Конспект занятия по развитию речи " Поможем Весне"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шостак Юлия Александровна
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_vesne.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Поможем Весне»

Цель:

Закрепить знания детей о характерных признаках весны

Задачи:

Образовательные:

Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о весне, закреплять умение анализировать объекты живой и неживой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие:

Развивать умение детей составлять общий рассказ, связную речь; расширять словарный запас. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные:

 Воспитывать творческие способности, эстетическое восприятие природы; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

Материалы и оборудование: проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка), мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери нашей группы я нашла конверт, что там находится, я не знаю. Я решила дождаться вас и посмотреть, от кого к нам письмо пришло.

- Как вы думаете, от кого может быть это письмо? (догадки детей)

- Давайте прочитаем:

«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: 3 месяца – Зима, 3 месяца – Весна, 3 месяца – Лето и 3 месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Некоторые птицы, которые к нам прилетели, остались без жилья. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! Я отправлю письмо детям в детский сад, в старшую группу и они мне обязательно помогут победить Зиму, но для этого ребятам надо» …

- Ребята, а дальше ничего нет, листок оборван.

- Как вы думаете, как мы можем помочь весне? А давайте порадуем весну своими знаниями?

Дети: Да, порадуем.

Воспитатель: Когда наступает весна, с крыш домов капает капель, образуются сосульки. Посмотрите и у нас в группе висят сосульки. (сосулька № 1) Весна загадывает вам загадки, отгадаем? (снимает закрепленный картон в виде сосульки и загадывает детям загадки).

К нам пожаловал на двор

Ветронос и зимосбор,

Водотек и весновей.

Он позвал домой грачей.

Вывел кто весну на старт?

Отгадали? Это - (март)

Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель

Это будит всех – (апрель)

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает - (май)

Воспитатель: Ах, какие молодцы, отвечали дружно, справились. А о чем были эти загадки? Правильно, о весенних месяцах. Давайте посмотрим вторую сосульку и выполним следующее задание.

Игра «Скажи ласково». Игра проводится в кругу с мячом.

Воспитатель: Весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу - солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка.

Воспитатель: Открываем сосульку № 3

Игра «Назови признаки».

Подберите признаки к слову весна. Весна какая? (ранняя, звонкая, теплая, дружная, веселая, красивая, цветущая, долгожданная).

Воспитатель: Молодцы! И это задание вы правильно сделали. Я думаю, что весна очень довольна, как справляетесь с заданиями

Воспитатель: Идём дальше (сосулька № 4) Весна пишет нам, что солнышко совсем загрустило и не светит, и не греет, как помочь солнышку? На интерактивной доске нарисовано изображение солнца без лучиков. Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его.

Игра «Какое солнышко?» Дети рассказывают о солнышке и рисуют лучики:

Солнышко какое? Лучистое,  яркое,  жаркое, весеннее, теплое, красивое, желтое, веселое, игристое, радостное, круглое, румяное, доброе, щедрое, блестящее, благодатное, нежное, приветливое и т. д.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились! Смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать  нашу землю теплом!

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка

«Пришла весна»

Улыбаются все люди-веснавеснавесна!

(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)

Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.

(делают ритмичные повороты туловища)

По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.

(ритмично шагают на месте)

На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.

(взмахивают обеими руками к себе)

И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.

(ритмично щелкают пальцами рук)

По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.

(потирают ладони)

Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.

(делают из пальцев бутон)

И все живое сразу слышит весенний этот зов!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас представим, что мы оказались в весеннем лесу. Закройте глаза и послушайте

(Аудиозапись пение птиц весной)

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? А какие это птицы, мы должны с вами отгадать. (Сосулька № 5)

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

(Дети вешают птиц на дерево)

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)

Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А  давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)

Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)

Молодцы! Правильно! Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.

 Что весной делают птицы? (Ответ детей)

Воспитатель: Ребята,  но изменения происходят не только в жизни птиц, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.(сосулька № 6)

Воспитатель: Ребята, отгадайте,  кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем,  как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)

Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)

Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит

А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей»

Один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежат

зайчат

лисят

волчат

ежат

Воспитатель: У нас осталась последняя сосулька…(сосулька № 7)

«Рассказ о весне» Давайте теперь, раз вы всё знаете о весне, поиграем: я буду говорить фразу, а вы будете отгадывать – о чем я говорю

(отгаданные слова сопровождаются слайдами из презентации)

Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)

Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)

На крышах вырастают белые морковки (сосульки). И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя капель.

Становится ноздреватым, мокрым и вот уже тает (снег)

Снег превращается в быстрые, озорные ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну.

На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)

А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)

И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют… (подснежниками)

А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)

 (Раздается стук в дверь, воспитатель открывает, на пороге почтальон принес посылку от весны)

Воспитатель: Ребята, смотрите, весна прислала нам посылку, тут и письмо.

«Дорогие ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами в окошко. И так как вы прекрасно справились со всеми заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам быть и дальше такими умными и послушными. Весна».

Весна прислала вам в посылке конфеты и попозже мы с вами попьем чай.

Воспитатель: Давайте сейчас вспомним чем мы сегодня занимались и какие задания выполняли. Какие задания вам понравились больше всего?

(слушали музыку, играли в интересные игры, составляли рассказы о весне, рисовали лучики)

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо, что вам всем что-то понравилось. Вы порадовали весну и меня своими знаниями. А сейчас мы будем пить чай с конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Поможем Солнышку" (для детей первой младшей группы)

Это занятие направлено на закрепление частей тела животных и умение употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных. Цели занятия достигаются через дидактические игры, стихотворный...

Конспект занятий с развитием речи "Поможем Мишке" (для детей 2- 3 лет)

Развивать речь детей, интерес к животным и их детенышам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к игрушкам. Формировать элементарное понятие о дружбе, взаимопомощи, умение называть «волш...

Конспект занятия по развитию речи «Поможем Солнышку»

Это мероприятие направлено на закрепление частей тела животных и умение употреблять в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных. Цели мероприятия достигаются через дидактические игры, стих...

Открытое занятие по развитию речи "Поможем весне"

Программное содержание:Цель: формировать представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.Задачи:-       Образовательные: продолжать уточнять и система...

конспект занятия по развитию речи "Поможем колобку"

Конспект  занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Поможем Колобку»Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством ...

Интегрированное занятие по развитию речи "Поможем весне"

Материал замиствован, но редактирован в связи с изменением разработки конспектов...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...