«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (старшая группа)

Перлина Валентина Александровна

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.  Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.  В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Пояснительная записка

Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность.

Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память; мышление; внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Кроме того, важно помнить, что речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

В поисках методов, способствующих развитию речи детей и выстраивания эффективных взаимоотношений детей друг с другом в условиях дошкольной организации я остановилась на коммуникативных играх. Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же коммуникативная игра – обеспечивает возможности сотрудничества- умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

 Актуальность

Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.  Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей.  В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.  Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников.  Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.

 Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях.   Их с большим удовольствием и пользой можно использовать    на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также   в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.

Проблема

Проводимая диагностика развития речи детей показывает, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из своего личного опыта увеличивается. Выявилась проблема: уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту.

Учитывая степень воздействия коммуникативных игр на развитие речи и межличностные отношения детей, мною был разработан проект «Развитие речи посредством коммуникативных игр»

Цель:

 Введение в практическую работу развитие речи детей посредством коммуникативных игр в образовательной организации.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр

Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе

Тип проекта: познавательный, творческий, игровой

Вид проекта: практико-ориентированный

Срок реализации: Среднесрочный (Сентябрь 2019г.)

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-6лет), учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Обеспечение проекта: 

-видео- и аудиотеки, картотеки игр упражнений;                                   

 наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудиодиски; технические средства – компьютер, проектор; -зеркала, атрибуты для драматизации сказки.

Ожидаемый результат:

У дошкольников формируется:

-  Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

-  Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

- Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми

          У педагогов   повышается:

-   профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

-   образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями)

                                    Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.

Содержание деятельности:

1. Изучение методической литературы

2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения

3. Подборка коммуникативных игр в соответствии с возрастом детей

4. Создание условий для проведения игр в группах (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием)

5. Создание развивающей среды в группе и музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми»

6.  Игровые задания для домашнего общения

Использование данного вида деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития

  1. Модель взаимодействия с другими педагогами

Говоря о работе с детьми по развитию речи нельзя рассматривать только деятельность воспитателя. Успех коррекционной работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников.

Учитель-логопед координирует всю коррекционную работу специалистов ДОУ:

  • совместные наблюдения, обсуждения, консилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;
  • знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;
  • согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);
  • внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;
  • оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;
  • ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;
  • не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.

Педагогический коллектив ДОУ представлен учителем-логопедом воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.

Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

  1. Методы и приемы работы

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Общепринятой является классификация методов по используемым средствам. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

- наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок);

            - практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);

           - словесные (беседы, рассказы, инсценировки)

II этап – Практический – познавательный

1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через   активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

2. Обучение детей организации   коммуникативных игр   в свободной деятельности.

3. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу»

5. Консультация для родителей с практическим показом "Играем в коммуникативные игры"

6. Консультации педагогов по теме «Психогимнастика как средство социализации дошкольников»

7. Организация и проведение тренингов с педагогами на тему «Азбука общения»

III этап – Заключительный

Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» - итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»

                                                                                                     Приложение 1

Информационно-методическое обеспечение проекта:

 1. Бычкова С. С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций».

3. Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».

5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения».

6. Рылеева Е. В. «Вместе веселее!».

7. Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»

8. Семенака С. И. «Уроки добра».

9. Щипицина Л. М «Азбука общения».

10. «Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»

11. Марцинковская Т. Д. -Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

12. Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

13. Арцишевская И. Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».

14. Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

15. Музыкальная палитра №2-2007г.

 

                                                                                                                    Приложение 2

Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).                               

                         Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

                                             Коврик примирения

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Закорючка

Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

                                                           Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

                                                                 «Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Игра «Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой            ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

"Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

"Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

Дождь идет - Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет, а мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

У оленя дом большой

Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук, тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай!»

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями.

Вариант: можно рассказывать (петь) и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп.

