Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи
Задачи:
- Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
- Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
- Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
- Воспитывать внимание, активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи
Задачи:
- Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
- Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
- Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
- Воспитывать внимание, активность.
Методы и приемы: артикуляционная гимнастика, загадка, стихотворение Р. Х. Фархади «Про ослика», потешка; физкультминутка.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Угадай, кто жужжит», «Скажи что-нибудь о картине»; упражнение «Слушай внимательно», игровое упражнение «Кто в домике живет», проговаривание чистоговорок, скороговорок, чтение загадок, стихов, разучивание «жужжалочек».
Материалы:
предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах, раздаточный материал (кружочки, цветы, жуки), игрушка ослик.
Ход занятия
Раздел занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент Артикуляционная гимнастика Основная часть Физкультминутка: Заключительная часть | Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми и веселыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться друг другу, нашим гостям и всем помогать! Сегодня на занятии мы будем с вами повторять звуки, учиться их правильно говорить. Петь разные песенки. Жил- был веселый язычок в своем домике. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке(язык «лопаткой на нижней губе»), поиграть в «футбол» (рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.) - Ребята, а сейчас язычок хочет поиграть со своими друзьями- зубками. Кто вспомнит, чья это песенка? Ж- ж- ж Ш- ш- ш Спойте песню жука. А теперь песенку воды. -Услышав звук [ш] вы должны показать рукой так (зигзагообразное движение), так ползет змея, звук [ж]- поставить руки перед грудью и двигать кистями вверх- вниз. Педагог помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Затем произносит звуки: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж. Детям, которые допустили ошибки, воспитатель предлагает выполнить задание еще раз. А теперь ответьте мне на вопрос: одинаково ли звучат эти звуки? Правильно. Давайте сравним звучание этих двух звуков. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь звук «ж». Чувствуете разницу? При произношении звука «ж» участвуют голосовые связки (голос). «Ш» - шум (голоса нет). У вас на столах лежат кружочки, каким они цветом (желтого, зеленого). Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. (Слова педагог произносит с легким интонированием звука.) Сначала упражнение выполняют девочки, затем мальчики. Предлагаемые слова для игры: Жираф, шар, журавль, кошка, жук, шишка, лягушка, ромашка, мышка, жеребёнок, машина, шапка, гараж, снежинка, ежи, ковш, золушка. Сейчас я предлагаю произнести и выучить выучить чистоговорки,с использованием звуков «Ж», «Ш». Объясняет, что означает слово – чистоговорки – это народные фольклорные шутки, которые нужны для правильного произношения. 1. Аш-аш-аш есть у Маши карандаш. - медленно 2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.- быстрее 3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша. - быстро 4. Жа-жа-жа, я поймал ужа.- тихо 5. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу. - медленно 6. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши. – тихо. А теперь я вас попрошу придумать слова со звуком «ж», затем «ш». Молодцы. Правильно.
В группу к нам жук влетел Зажужжал и запел «ж-ж-ж» Вот направо полетел, Вот налево полетел, Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть, Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился Ж-ж-ж. Жук наверх полетел И на потолок присел На носочки мы привстали, Но жука мы не достали, Хлопнем дружно Хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладоши Чтобы улететь он смог. А теперь давайте определим место звука в словах (где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце). Например: шорох, ежик, камыш, картошка, Жора, машина. Дополни фразы: Солнце светит очень ярко, Бегемоту очень (жарко) А рядом бегемотики Схватились за (животики) Как на тоненький ледок Выпал беленький (снежок) Нет, твой голос не хорош Слишком тихо ты (поешь) Долго - долго крокодил Море синее (тушил) Прицепившись к задней шине Мишка едет на (машине) Вот и закончилось наше занятие. Чем мы сегодня занимались? Чему мы сегодня научились? Молодцы ребята! Вы хорошо занимались сегодня. С заданиями справились на отлично. По этому поводу я хочу подарить вам маленькие подарочки- жуки и маленькие змейки. | Дети приветствуют гостей в группе. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Дети произносят звуки. Дети выполняют зигзагообразное движение, руки перед грудью дети двигают кистями вверх- вниз. Ответы детей. Дети выполняют задание. Дети показывают (кружочки желтого и зеленого цвета), какой звук слышится в слове. Дети произносят чистоговорки. Дети придумывают слова со звуками «ж», затем «ш». стоя, руки в стороны вниз жужжат поворот туловища вправо поворот туловища влево показывать отмахнуть ладошкой сели-встали руки вверх кружаться
на носочках хлопают в ладоши Дети определяют место звука в словах. Дети дополняют фразы. |