Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ильинова Галина Александровна

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи

Задачи:

  1. Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
  2. Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
  3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
  4. Воспитывать внимание, активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи

Задачи:

  1. Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
  2. Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
  3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
  4. Воспитывать внимание, активность.

Методы и приемы:  артикуляционная гимнастика, загадка,  стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика», потешка; физкультминутка.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Угадай, кто жужжит», «Скажи что-нибудь о картине»; упражнение «Слушай внимательно», игровое упражнение «Кто в домике живет», проговаривание  чистоговорок, скороговорок, чтение загадок, стихов, разучивание «жужжалочек».

Материалы:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш]  в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.

                                                      Ход занятия

Раздел занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Основная часть

Физкультминутка:

Заключительная часть

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и веселыми!

Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться друг другу, нашим гостям и всем помогать!

 Сегодня на занятии мы будем с вами повторять звуки, учиться их правильно говорить. Петь разные песенки.

Жил- был веселый язычок в своем домике.

Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаткой на нижней губе»), поиграть в «футбол» (рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.)

- Ребята, а сейчас язычок хочет поиграть со своими друзьями- зубками. Кто вспомнит, чья это песенка?

Ж- ж- ж

Ш- ш- ш

Спойте песню жука.

А теперь песенку воды.

-Услышав звук [ш] вы должны показать рукой так (зигзагообразное движение), так ползет змея, звук [ж]- поставить руки перед грудью и двигать кистями вверх- вниз.

Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.

Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз.

 А теперь ответьте мне на вопрос: одинаково ли звучат эти звуки?  Правильно. Давайте сравним звучание этих двух звуков. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь звук «ж». Чувствуете разницу? При произношении звука «ж» участвуют голосовые связки (голос). «Ш» - шум (голоса нет).

У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого).

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, журавль, кошка,  жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка,  жеребёнок, машина,  шапка,  гараж, снежинка,  ежи, ковш, золушка.

 Сейчас я предлагаю произнести и выучить выучить чистоговорки,с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения.

1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро

4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо

5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно

6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо.

 А теперь я вас попрошу придумать слова со звуком «ж», затем «ш».

 Молодцы. Правильно.

 

В группу к нам жук влетел                              

Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                             

Вот направо полетел,                                      Вот налево полетел,                                      Жук на нос хочет сесть,

 Не дадим ему присесть,                                     Жук наш приземлился,                                     Зажужжал и закружился

 Ж-ж-ж.

 Жук наверх полетел                                           И на потолок присел

 На носочки мы привстали,

 Но жука мы не достали,

 Хлопнем дружно

 Хлоп-хлоп-хлоп                                                   хлопают в ладоши

 Чтобы улететь он смог.

 А теперь давайте определим место звука в словах (где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце).

Например: шорох, ежик, камыш, картошка, Жора, машина.

Дополни фразы:

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень (жарко)

А рядом бегемотики

Схватились за (животики)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький (снежок)

Нет, твой голос не хорош

Слишком тихо ты (поешь)

Долго - долго крокодил

Море синее (тушил)

Прицепившись к задней шине

Мишка едет на (машине)

 Вот и закончилось наше занятие. Чем мы сегодня занимались? Чему мы сегодня научились?

Молодцы ребята! Вы хорошо занимались сегодня. С заданиями справились на отлично. По этому поводу я хочу подарить вам маленькие подарочки- жуки и маленькие змейки.


Дети приветствуют гостей в группе.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети произносят звуки. 

Дети выполняют зигзагообразное движение, руки перед грудью дети  двигают кистями вверх- вниз.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Дети показывают (кружочки желтого и зеленого цвета), какой звук слышится в слове.

Дети произносят чистоговорки.

Дети придумывают слова со звуками «ж», затем

«ш».

стоя, руки в стороны

вниз жужжат                                        поворот туловища вправо

 поворот туловища влево

 показывать

отмахнуть ладошкой

сели-встали

руки вверх

кружаться

 

на носочках

хлопают в ладоши

Дети определяют место звука в словах.

Дети дополняют фразы.