ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ " ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ : звуки С и СЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Черепанова Ирина Ивановна

 Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.

Задачи:

Образовательные.

-       познакомить с произношением звука «с» и «сь»;

-       учить правильному произношению звука «с» в слогах, в слогах, предложениях;

 Развивающие.

-       развивать фонематический слух детей;

-       развивать внимание, мышление, связную речь;

-       развивать двигательную координацию;

Воспитательные.

-         воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка;

-         воспитывать культуру общения

 

Материал раздаточный: вата, картинки – самолет, собака, снег , солнце .

 

Ход занятия.

 

 Вос-ль: Сегодня мы с вами поиграем с нашим язычком. Покажите свои язычки, покажите как он из своего домика с нами играет (воспитатель показывает - медленно смыкая и размыкая зубы, губы в положении улыбки. Дети повторяют).

- Язычок любит не только играть в прятки, еще он любит петь разные песенки. Вот послушайте какую он песенку поет И-И-И-И. Помогайте мне, только петь надо негромко.

Теперь давайте поиграем еще с язычком:

Упражнение «Почистим зубы»

Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы, начиная слева и двигаясь направо.

Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также язычок должен пройтись по всем зубкам.

- Молодцы, у вас хорошо получается!

Как вы думаете как еще может язычок петь? Сегодня вы услышите еще одну песенку. С-С-С – Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.»  (Дети повторяют).

- Закройте ротик, отдохните. Песенку нам споют (индивидуальные ответы) .

- Если петь песенку медленно и отрывисто (показывает педагог), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите в этом убедиться , для этого вам надо взять кусочек ваты .

 Упражнение «Холодный ветерок»

Положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносите с-с-с-с, вы должны почувствовать, что струя воздуха, действительно, холодная и ватка может шевелиться.

 - Теперь отложите ватку и послушайте другие песенки которые сочинил наш язычок. Сначала он запел: «СА-СА-СА», потом запел « СЯ-СЯ-СЯ,  ОСЬ-ОСЬ- ОСЬ » ( дети повторяют , хором и индивидуально )

Затем и стихи наш язычок придумал, давайте все вместе повторим:

Чистоговорки 

Со-со-со, со-со-со - стоп, сломалось колесо,       

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы испачкали носы,       

Са-са-са, са-са-са - зеленеют все леса,   

Су-су-су, су-су-су - сумку маме принесу.

си-си-си, си-си-си - в водоеме караси,

ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!

се-се-се, се-се-се – карасей ловили все.

ся-ся-ся, ся-ся-ся – не поймали карася.  

- Теперь ребята загадки, кто угадает и правильно скажет картинки поднимает:

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет?

(самолет)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(собака)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

(снег)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

-Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С и Сь.

(Ответы детей - Мы пели песенки с этими звуками, стихи и загадки .)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvv_rechi_sr_gr.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель: Показать детям артикуляцию звука С и СЬ, отчетливое произношение звука в словах и фразовой речи.

Задачи:

Образовательные.

-       познакомить с произношением звука «с» и «сь»;

-       учить правильному произношению звука «с» в слогах, в слогах, предложениях;

 Развивающие.

-       развивать фонематический слух детей;

-       развивать внимание, мышление, связную речь;

-       развивать двигательную координацию;

Воспитательные.

  • воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка;
  • воспитывать культуру общения

Материал раздаточный: вата, картинки – самолет, собака, снег, солнце .

 

Ход занятия.

 Вос-ль: Сегодня мы с вами поиграем с нашим язычком. Покажите свои язычки, покажите как он из своего домика с нами играет (воспитатель показывает - медленно смыкая и размыкая зубы, губы в положении улыбки. Дети повторяют).

- Язычок любит не только играть в прятки, еще он любит петь разные песенки. Вот послушайте какую он песенку поет И-И-И-И. Помогайте мне, только петь надо негромко.

Теперь давайте поиграем еще с язычком:

Упражнение «Почистим зубы»

Улыбнуться, открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние зубы, начиная слева и двигаясь направо.

Важно обратить внимание на губу и нижнюю челюсть — они должны быть неподвижны при выполнении упражнения, а также язычок должен пройтись по всем зубкам.

- Молодцы, у вас хорошо получается!

Как вы думаете как еще может язычок петь? Сегодня вы услышите еще одну песенку. С-С-С – Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.»  (Дети повторяют).

- Закройте ротик, отдохните. Песенку нам споют (индивидуальные ответы).

- Если петь песенку медленно и отрывисто (показывает педагог), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите в этом убедиться , для этого вам надо взять кусочек ваты .

 Упражнение «Холодный ветерок»

Положите на ладонь кусочек ваты, поднесите ее к подбородку и произносите с-с-с-с, вы должны почувствовать, что струя воздуха, действительно, холодная и ватка может шевелиться.

 - Теперь отложите ватку и послушайте другие песенки которые сочинил наш язычок. Сначала он запел: «СА-СА-СА», потом запел «СЯ-СЯ-СЯ,  ОСЬ-ОСЬ- ОСЬ » ( дети повторяют , хором и индивидуально )

Затем и стихи наш язычок придумал, давайте все вместе повторим:

Чистоговорки  

Со-со-со, со-со-со - стоп, сломалось колесо,        

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы испачкали носы,        

Са-са-са, са-са-са - зеленеют все леса,    

Су-су-су, су-су-су - сумку маме принесу.

си-си-си, си-си-си - в водоеме караси,

ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!

се-се-се, се-се-се – карасей ловили все.

ся-ся-ся, ся-ся-ся – не поймали карася.  

- Теперь ребята загадки, кто угадает и правильно скажет картинки поднимает:

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет?

(самолет)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(собака)

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

(снег)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце)

-Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С и Сь.

(Ответы детей - Мы пели песенки с этими звуками, стихи и загадки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л

Открытое занятие по развитию речиЗвуковая культура речи: дифференциация звуков р-лЦель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его пози...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»

Конспект открытого занятия по развитию речи«Звуковая культура речи: звуки щ-ч»...

Открытое занятие по развитию речи «Звуковая культура речи звук [Ш]»

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» для детей средней группы...

Открытое занятие по развитию речи "Звуковая культура речи"Звук(Т)"

Цель:Познакомить детей со звуком (Т).Упражнять в четком и правильном произношении звука(Т)Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие...