Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романенко Юлия Николаевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в старшей группе

Образовательная область - речевое развитие

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 в старшей группе

Образовательная область - речевое развитие

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Задачи: 

1. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж.

2. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж.

3. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: расширять представления детей о мире растений, животных, предметов быта.

Социально-коммуникативное развитие: Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звуки [з]-[ж].

Материал и оборудование: письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]).

Карточки на каждого ребёнка, использование ИКТ.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1 часть.

Использование ИКТ- слышатся звуки комара и жука

Воспитатель: Ребята, мне слышатся звуки насекомых. Как вы думаете, кто эти звуки произносит?

Ответы детей

Стук в дверь.

Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята рассматривают конверт.

Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам я, Незнайка! У меня к вам просьба о помощи! Я стал сочинителем и написал стихи, а Знайка говорит, что я перепутал и не знаю звуки в словах З-Ж. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете. Жду от вас ответа. Незнайка.»

Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке?

Ответ детей

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке давайте с вами вспомним звуки  З-Ж

2 часть

Воспитатель: сейчас я буду показывать то звук З, то звук Ж, а вы должны выполнять соответствующие движения:

- если я показываю звук З – легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара)

- если я показываю звук Ж - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук) .

Воспитатель: Для того чтобы нам помочь исправить Незнайке ошибки в стихах, нам нужно самим научиться находить в словах звуки З-Ж и определить на каком месте они стоят.

Воспитатель: Для этого давайте выполним следующие задания. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или Ж - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)

Жадина, земля, гроза, лыжник и т. д.

Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно. А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

- Как жужжат жуки? (жжжж)

- А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж)  (дети называют по одному слову на заданный звук)

Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово»

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?

Ответы детей

Воспитатель: А, как вы думаете, ребята, кому предложить эти игры, чтобы лучше разобраться в звуках З-Ж?

Ответ детей: Незнайке.

Пальчиковая гимнастика

Я весёлый майский жук.    Сжать кулачок.

Знают все меня вокруг,      Указательный палец и мизинец 

Над лужайками кружу,       развести в стороны.

А зовут меня                        Шевелить усами.

Жу – жу…

 

Воспитатель: сейчас я вам раздам карточки, внимательно рассмотрите их и определите, что за предмет на карточке. Найдите в названии этого слова звук [З] или [Ж] и его место в этом слове (в начале, в середине или в конце слова), и закрасьте соответствующую клеточку синим цветом.

3 часть.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж.  А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Ответы детей

Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи Незнайки и определить есть ли в них ошибки.

В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука,

предметные картинки и карточки.

Рефлексия

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

- Какие игры вам понравились больше всего

Занятие по коммуникации в старшей группе "Дифференциация звуков[з] и [ж] в словах, фразах"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Развивающие:

  • Совершенствовать внимание, память, мышление.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать графические навыки, мелкую моторику.
  • Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

Обучающие:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Закрепить навык правильного произношения звуков “з” и “ж”.
  • Продолжать дифференциацию звуков “з” и “ж” в словах и фразах.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

Ход занятия

1. Организационный момент.

В группу заходят дети и садятся полукругом. Стук в дверь. Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости – Весёлый язычок с Незнайкой. Посмотрите на них внимательно. Какие у нас гости? (красивые, доброжелательные, весёлые).

2. Основная часть.

На столе воспитателя “Весёлый язычок”.

Воспитатель: “Дети, сегодня “Весёлый язычок” решил сделать с вами зарядку.

  • Выглянул Язычок из домика – обежал вокруг домика (дети делают круговые движения кончиком языка по губам);
  • Попрыгал вверх – вниз (делают движения кончиком языка с верхней на нижнюю губу);
  • Покатался с горочки (выгибают спинку языка вперёд, верхние резцы скользят сверху вниз по спинке языка);
  • Замёрз, закрыл двери (улыбаются, втягивают воздух сквозь сомкнутые зубы, затем плотно сжимают губы).

1. Пока мы с вами делали зарядку для язычка, наш гость Незнайка замерз.

Незнайка: - Ох, как холодно! Давайте встанем, чтобы согреться, сядет тот, кто вспомнит и назовёт слова со звуком “З”, затем со звуком “Ж”.

2. Воспитатель: - Незнайка, есть ещё интересная игра, хочешь, научим тебя играть, если ты говоришь “зо”, то ребята отвечают тебе “жо”. Попробуем и мы так говорить.

  • ЗО –
  • ЖО –
  • ОЗ –
  • ОЖ –
  • ЗА –
  • ЖА –
  • АЗ –
  • АЖ –
  • ЗУ –
  • ЖУ –
  • УЗ –
  • УЖ –
  • ЫЗ –

ЫЖ –

3. Воспитатель: - Незнайка, какие звуки ты вызвал к нам?

Незнайка: - Ззнаю, ззнаю! Ой, жжабыл!

Воспитатель: Помогите Незнайке в первую звуковую коробку собрать картинки со звуком “З”, а в другую коробку со звуком “Ж”.

4. Незнайка: - Дети, поиграйте со мной в “Добавлялки”. Я буду начинать, а вы добавлять.

  • За – за – за – вот идёт ...коза.
  • Зу – зу – зу – зайку моем мы в ...тазу.
  • Зе – зе – зе – дам траву ...козе.
  • Зы – зы – зы – это новые ...тазы.
  • Зи – зи – зи – сено ...отвези.
  • Жа – жа – жа – убежали два ...ежа.
  • Жу – жу – жу – ежу кофточку ...вяжу.
  • Жи – жи – жи – здесь ползают ...ежи.
  • Же – же – же – мы закончили ...уже.

5. Незнайка: - Дети, помогите мне закончить стихотворение “Доскажи словечко”.

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало... (жарко).

А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики).

Как на тоненький ледок
Выпал беленький...(снежок).

А слониха, вся дрожа,
Так и села на... (ежа).

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай – ка, кто же это?.. (зайка).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку, быстро делаю...(зарядку).

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная...(задача).

- Молодцы, всё правильно мне подсказали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

“На лыжах”.

Вся земля в снегу. (Идут по кругу, изображая ходьбу на лыжах).
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной. (Меняют направление движения).
Хорошо в лесу зимой: (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, тянутся   вверх).
Небо ярко-синее,
Ели, сосны в инее,
Снег сверкает под ногами. (Наклоняются, дотрагиваются ладонями до носков).
Эй, ребята, кто за нами? (Кружатся на месте. Вновь идут по кругу).

6. Стихотворение – небылица.

Незнайка: - А вы, ребята, умеете говорить громко, тихо?

Воспитатель: “Конечно, умеют”.

Незнайка:- Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте повторить его громко, тихо.

Что стучишь так громко, дождик?

Не забьёшь ты даже гвоздик.

Подведение итогов:

Наше занятие закончено. Как нам понравилось с вами играть, можно мы ещё придём к вам в гости и вместе с вами ещё поиграем в интересные игры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»группа...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи во 2 младшей группе) Тема: « Ёжик в гостях у ребят».

• упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи; • развивать воображение; • воспитыв...

технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....

19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».

Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....