Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.
методическая разработка по логопедии

марина лернер

Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм  с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым.

 

      Но мяч не просто игрушка, он может быль прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практики, а именно в работе для развития речи, мелкой и ручной моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myach_i_rech.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

      Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики»

Игры с мячом известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

     Практически каждый ребёнок знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

     В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры берёзы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

       Теперь любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк.

       Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм  с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым.

      Но мяч не просто игрушка, он может быль прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практики, а именно в работе для развития речи, мелкой и ручной моторики.

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на занятиях по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  6. Регулируют точность и силу движений.
  7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшает обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

       В январе 1998 года Ассоциация логопатологов Санкт –Петербурга и области под руководством президента ассоциации профессора Г.А.Волковой поводила конференцию на тему: «Проблемы готовности к школьному обучению детей».

В докладах выступающих прозвучали данные о том, что в последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения. В настоящее время этими нарушениями страдают 50 – 60% учащихся массовых школ.

      Подобные данные заставляют серьёзно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по предупреждению ошибок чтения и письма у детей .

      Для успешного овладения письменной речью ребёнок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:

  1. Развитая фонематическая функция (включая возможность четкой слуховой дифференциации близких звуков, а также начальной формы звукового анализа и синтеза слов).
  2. Достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.
  3. Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью).
  4. Развитая мелкая ручная моторика.

Исходя из этого для коррекции различных уровней нарушений предлагаю использовать игры с мячами. И их можно распределить по следующим разделам:

  • Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики.
  • Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики.
  • Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
  • Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
  • Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики, проводит преподаватель физической культуры. А мы остановимся на играх, которые развивают речь детей и проводят их воспитатели.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

        Современные научные данные подтверждают, что область коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга, прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребёнка.

Для развития мелкой моторики предлагаю такие игры с мячом, как «Разминка». Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий. Комплекс «Фокусник» научит правильно употреблять предлоги детей, в весёлой и непринуждённой игре.

«Сделай сам» игра развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

      Мы знакомим детей с гласными звуками. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. ВсЯ работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом:

  • «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
  • «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
  • «Поющие мячики»
  • «Мяч передай – слово называй»
  • «Звуковая цепочка»
  • «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»… (см. приложение)

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБОГАЩЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА, РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКАГО СТРОЯ РЕЧИ.

      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами большое значение могут имеет игры с мячом.

  • «Логопеду мяч бросай и животных называй»
  • «Кто как разговаривает?»
  • «Скажи ласково»
  • «Что происходит в природе?»…(см. приложение)

      Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая работу в нетрадиционные формы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

игры с мячом для развития речи и моторики

«ТРЕНИРУЕМ РУКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»  Мы с мячом играем,Пальцы укрепляем,Руки тренируем,Речь мы формируем!  ИГРЫ С МЯЧОМ Цель: пополнение словарного запаса. Развитие грамматическ...

Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики с детьми старшего дошкольного возраста.

Игра занимает в жизни ребенка особое место. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются его внимание, память, дисциплинированность, ловкость и т. ...

Презентация "Игры с прищепками в развитии речи, мелкой моторики и памяти".

Для развития речи детей, мелкой моторики, а так же памяти (при заучивании стихотворений) существуют игры с прищепками.Способствуют расширению и активизации словаря дошкольника....

Учимся играя. Игры с мячом для развития речи.

Учимся играя.Игры с мячом для развития речи....