Конспект НОД по речевому развитию в старшей – подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сенотова Елена Сергеевна

Конспект НОД

по речевому развитию в старшей – подготовительной группе

Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологическую речь. Учить составлять рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщать представления детей об Осени как времени года, ее признаках;

- Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами;

- Расширить представления детей о труде людей на полях осенью;

- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

- Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

- Расширение, уточнение, актуализация словаря по темам «Овощи».

Развивающие:

- Развивать связную речь, память, мышление, зрительное внимание, общую моторику.

- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные:

- Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

- Воспитывать усидчивость, самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Обь – Юганская средняя общеобразовательная школа»

Конспект НОД

по речевому развитию в старшей – подготовительной группе

Тема: «Составление рассказа по картине «Уборка урожая»

Подготовила и провела:

воспитатель старшей подготовительной группы «Рябинка»

Сенотова Е. С.

п. Юганская Обь

2019 г.

Цель: Совершенствовать диалогическую речь и монологическую речь. Учить составлять рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщать представления детей об Осени как времени года, ее признаках;

- Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами;

- Расширить представления детей о труде людей на полях осенью;

- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

- Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней;

- Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

- Расширение, уточнение, актуализация словаря по темам «Овощи».

Развивающие:

- Развивать связную речь, память, мышление, зрительное внимание, общую моторику.

- Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;

Воспитательные:

- Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

- Воспитывать усидчивость, самостоятельность

Методы и приемы:

- практические: рассматривание, составление рассказа по картине;

- наглядные: мольберт, графическое изображение «слов-действий», картина В.М. Каратая «Уборка урожая», корзина с картинками овощей, графическое изображение слов предметов;

- словесные: ситуативный разговор, стихотворение В.Нищева «Машины в поле…»,

Материалы и оборудование: картина «Уборка урожая», муляжи или картинки овощей, песня «Едет с поля урожай», разноцветный мяч.

Предварительная работа: беседа и наблюдение за осенними изменениями в природе.

1. Организационный момент:

Воспитатель здоровается, приглашает, предлагает им занять места у своих стульчиков.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно 
Смотрят и все … (видят). 
Уши внимательно слушают 
И всё …(слышат). 
Голова хорошо … (думает).

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, отвечаем полным ответом:

  • Когда идет дождь -  погода дождливая.
  • Когда дует ветер - погода ветреная.
  • Когда холодно – погода холодная.
  • Когда пасмурно – погода пасмурная.
  • Когда сыро - погода сырая.
  • Когда хмуро – погода хмурая.
  • Когда ясно – погода ясная.
  • Когда идёт снег – погода снежная.
  • Когда светит солнышко – погода солнечная.

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, золотая, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Листья все облетели, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, идёт снег, начинаются морозы.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Ребята, вспомните, я в начале занятия говорила, что мы отправимся в путешествие.

Дети:  Да.

Воспитатель:  Мы с вами отправимся в прошлое  в «Золотую осень». Посмотрите на картину. 

Рассматривание картины и беседа по ней, дает детям несколько минут для рассматривания картины, читает в это время стихотворение.

Воспитатель:

Машины в поле, трактора,

Людей - не сосчитать.

Знать, урожай пришла пора  им с поля убирать.  В. Нищева

Воспитатель: Вы внимательно рассмотрели картинуРасскажите, что делают люди, изображенные на ней.

Дети:  Люди убирают урожай овощей.

Воспитатель:  Люди,  какие овощи они убирают?

Дети:  Они убирают картошку. Машины, изображенные на переднем плане, везут капусту.

Воспитатель:  Какую технику художник изобразил в центре картины?

Дети:  По полю едет трактор с картофелекопалкой. Она копает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика.

Воспитатель:  Что изображено на заднем плане картины?

Дети:  Мы видим трактор с прицепом, полным картошки. Рядом с трактором идут люди с инструментами. Наверное, они уже закончили работу.

Воспитатель: Что делают рабочие на краю поля?

Дети:  Трое рабочих ставят ящики с картошкой, а двое рабочих с пустыми ящиками идут к картофелекопалке.

Воспитатель: Славно потрудились полеводы, вырастили отличный урожай. Сколько труда они вложили в него! Весной они пахали и боронили поля, проводили посевные работы; летом боролись с сорняками и вредителями растений, занимались поливкой. И вот теперь они убирают с поля крупный отборный картофель, хрустящую белокочанную капусту.

Воспитатель:  Ребята, подумайте, как можно назвать эту  картину?

Дети: «Уборка урожая»

Воспитатель: Правильно, картина так и называется «Уборка урожая», а написал её художник Василий Михайлович Каратай. Ребята, кто мне скажет? В каких тонах написана картина - в теплых или холодных.

