Методическая разработка "Повышение мотивации у детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Родионова Анастасия Павловна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Повышение мотивации детей с речевыми нарушениями к логопедическим занятиям, при помощи универсальных нетрадиционных материалов»

        В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

        Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

         Дети с речевыми нарушениями демонстрируют слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке.

        Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса коррекции речевых недостатков необходимо многократное повторение речевого материала, а это не вызывает  у детей интереса.

        Для того, чтобы разнообразить процесс логопедического воздействия, мы стали использовать в своей работе универсальные нетрадиционные материалы. Эти материалы универсальны в работе с детьми разной возрастной категории, создают максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

        Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

        С каждым годом мы видим тенденцию роста числа детей, имеющих нарушения речи.

        У детей с речевыми нарушениями имеются существенные отклонения не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Отмечается несформированность моторики. Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала.

        Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к обобщению. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. 

        В ходе коррекции недостатков речи дошкольников требуются систематические логопедические занятия. Положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей интереса. А эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям.

        Поэтому перед нами возник вопрос: как наиболее эффективно организовать логопедическое воздействие, чтобы каждое занятие было оптимальным по времени, регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу не только над развитием всех речевых компонентов, но и над развитием мелкой моторики, психических функций и способствовало укреплению здоровья детей.

        Помог как обычно случай.

        Разноцветные камешки были у меня дома как элемент декора. Они очень заинтересовали моего сына, он с большим удовольствием стал их рассматривать. Я решила попробовать применить камешки в своей работе и, вскоре, поняла, какую бесценную службу они нам сослужили в качестве развивающего материала.

        Марблс – это небольшая сферическая игрушка, обычно – камешек, изготовленный из стекла.

Эти камешки различаются по размеру, цвету и форме.

        «Марблс» – это универсальный материал, при помощи которого можно изготовить разнообразные пособия.

        Работу с камешками мы сравнили с праздником. А праздник всегда вызывает у детей радость, улыбку, положительные эмоции, ожидание волшебства.

        И сейчас я бы хотела предоставить вам возможность самим придумать развивающие пособия с данным материалом.

        На наш взгляд, камешки «Марблс» являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.  Кроме того, что  они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

        Игр с «Марблс» можно придумать множество: их можно сортировать по цвету, форме, размеру, прозрачности.

        Камешки «Марблс» очень удобно использовать непосредственно в логопедической работе для: звукового анализа слов (мы заменили традиционные красные, синие и зеленые фишки на камешки соответствующих цветов); формирования фонематического слуха и восприятия (мы использовали их в упражнениях на определение места звука в слове).

        Для дифференциации звуков по твердости - мягкости; составления схемы предложения, освоения навыков чтения и письма (сначала дети выкладывали буквы по образцу, а затем самостоятельно буквы, слоги и целые слова).

        Для развития тактильных ощущений и снятия мышечного напряжения используется «сухой» бассейн.

        Для развития мышления можно придумать разнообразные варианты игр «Четвертый лишний».

        С «Марблс» очень легко фантазировать и составлять невероятные по красоте и яркости картины. Дети могут выкладывали рисунки по образцу или самостоятельно придумывать сюжет.

        Таким образом, применение камешков «Марблс» помогает решить большинство логопедических задач, при этом привносит в занятие элемент игры и способствует созданию благоприятного фона.

        Еще одним нетрадиционным приемом, используемым нами, является Су-Джок.

        Су-Джок терапия – это одно из последних достижений восточной медицины, разработанное южнокорейским ученым Пак ЧжеВу.

        Данная технология оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активации  защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга.

        Для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в то же время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на весь организм, поднимает настроение и следовательно достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

        Я вам предлагаю получить заряд энергии, улучшить наше самочувствие и повысить настроение при помощи массажа (раздаем шарики)

        Мы в своей работе использовали стимуляторы «Су-Джок» не только по их прямому назначению, а также  как и камешки «Марблс» для развития цветовосприятия, формирования фонематических процессов, освоение навыков чтения и письма, для составления схемы предложений.

        Подводя итог, хочется еще раз отметить, что использование комплексной методики, сочетающей традиционные по структуре и содержанию логопедические занятия с привлечением нетрадиционных материалов, расширяет границы положительного воздействия на детей, позволяет получить более высокий результат и шире охватить проблему коррекционной деятельности логопеда в детском саду.

        Используемые в нашем детском саду нетрадиционные методы просты в использовании, доступны, эффективны, не требуют дорогостоящего оборудования, не имеют противопоказаний и возрастных границ, а личностно ориентированный подход в работе с ребёнком даёт положительный эффект.

По результатам наблюдений можно утверждать, что применение нетрадиционных материалов, таких как камешки «Марблс» и Су-Джок в логопедической работе способствует:

  1. Созданию благоприятных условий для работы с детьми,  а именно:
  • у детей появился интерес к занятию;
  • дети стали более усидчивыми и внимательными;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке, повысилась работоспособность, устойчивость к утомлению;
  • эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствовали закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка;
  • процесс коррекции происходит более быстро и эффективно, так как тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения проводились в более интересных для детей условиях.
  1. Развитию высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;
  2.  Развитию мелкой моторики рук.
  3. Творческому развитию детей. На начальном этапе работы по собственному замыслу дети выкладывали элементарные рисунки из камешков. На сегодняшний день по самостоятельному замыслу дети выкладывают картины, в которых используются камешки разнообразных цветов и разных размеров.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных нетрадиционных материалов в коррекции речи детей говорит о явных преимуществах: повысилось качество работы и мотивация детей к занятиям,  родители стали более заинтересованы логопедическим процессом, занятия стали интересными и разнообразными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

             Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие...

Современные технические новинки для оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями

      На сегодняшний день количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, в связи, с чем требуется разработка профилактических и коррекционных ме...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инновационные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существуют следующие разновидности инновационных технологий в логопедии:• арт - терапевтические технологии;• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;• современные те...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Концептуальное изложение педагогического опыта "Су-Джок" стимуляторы и камешки "Марблс" - универсальные нетрадиционные материалы используемые в логопедической работе

Цель нашей работы – это использование нетрадиционных материалов в создании комфортных условий для достижения высокой результативности в развитии речи дошкольников. Исходя из этого, нами определе...

Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Б...