Главные вкладки

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.
    статья по развитию речи (старшая группа) на тему

    Галина Викторовна Куликова

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_kulikovoy_g.v._mbdou_99.docx19.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель МБДОУ «Детский  сад №99»

    Куликова Г.В.

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

    Цель – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.

    Поставленные задачи  для  долгосрочной  работы   с детьми:

    • изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников с помощью театрализованной деятельности;

    • развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание детей, наблюдательность, фантазию, музыкальность, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу и  выразительность движений;

    • способствовать повышению познавательного интереса у детей, развитию памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи), творческого воображения;

    • оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи, применяя эмоционально привлекательные для детей формы и методы развития речи;

    • определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми, взаимодействия с их родителями и педагогами ДОУ;

    • создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

             Развитие речи – одна  из  главных  задач  обучения в  детском  саду, где закладываются основы личности человека, ведь речь – основа   человеческого общения.

    Дошкольный  возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или  не смог узнать ребенок в эти ранние годы, отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных  способностей дошкольников.

    Характерными проблемами развития речи дошкольников  являются:

    • Односложная речь, которая состоит  только из простых предложений . Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
    • Скудость  речи. Маленький словарный запас.
    • Речь, в которой избыток слов «паразитов» и сленговых  слов.
    • Применение нелитературных выражений и слов.
    • Небогатая диалоговая речь: неумение  доступно и грамотно  задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ.
    • Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный  рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст,  своими словами.
    • Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
    • Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и  т. д.
    • Нехорошая  дикция.

    Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи и   коммуникативных навыков.

    Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом.

    Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

    Приведу высказывания педагогов об игре:

    • «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В. Менджерицкая).
    • «Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).
    • «Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
    • Вспомните старинную припевку: «Море волнуется - раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В. Чиркова).

    Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.

    На   мой  взгляд,   нужно  начинать  с организации театрально - игровой среды в группе. Подбор игрушек, атрибутов, литературных произведений, театральных кукол и костюмов. Для музыкального оформления в группе должны  быть  мультимедийные  устройства. Оформление театральных уголков для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. Так же  детям  очень  нравятся простые декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.

    Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказка-терапия.

    На занятиях создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Занятия проводить под музыкальное сопровождение, тогда на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включить дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д.

    Если  будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию и  создана предметно-развивающая среда можно  сделать  следующие  выводы:

    1. обогатится игровой, коммуникативный  и  эмоциональный опыт дошкольников.
    2. расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
    3. у детей повыситься уровень развития речи, общительности, самооценки;
    4. у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
    5. родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

    Воспитание  звуковой  культуры  речи, словарная  работа, формирование  грамматического  строя  речи, её  связности – решаются  на   протяжении  всего  дошкольного  детства. Поэтому  начинать  заниматься  данной  проблемой  нужно  с  самого  рождения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

    Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»...

    «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»

    Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, са...

    ПРОЕКТ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

    ПРОЕКТРазвитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...

    Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

    К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...