Дети: Картина нарисована в тёплых тонах.

Воспитатель: Но давайте продолжим рассматривание картины и расскажем об осенней природе. Как ее изобразил художник? Расскажите о погоде, о небе, лесе. Какие они?

Дети:  Стоит солнечный осенний день. Небо чистое. Стая птиц улетает на юг. Вдалеке виден разноцветный осенний лес.

Воспитатель: Вы были очень внимательны при рассматривании картины, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультурная пауза: 

Песня «Едет с поля урожай».

Д/игра «Повар» - закреплять навыки образования относительных прилагательных; совершенствовать словарь по теме «овощи»; развивать словесно-логическое мышление, грамматический строй речи; навыки обобщения и классифицирования предметов.

Воспитатель раздаёт детям корзинки и приглашает детей на ковер, где разложены овощи (картинки или муляжи) дети под музыку должны собрать овощи в корзинку. Когда дети соберут все овощи воспитатель, спрашивает каждого ребёнка, какие овощи он собрал в корзинку.  Дети перечисляют овощи. Воспитатель задаёт вопрос.

Воспитатель: 

Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда.

«Назови, какой салат?»:

- Салат из картофеля – картофельный салат.

- Салат из капусты – капустный салат.

- Салат из моркови – морковный салат.

- Салат из свЁклы – свекОльный салат.

«Как называется запеканка?»:

- Запеканка из картофеля – картофельная запеканка.

- Запеканка из морковки – морковная запеканка.

- Запеканка из капусты – капустная запеканка.

- Запеканка из кабачка – кабачковая запеканка.

«Назови, какой сок?»:

- Сок из огурцов — огуречный сок.

- Сок из помидоров — томатный сок.

- Сок из тыквы — тыквенный сок.

- Сок из свЁклы — свекОльный сок.

- Сок из капусты – капустный сок.

- Сок из моркови – морковный сок.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали овощи и приготовленные из них блюда.

Прошу пройти вас к стульчикам.

Коллективное составление плана и алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи. Воспитатель переворачивает на доске картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа.

Воспитатель: Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы, которые мы будем закреплять на доске  по порядку. Как вы думаете, с чего лучше начать рассказ? Дети:  Мы расскажем о природе, о погоде, о небе, о лесе.

Воспитатель: Выберите необходимые символы и закрепите их по порядку на доске.

Дети помещают на наборном полотне следующие символы.

Солнце и 2 облака

Улетающие птицы

Лес

Воспитатель:  Верно. О чем вы расскажете дальше?

Дети:  Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картине. Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно

Два человека копают картошку

Воспитатель: Хорошо. Что вы опишете потом?

Дети:  Мы расскажем о технике, которую видим на картине.

Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно.

Грузовик и трактор

Воспитатель: У вас получился отличный план. Теперь немного отдохнём и попробуем составить рассказ.

Рассказ по картине «Уборка урожая»

Ребенок. На картине изображен ясный осенний день. Стоит теплая солнечная погода. Стая птиц улетает на юг. Лес уже стал разноцветным.

На переднем плане нарисованы люди, которые убирают урожай. Трое рабочих ставят ящики с картошкой, двое рабочих несут пустые ящики к картофелекопалке. На заднем плане мы видим людей, которые уже закончили работу и уходят с поля с инструментами на плечах.

В центре поля мы видим трактор с картофеле-копалкой. Она выкапывает картошку. Картошка сыплется в кузов грузовика. На заднем плане трактор везет прицеп, полный картошки. По дороге едут грузовики с капустой.

Картина написана в теплых тонах и вызывает хорошее настроение.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравился рассказ. Кто из вас может повторить его целиком?

Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: Мы рассматривали картину «Уборка урожая» и составляли рассказ по ней.

Воспитатель:  Как называется техника, которая работает на поле?

Дети: Картофелекопалка, трактор, грузовики.

Воспитатель:  Вы запомнили, как называется картина и художника, который написал её?

Дети:  Картина называется «Уборка овощей» написал художник Василий Михайлович Каратай.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали сегодня. Составили интересный рассказ. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.Тема Составление рассказов на заданную тему «Мы живем в России»...

НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников: Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собойОбогащ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема "Составление рассказа по картине "Одуванчики"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка»

Цель: создание мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание: упражнять в образовании существительных - названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок. ;образовывать...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: составление рассказов по картине «На солнечной полянке».

Программное содержание: помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности; продолжать учить придумывать название картине; составлять небольшой рассказ, воспитывать люб...