                                                       Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Поварята»

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

                                           Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, симпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Ау!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

                                                 

                                                                                                             Приложение 3

Интегрированное занятие: «Путешествие в страну Эмоций»

Цели:

Формировать знания об эмоциональных состояниях людей и персонажей литературных произведений, побуждать использовать знания о мимике в процессе коммуникации, продуктивной деятельности, а также игровой.

Задачи:

Образовательные

Область познания «Коммуникация»: закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация), формирование словаря;

Область познания «Художественно–эстетическое развитие»: закреплять умение располагать изображение на листе в соответствии с замыслом; развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета; закреплять технику выполнения аппликации.

Область познания «Познание»: ФЭМП (практиковать в ориентировке в пространстве), ориентировка во времени (закреплять последовательность частей суток).

 Воспитательные

Продолжать формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостные, грустный, спокойный); побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок.

 Развивающие

Область познания «Социализация»: развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства; побуждать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо;  

Область познания «Чтение художественной литературы»: побуждать к внимательному слушанию сказок.

«Чтение художественной литературы» — «Социализация»: побуждать использовать в театрализованных играх сюжет ранее прочитанных литературных произведений.

Материал:

Демонстрационный и дидактический: Обозначение кассы; ширма–декорация, домик–декорация, игрушки бибабо и изготовленные ранее на конструировании из бумаги (Лягушка, Мышка, Медведь, Зайчик); иллюстрации к сказкам («Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть»,) и к стихотворению К.И. Чуковского «Телефон»; запись фонограммы русской народной музыки; графические изображения настроений и чувств (лицо веселое, плачущее, расстроенное, смеющееся, злое, спокойное); готовый макет куклы на ложке.

Для продуктивной деятельности: заготовки кукол на ложке, овал из белой бумаги (для лица куклы), карандаши цветные, клей, клееночки, тряпочки.

Предварительная работа

В утренние часы свободной игровой деятельности организация игры–«Театральная касса».

Воспитатель

Дети

Организационный момент

(Раздается 1-ый звонок). Приглашаем занять свои места согласно билетам.

Проходят на места.

(Раздается 2-ой звонок). Просьба отключить все мобильные телефоны и убрать игрушки, чтобы они не мешали Вам и Вашим соседям во время спектакля.

Убирают игрушки

(Раздается 3-ий звонок). 

Выходит конферансье. Здравствуйте, дорогие зрители! Рада приветствовать вас в нашем  театре. Сегодня вы увидите 3 сцены из спектакля. А вот названия его вы попробуете отгадать сами!  Есть подсказка. Это русская народная сказка. И так, наш занавес открывается. Начинает звучать фоном русская народная музыка.

Основная часть

Сцена первая.

Лягушка прискакала к Теремку и спрашивает:

—Кто-кто в теремочке живет. Кто–кто в невысоком живет? А Мышка ей и  отвечает: —Я Мышка–норушка.—Пусти меня жить! Пустила ее Мышка в Теремок. Обрадовалась Лягушка. И стали они жить вместе

Сцена вторая.

Медведь и говорит: —Раз я в Теремке не помещаюсь, то на крыше точно помещусь. Испугались животные отговаривать его стали:

— Михал Потапыч, не залезай на Теремок, ты же тяжелый, сломать его можешь!

Сцена третья.

Не послушал зверей Медведь. Залез на Теремок и сломал его. Сидят звери на лесной полянке и плачут от горя. Но плакали они недолго, а построили себе новый теремок, еще больше и еще краше прежнего.

Ребята, кого из героев сказки мы видели на сцене чаще остальных?

Лягушку-Квакушку

Сколько сцен из спектакля мы видели?

Три.

В первой сцене что происходило?

Лягушка к теремку подошла и попросилась в нем жить и стали они жить с Мышкой вместе.

Как вы думаете, какое настроение было у лягушки?

Веселое, радостное.

А что происходило во второй сцене?

Медведь забрался на теремок и сломал его.

А что делали остальные звери?

Отговаривали его залезать на теремок.

Почему?

Он мог его сломать.

Какие чувства испытывали звери?

Им было страшно.

Теперь вспомним третью сцену.

Звери сидели на полянке и плакали. А потом построили новый теремок.

А почему плакали звери?

Теремок был сломан.

Вот еще одно чувство, которое испытали герои сказки. Это огорчение, расстройство.

Но ведь потом они все вместе вновь построили теремок и все закончилось хорошо. Как вы думаете, какие чувства испытали герои сказки в самом конце истории.

Радость.

Я с вами согласна. Как вы догадались, что звери радовали и огорчались, плакали и веселились?

По их словам.

Точнее по голосу, которыми были сказаны эти слова.

Сейчас покажу вам как можно управлять своим голосом. Слово «Здравствуй!» произнесу с разной интонацией:

Приветливый, радостный. Пример приводит. 

Грустный, печальный. Пример приводит.

Задумчивый. Пример приводит.

Сердитый, злой. Пример приводит.

Торопливый. Пример приводит.

Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть немного. Для этого мы встанем, задвинем стулья и выйдем в проход между рядами.

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Какое чувство было у девочки Милы, когда она сажала цветы?

Какое настроение было у ее брата, когда он разбил стакан?

Изменилось ли настроение Милы после этого происшествие?

Она была веселой.

Он был огорчен, расстроен.

Она тоже расстроилась.

Но свои эмоции можно передавать не только с помощью голоса, интонации, но и с помощью движений лица — мимики.

Мы с вами тоже становимся актерами, когда ставим спектакли для других детей в детском саду и для родителей. Поэтому нам тоже надо уметь правильно показывать настроение. Для этого приглашаю вас в страну Эмоций. Чтобы не заблудится, нам понадобится карта. У меня есть 3 карты, каждая в своем конверте. Какого цвета конверты?

Синий, желтый и зеленый.

Продолжение основной части

Помогать мне будет куколка Бантик и те ребята, у кого синие билеты. Давайте рассмотрим карту.

Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки. Вспомните ее название.

Скажите, какое настроение было у Зайчика, когда он построил свою избушку. Вот как можно изобразить его в рисунке. Скажите, какое настроение было у Зайчика, когда его Лиса из дома выгнала? Вот как можно изобразить это настроение в рисунке. Посмотрите. Бровки на личике расположены по-другому и появилась слезка.

Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Заюшкина избушка

Веселое, радостное.

Зайчик был расстроен и плакал.

Дети садятся.

Теперь возьму следующую карту. Желтую. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого желтые билеты. Давайте рассмотрим карту. Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки. Вспомните ее название. Скажите, как зовут этого героя и что он делает? Его веселое настроение можно изобразить в рисунке так. А кто это из героев? Соломинка. Какое у нее настроение на иллюстрации  и почему? Ее грустное настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Мыльный пузырь, соломинка и лапоть.

Это мыльный пузырь, он смеется.

Она расстроена, потому что ее сломали.

Дети садятся.

Теперь возьму следующую карту. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого зеленые билеты.

Давайте рассмотрим карту. Идут по карте.

Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из стихотворения. Как оно называется? Кто его написал?Вспомните ее название.

Хочу прочитать вам отрывок из стихотворения.

«А вчера поутру Кенгуру: 
- Не это ли квартира Мойдодыра? 
Я рассердился да как заору: 
- Нет! Это чужая квартира!!! 
- А где Мойдодыр? 
- Не могу вам сказать... 
Позвоните по номеру сто двадцать пять».

А теперь вопрос. Какое настроение было у того, кто взял трубку? Его сердитое настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Телефон.

Корней Чуковский.

Он был сердит.

А теперь вспомним, какая картинка что изображает.

Педагог вывешивает на доску рисунки с изображением эмоций.  И предлагает 1-2 детям изобразить их.

Дети вспоминают название эмоций и настроения.

Мы говорили с вами, что кукла не может лицом передавать настроение, меняя его выражение. Но можно сделать куклу с уже задуманным выражением лица. Посмотрите, что у меня получилось. Я сделала ей веселое настроение.

Педагог показывает куклу.

А сделала я ее так. Мне понадобилась заготовка куклы. Овал из белой бумаги и карандаши, клей, клеёночка и тряпочка. Сначала решила. Что настроение у моей куклы будет хорошее. На овале нарисовала части лица так, как нарисовано на наших рисунках-подсказках. Затем на клееночке нанесла клей на обратную сторону заготовки лица и затем приклеила к ложке, прижав тряпочкой. Вот моя кукла готова. Предлагаю вам достать из стола заготовки кукол и самим стать кукольных дел мастером. Давайте вспомним, в какой последовательности надо выполнять задание.

А когда выполнил наше задание, пусть каждая кукла поздоровается со своей соседкой. После игры мы оставим наших куколок для уголка театра.

Теперь приступим.

Дети вспоминают последовательность.

Заключительная часть

Педагог по-необходимости помогает выполнить задание детям и здоровается своей куколкой с куклой ребенка, приглашает ребенка показать кукле группу.

                                                                                               Приложение 4

Консультация для родителей с практическим показом "Играем в коммуникативные игры"

 Вступительная беседа

 «Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям? – многие родители задают себе эти вопросы. В мире нет одинаковых людей, каждый человек по-своему уникален и неповторим, но полноценной личностью он становится только в обществе. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.  

К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в одиночестве.

 Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

В нашей работе с детьми мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются специальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей. Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Приглашаю родителей посмотреть, как играют дети и поиграть с ними в эти игры.

  1. Игра «Здравствуй, дружок»

Здравствуй, дружок! – машут одной рукой

Здравствуй, дружок! – машут второй рукой

Вместе с тобою мы встали в кружок

Здравствуйте, наши ручки – хлоп, хлоп

Здравствуйте, наши ножки – то, топ

Здравствуйте, наши коленочки – шлёп, шлеп

Здравствуйте, круглые щёчки – пух, пух

Здравствуйте, наши пальчики – тук, тук

Здравствуйте, девочки

Здравствуйте, мальчики!

Мы друг другу улыбнёмся, дружно за руки возьмемся!

  1. Игра «Доброе животное»

Дети и родители образуют круг. Воспитатель говорит, что они - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.  На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь послушаем, как так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце. Стук – один шаг вперёд, стук – один шаг назад.

  1. Игра «Найди своего ребёнка»

  Дети стоят лицом в круг, родители – за кругом, спиной к детям. Воспитатель      объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз. рост, одежду...)  Родитель должен узнать своего ребёнка, подойти, обнять его.

  1. Игра «Я – дрозд, ты – дрозд»

Дети разбиваются на пары, произносят слова и выполняют движения по тексту

Я – дрозд, ты – дрозд

У меня есть нос, у тебя – есть нос

У меня – щёчки аленьки, у тебя – щёчки аленьки

У меня – губки сладеньки, у тебя губки сладеньки.

Мы с тобой друзья – я и ты, ты и я

Мы любим друг друга (обнимаются)

   Игры, направленные на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом, на снятие эмоционального напряжения

  1. Игра «Маленькое привидение»  

  Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

  1. Игра «Шум растёт»

Взрослый говорит: «Представьте, что на свете жил маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш», но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж». Наконец, шумок вырос и превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж». Давайте вместе покажем, как рос Шумок.

Благодарю родителей за внимание и участие в играх. Итог: «В эти игры родители могут играть с детьми дома, они помогут укрепить с ребёнком, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, а также доставят массу удовольствия и радости от общения с вашим ребёнком»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры....

ООД в подготовительной группе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки) "Сёксень вастовома"

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие их мелкой моторики рук.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку...

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Перспективный индивидуальный план профессионального развития воспитателя "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру"...