Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики с детьми старшего дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Шефер Наталья Владимировна

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игры с мячом побуждают к общению, развивают координацию движений, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствуют развитию глазомера, меткости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_dlya_razvitiya_rechi.docx687.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики с детьми старшего дошкольного возраста.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него в дошкольном возрасте:

  1. Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
  2. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений.
  3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).

Значение игр с мячом:

  1. Игры с мячом побуждают к общению.
  2. Освобождают от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  4. Помогают проводить работу над развитием просодических (интонация, тембр, сила, громкость) компонентов речи.
  5. Регулируют силу и точность движения.
  6. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  7. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  8. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  9. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

Проявляя тонкую психологическую проницательность, К.Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

В связи с этим воспитателям' рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить (даже в случаях самостоятельной игры ребенка), учитывать в них взаимоотношения детей, всемерно использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.

От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели. режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

При организации речевых игр и упражнений можно руководствоваться, например, такими рекомендациями:

  • игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
  • они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель - помочь ему в этом;
  • - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • - игра может быть частью занятия или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.);
  • - в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
  • - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • - в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Целесообразно распределить игры с мячом по следующим разделам:

  1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
  2. Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
  3. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
  4. Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
  5. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИ3а.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

                Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми речевой группы мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.

Комплекс «Разминка» для развития мелкой моторики, с использованием небольших мячиков

КОМПЛЕКС «РА3МИНКА»

Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю
.

«Здравствуй, мой любимый мячик.
Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;
Вправо-влево
- как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю
.

Мячик мой не отдыхает -
Между пальцами гуляет

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой
Я его катаю - браво.

Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые и сшитые из ткани мячи.

 Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа - слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»,

Игра «Справа, слева, впереди в обруч, точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Логопед предлагает ребенку следующие задания:

  • Какой обруч находится слева (справа)?
  • Стукни три раза мячом в правый обруч.
  • Стукни четыре раза мячом в левый обруч
  •  Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
  • Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех - пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя.

Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. Д.

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку.
Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук.

Например: весна - автобус - слон - нос - сова ...

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И.

Пример:

- Как тебя зовут?

- Ира (Иван).

- А фамилия?

- Иванова.

- Откуда ты приехала?

- Из Иркутска.

- Что там растет?

- Инжир.

- Какие птицы там водятся?

- Иволги.

- Какой подарок ты повезешь родным?

- Ириски и игрушки.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала.

В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателем и родителями.

Игра с перебрасыванием мяча «Логопеду мяч, бросай
и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Логопеду мяч бросай, четко фрукты называй» или «Логопеду мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Логопед:

Дети:

Овощи

Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Фрукты

Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды

Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Деревья

Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Домашние животные

Корова, лошадь, коза, овца, кролик, кошка, собака.

Дикие животные

Тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф.

Перелетные птицы

Стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.

Зимующие птицы

Голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.

Мебель

Стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, сервант.

Посуда

Тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, стакан, блюдце, сковорода, кастрюля.

Одежда

Пальто, платье, свитер, юбка брюки, майка, трусы, шарф, шапка.

Обувь

Сапоги, валенки, туфли, ботинки, кеды, тапки, босоножки.

Игрушки

Кукла, машинка, мишка, зайчик, пирамидка, мяч, юла.

Инструменты

Пила, топор, молоток, рубанок, клещи, дрель.

Транспорт

Трамвай, троллейбус, автобус поезд, самолет, пароход.

Вариант 2. Логопед называет видовые понятия, а дети - обобщающие слова.

Логопед:

Дети:

Огурец, помидор, репа.

Овощи

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей. животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, логопед называет какое либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования, Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1.

 

У тигра – тигренок

у льва львенок

у слона слоненок

у оленя олененок

у лося лосенок

у лисы – лисенок

Группа 2.

У медведя медвежонок

у верблюда верблюжонок

у волка – волчонок

у зайца зайчонок

у кролика крольчонок

у белки бельчонок

Группа 3.

у коровы теленок

у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок

у овцы ягненок

у курицы цыпленок

у собаки щенок

Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей
.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос:

Корова

тигр

змея

комар

собака

волк

утка

свинья

мычит

рычит

шипит

пищит

лает

воет

крякает

хрюкает

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит?»; «А кто мычит», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,
Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол столик, ключ ключик

Шапка шапочка, белка белочка.

Книга книжечка, ложка ложечка.

Голова головка, картина картинка.

Мыло мыльце, зеркало зеркальце.

Кукла куколка, свекла свеколка.

Коса косичка, вода водичка.

Жук – жучок, дуб дубок.

Вишня – вишенка, башня башенка.

Платье – платьице, кресло креслице.

Перо перышко, стекло – стеклышко.

