рассказ со звуками Ж - Ш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи.
Тема:
 «Описательный рассказ работа со звуками Ж – Ш.»
Цель:
 Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш.

Задачи.
Уточнять и закреплять правильное произношение звуков
Ш; Ж; в словах и фразах; учить дифференцировать их на слух.
Активизировать словарь прилагательными глаголами.
Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
Учить детей образовывать однокоренные слова.
Формировать представления детей о словесном составе предложения .
Учить составлять короткие тексты – повествования.
Побуждать детей вступать в диалог со сверстниками.

Материалы:

предметные картинки для дифференциции звуков [ж] и [ш] в словах, (карточки со змейками и жуками по количеству детей).

Методы: словесные (беседа, вопросы); наглядные (показ); практический (упражнения «Улыбка», «Чьи зубы чище», «Лошадка», чистоговорки.

Средства обучения: общение взрослых и детей, понятная, чёткая речь воспитателя, оборудование для игр и занятий, комплекты дидактического наглядного материала.

Форма организации детей на занятиях: групповая.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
    Зашли в группу, поздоровались с гостями.
    Встали в круг, улыбнулись, поделились хорошим настроением друг с другом.
    Послушайте рассказ ребята про жука Жужу и змею Шушу.

Воспитатель; Встретились как то в лесу змея Шушу и жук Жужу. Воспитатель: Как шипит змея? (ш-ш-ш). Какой звук слышится, когда летит жук? (ж-ж-ж) (на слайде анимация шипящей змеи и жужжащего жука)

Воспитатель: Ребята послушайте рассказ о споре  кто главнее. Шушу говорит, что много слов важных на звук ш: Бабушка,  дедушка, душа, школа; а Жужу назвал слова о звуком ж: жизнь, железо, женщина и др.

Как вы думаете, им стоит ссориться? Тогда  ребята  докажем им, что и звук «Ш» и звук «Ж» необходимы.

Воспитатель: Чем отличаются эти звуки? (звук Ж – звонкий, а звук Ш – глухой)

Воспитатель: Давайте это проверим. Приложите ладонь к горлу и произнесите звук – ж-ж-ж.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко дрожит)
Воспитатель: Значит звук – ж-ж-ж звонкий.

Воспитатель: А теперь звук – ш-ш-ш.

Воспитатель: Что вы чувствуете, когда произносите этот звук? (горлышко молчит)
Воспитатель: Значит звук – ш-ш-ш глухой.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться различать звуки Ш-Ж, правильно и чётко их произносить.

Воспитатель: Чтобы нам научиться их четко произносить надо выполнить зарядку для язычков.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Улыбка», «Трубочка».

— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть была неподвижной.

2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы ребята, наши язычки размялись, поэтому стали послушными.

1. Дидактическая игра «Поймай звук»

Воспитатель: Сейчас звуки Ш-ш-ш и Ж-ж-ж спрятались в словах. Попробуем их найти?

На мольберте вывешено большой лист бумаги, поделенный линией на две части, вверху, в каждой ее половине изображение жука и змеи. Воспитатель указывает на картинки со звуками ж и ш:

- На подносе много разных картинок, вам надо взять одну и найти любимые звуки Жужу и Шушу (указывает на листе изображения жука и змеи) и разместить их внизу на клейкую полоску. Слова, с каким звуком для Жужу найдете? (Дети: со звуком ж), А для Шушу? (Дети: ш)

Дети по очереди берут по одной картинке, подходят к мольберту и произносят слово, выделяя звук. А после цепляет на липкую полоску.

  1. Игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Вы хорошо справились, нашли спрятанные звуки. Посмотрите, сколько вы слов нашли со звуками ж и ш. Как в думаете можно ли обойтись без звука ж? (ответы детей). А без звука ш? (ответы детей). Значит эти звуки одинаково важны? Я предлагаю этот плакат отправить в лес к Жужу и Шушу. Они перестанут ссориться и поймут, что им надо дружить.

Дифференциация звуков «Ж – Ш» составьте предложение используя данные картинки.(на экране).
        А вы знаете ребята что не только звуки прячутся в словах, но и слова тоже могут спрятаться. Попробуем их найти и вернуть на место?

Я буду читать предложение, вы подбираете нужную картинку:

 
В лесу растет ……..камыш.
В камышах ползет….уж.

На цветке жужжит……..жук.
У норки пищат………..мышата.

В листве шуршит колючий…..еж.

В берлоге спит маленький …медвежонок

Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова. А какие звуки нам повстречались в словах? (ответы детей)

  Физкультминутка:

В группу к нам жук влетел стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж» вниз жужжат

Вот направо полетел, поворот туловища вправо

Вот налево полетел, поворот туловища влево

Жук на нос хочет сесть, показывать

Не дадим ему присесть, отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился, сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.


Воспитатель: предлагает произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Ша-ша-ша наша змейка  - хороша- медленно

2. Шу-шу-шу, осторожно – укушу! - быстрее

3. Жу-жу-жу над лужайкою я кружу. - медленно

4. Жа-жа-жа, жили были два жука. - быстро

5. Жу-жу-жу, на полянке я сижу. - быстро

6. Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж. - медленно

Воспитатель. Молодцы правильно подобрали картинки. И можем продолжить разговор со змеей Шушу и жуком Жужу.

Игра «Назови какой?»; «Что делает?» (на экране презентация жука и змеи.)
Как вы думаете ребята:
Змея (какая?)
Жук(какой?)
Змея(что делает?)

Жук(что делает?)
Рассказ двух детей про жука и змею.
Вопросы; Ты кто? Что ты умеешь делать? Где живешь?

 Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

Воспитаель: Посмотрите наши гости Жук Жужу и змейка Шушу  помирились. Мы с вами доказали им, что и звук «Ж» и звук «Ш» важны и нужны в речи. Я думаю, что они никогда не будут ругаться и спорить кто главнее. Жужу и Шушу благодарят вас за помощь.

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на нашем занятии? Как вы оценивайте свою работу на занятие?(Ответы детей)

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

-Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении? (Ответы детей)

Последующая работа:

1. Закрепление полученных знаний через развивающие игры со звуками Ж-Ш;

2. Произношение и разучивание чистоговорок, со звуками Ж-Ш.

3. Упражнения для речевого аппарата.

Воспитатель: спасибо вам ребята за помощь!












 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа

Открытое занятие по развитию речи на тему «Гласные звуки» старшая группа...

Открытое занятие ро развитию речи в средней группе "Звуки наши друзья"

Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание; - формировать правильное звукопроизношение; - воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"

Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.Задачи:Образовательные.-       познакомить с произношением зву...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Конспект открытого занятия по развитию речи«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»...

Открытое занятие по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» для детей средней группы...

Открытое занятие по развитию речи "Звуковая культура речи"Звук(Т)"

Цель:Познакомить детей со звуком (Т).Упражнять в четком и правильном произношении звука(Т)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...