Открытое занятие по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лютфалиева Любовь Александровна

Открытое занятие по развитию речи

Звуковая культура речи: дифференциация звуков р-л

Цель: упражнять детей в различении звуков р-л в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Материалы: сундук (внутри подарки-наклейки) с письмом, картинки с предметами (звуки р и л), звуки Р и Л, разлинованные на 3 три квадрата карточки, красные круги.

 

Вводная часть

Сюрпризный момент: Ребята, к нам пришла посылка! На ней написано: «От звуков Р и Л для ребят группы «Жирафики». А посылка непростая, в ней сундук..письмо! Вскрываем? Почитаем!

Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки Р и Л. Мы знаем, что вы очень умные ребята и любите заниматься. У нас для вас есть подарки, которые лежат в этом сундуке, но чтобы его открыть, нужно выполнить 5 заданий. Если вы справитесь, то сможете открыть сундук и подарки ваши!» Ну что, ребята, приступим!

Основная часть:

Задание 1

Ребята, давайте поищем звуки «р» и «л» в предметах, которые есть в нашей группе! (игрушка, дверь, раковина, пол)

А теперь давайте подумаем, есть ли у нас с вами есть звуки, на нашем теле (глаза, лицо, руки, пальцы, рот, колено). Молодцы!

 

Задание 2

А теперь мы поиграем в игру «Угадай звук». Я называю слово, а вы угадываете, есть ли в этом слове звук «р» или звук «л».

молодец, шоколад, палатка, металл, овал, петух, дом, автобус гол, стол, дол, кол, подвал, укол, холл, чехол, стул, тыл, козёл, котёл, осёл, ангел, ромашка, ронять, роса, россияне, розетка, чайник, окно родители, родник, рождество, рогатка, росток, ротозей, рояль, рассказ, расстояние

нора, пара, кора, фара, конура, гора, гитара, пора, пантера, детвора, сера, жара, мишура, пещера,

ветер, вечер, мастер, веер, север,офицер,

 

 

 

 

 

Физкультминутка «Пугало»

 

ПрыгаЛо прыгаЛо пугаЛо ПугаЛо (Прыжки на правой ноге)

На одной ножке в лес по доРожке. (Прыжки на левой ноге)

Не доскакаЛо – воРон увидаЛо…(Приседания 2 р.)

ИспугаЛось, РастеРяЛось («Испугаться», поворот вокруг себя)

И так стоять остаЛось. (Встать смирно, руки по швам.)

Задание 3

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило. Передавать мяч другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры. Дети и Воспитатель встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

  • А сейчас мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово со звуком р или л, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «красный» и передам Даше мяч. Она возьмет мяч и быстро ответит «Сегодня я надела красное платье». Затем она назовёт свое слово и передает мяч рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу мяч переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. (слова: лампочка, ложка, лужа, мыло, читала, писала, думала, рот)

 

Задание 4

Скороговорки:

 

Трое трубачей трубят в трубы.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

 

Палку толкал лапкой Полкан.

Ходят волки возле ёлки.

 

 

 

Задание 5

-А сейчас мы с вами будем угадывать, где вы слышите звук «р» или звук «л»: в начале слова, в середине слова или в конце слова. У каждого из вас есть карточка и красный круг. Если вы слышите звук в начале слова, то круг кладем на первый квадрат, если в середине слова — во второй, если в конце слова, то круг надо положить в третий квардат. Один из вас мне нужен для работы у доски. Я показываю картинку, произношу слово, а вы слушаете и выполняете задание.


 

Заключительная часть:

Ребята, какие вы молодцы! Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось? А что было сложнее всего? А что легче? Вы справились со всеми заданиями Теперь мы можем отрыть наш сундучок! А вот и подарки!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.

В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

открытое занятие по развитию звуковой культуры речи звук "Б" " Путешествие язычка"

Упражнять в отчетливом и правильном  произношении звуков Б и Бь...

технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...