Часы – часики, трусы трусики.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,
Ч
то умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение

глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1.

Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед:

Дети:

строитель

строит

повар

варит (готовит)

носильщик

носит

чертежник

чертит

рабочий

работает

уборщица

убирает

художник

рисует

фотограф

фотографирует

продавец

продает

охотник

охотится

парикмахер

стрижет

маляр

красит

врач

лечит

рыбак

рыбачит

учитель

учит

прачка

стирает

пианист.

играет

писатель

пишет

пастух

пасет

Вариант 2.

Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает - продавец).

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бы
вает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня...)
  2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...)
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф...)
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)
  5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь...)
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко...)
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли ...)
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка...)
  9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, елка, проволока...)
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, клинок...)
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка...)
  12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей...)

Игра «Один - много»

Мы - волшебники немного:

Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры:

стол – столы

стул – стулья  

двор – дворы

кол колья  

нос носы

лист листья

гора – горы

перо – перья

нора – норы

крыло – крылья  

мост – мосты

дерево деревья  

дом дома

носок носки  

глаз глаза

чулок чулки  

луг луга

кусок – куски  

город – города  

кружок – кружки  

провод провода

дружок – дружки  

холод холода

прыжок прыжки  

день – дни

утенок утята  

пень – пни

гусенок гусята  

сон сны

цыпленок цыплята  

лоб лбы

тигренок тигрята  

ухо уши  

слоненок слонята    

Игра «Веселый счет»

Сколько их - всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Логопед или ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Примеры:

один стол - пять столов

один заяц - пять зайцев

один слон - пять слонов

один палец - пять пальцев

один шкаф - пять шкафов

одно платье - пять платьев

один гусь - пять гусей

одна шапка - пять шапок

один лебедь - пять лебедей

одна перчатка - пять перчаток

один журавль - пять журавлей

одна банка - пять банок

одна гайка - пять гаек

одна рукавица - пять рукавиц

одна майка - пять маек

одна пуговица - пять пуговиц

одна шишка - пять шишек

одна мыльница - пять мыльниц

один утенок - пять утят

одна шляпа - пять шляп

один гусенок - пять гусят

одна книга - пять книг

один цыпленок - пять цыплят

одна конфета - пять конфет

Вариант «А у меня»

Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

ШКОЛА МЯЧА

ПОДБРАСЫВАНИЕ МЯЧА

  1. Подбросить мяч вверх и поймать двумя руками.
  2. Подбросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать.
  3. Подбросить мяч вверх и поймать его после удара об пол.
  4. То же с хлопком.
  5. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши впереди и сзади себя.
  6. Подбросить мяч вверх, руки убрать за голову, поймать мяч.
  7. Подбросить мяч вверх и отбивать 3-5 раз правой (левой) рукой.
  8. Подбросить мяч вверх и поймать его правой (левой) рукой.
  9. Подбросить мяч вверх, хлопнуть под коленом, поймать мяч.
  10. Подбросить. Повернуться вокруг себя и поймать мяч (подготовительная группа).
  11. Продвигаясь вперед, подбрасывать мяч вверх.

ИГРЫ С УДАРОМ МЯЧА ОБ ПОЛ

  1. Ударить мячом об пол и поймать его двумя руками.
  2. Ударить мячом об пол, хлопнуть в ладоши и поймать его.
  3. Ударить мячом об пол, повернуться вокруг себя и поймать его.
  4. Ударить мячом об пол и поймать его правой (левой) рукой.
  1. Ударить мячом об пол, перенести ногу над мячом, поймать его.
  1. Отбивать мячом об пол двумя 'руками 5-6 раз подряд.
  2. Отбивать мячом об пол двумя руками, продвигаясь вперед.
  3. Отбивать мячом об пол правой (левой) рукой по 5-6 раз, продвигаясь вперед.
  4. . Ударить мячом об пол, хлопнуть впереди и сзади себя, поймать ·мяч.
  5. Ударить мячом об пол, сделать хлопок под коленом, поймать мяч.
  6. Непрерывно ударять мячом о пол, перенося над ним ногу.

Литература

  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной  и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
  2. Куликовская Т.А. Лучшие логопедические игры и упражнения развития речи: пособие для родителей и педагогов  /  Т.А. Куликовская – М.: АСТ: Астрель. 2009. – 94, [2], с.: ил.
  3. Рудик О.С. Развитие речи детей 6 – 7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176с.
  4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994г. – 334с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в процессе совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

 Обучение в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: в игровой и художественной деятельности, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

Конспект ОД по развитию речи "Прятки на лесной полянке" с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста

Коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки....

Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.

Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм  с мячом уделяется мал...

Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения с детьми старшего дошкольного возраста . Тема: «Осенние чудеса».

Цель занятия: познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации....