конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

 

Тема«Экскурсия на выставку керамики»

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группаподготовительная к школе группа

Программное содержание:

-учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны, учить сравнивать предметы, обобщать и классифицировать;

-учить обследовать предметы, составлять описательные рассказы;

-расширить представления детей о разнообразии видов посуды;

-закреплять знания по теме: "Посуда";

-воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов посуды из стекла, фарфора, фаянса.

Работа с глиной на НОД по лепке.

Чтение детям К. И. Чуковский "Федорино горе"

Подобрать предметы посуды из керамики.

На предыдущей НОД дети знакомились с видами и назначением посуды по презентации "Посуда".

Словарная работа:

Керамика, глазурь, непрозрачная, экспонат.

Материалы и оборудования:посуда из керамики, коврики по количеству детей, мультимедийныйпроектор.

Ход НОД

I. Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Но кто, вы узнаете еслиотгадаете загадку.

Долго-долго терпела посуда

И решила«Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи —.

Дети: Федора.

Воспитатель: Правильно, это бабушка Федора! А вот и она.

Входит ребенок в костюме бабушки Федоры.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вижу, знаете меня. Но я теперь хорошая, прилежная хозяйка и люблю свою посуду. Да вот беда, пока я её возвращала всё про неё, что знала забыла. Вы мне поможете всё вспомнить? Расскажите мне о посуде?

Воспитатель: Ребята, поможем?

Дети: Да!

II. Воспитатель:А наша Федора пришла не с пустыми руками. Она нам принесла посуду. Ребята, давайте расскажем нашей Федоре о посуде, для чего она нам нужна и какая она бывает. Дети по презентации на тему: "Посуда" рассказывают о видах и назначении посуды.

Презентация "Посуда" (приложение №1)

Слайд №1. Кухонная посуда.

Ребенок: Это кухонная посуда. Она нужна нам для того, чтобы в ней готовить еду.

Слайд 2 .

Ребенок: К кухонной посуде относятся: кастрюля, сковорода, чайник, гусятница, сотейник, противень.

Слайд 3,4. Столовая посуда.

Ребенок: Это столовая посуда. Её мы используем, когда принимаем пищу. К столовой посуде относятся: мелкая тарелка, глубокая тарелка, супница, соусник, блюдо, перечница, солонка, хлебница, селедочница.

Слайд 5.

Ребенок: Это чайная посуда. Ею мы пользуемся, когда пьем чай. К чайной посуде относятся: заварочный чайник, чашки с блюдцами, молочник, сахарница, маслёнка, пиала.

Слайд 6.

Ребенок: Это набор для варенья: вазочка, розетки, ложечки. Они тоже относятся к чайной посуде.

Слайд 7. Бокалы, стаканы.

Ребенок: Это бокалы и стаканы. Они относятся к столовой посуде. Бокалы и стаканы сделаны из стекла. Они прозрачные и хрупкие, с ними нужно обращаться аккуратно.

Слайд 8. Кувшин, графин.

Ребенок: Это кувшин и графин. Они сделаны из стекла, с ними нужно обращаться аккуратно. Это столовая посуда.

Слайд 9. Столовые приборы.

Ребенок: Во время еды мы пользуемся столовыми приборами: ложкой, вилкой и ножом.

Слайд 10.

Воспитатель:Чтобы за столом было приятно сидеть, его необходимо красиво сервировать.

Федора: Огромное спасибо вам, ребята. Я многое узнала о посуде. Теперь я не просто хозяйка, я умная хозяйка, которая не только любит, но и знает всё о своей посуде. Ой, ребята, извините, я кажется забыла про чайник на плите. Мне надо бежать. Спасибо, вам за все.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Федора, приходи к нам ещё.

Федора: До, свидания!

Федора уходит.

Воспитатель: Ребята, а нас сегодня с вами пригласили в музей. Он находится очень далеко. Чтобы нам побыстрее добраться мы полетим на коврах-самолётах.

Воспитатель: Только нужно сказать волшебные слова:

Самолет, самолет,

Отправляемся в полёт.

Раз, два, три

На посадку. Приземли.

Дети повторяют за воспитателем волшебные слова.

Воспитатель: Мы с вами оказались на выставке в музее. Я буду экскурсоводом и покажу вам всё самое интересное.

Как вы думаете, на какую выставку мы пришли?

Дети: На выставку посуды.

Воспитатель: Какая посуда вам знакома?

Дети: Стеклянная, фарфоровая.

Воспитатель: Молодцы. На выставке представлена новая посуда- керамическая. Она сделана из керамики. Повторите.

Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Это новый материал, мы с вами сейчас с ним познакомимся. Посмотрите на этот кувшин. Он коричневый, гладкий, блестящий. Подойди, Сережа, возьми кувшин и скажи, какой он.

Ребенок: Кувшин коричневый, гладкий, блестящий, а ещё он тяжелый.

Воспитатель: Дети, кувшин блестящий потому, что он покрыт глазурью. Повторите.

Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Посуду керамическую делают из обожженной глины и покрывают глазурью. Посмотрите, я наливаю в кувшин воду. Вы ее видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: Непрозрачный.

Воспитатель: А какая посуда прозрачная?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как вы думаете, если я ее уроню, что будет?

Ребенок: Она разобьётся потому, что она хрупкая.

Воспитатель: Правильно. С ней надо обращаться аккуратно, осторожно. Для чего нужна ваза?

Дети: В нее ставят цветы.

Воспитатель: Послушайте, я расскажу про эту вазу. Это керамическая ваза, она коричневая, гладкая, блестящая, покрытая глазурью и украшена бороздками. В ней хорошо смотрятся букеты цветов, особенно полевых.

А теперь вы будете экскурсоводами и расскажите о других керамических предметах, а мы послушаем.

Вызываются 3-4 ребенка, они выбирают предметы по желанию. В ходе рассказов воспитатель помогает подобрать точное слово, дает указания на выявление качеств предмета, положительно оценивает рассказ экскурсовода по содержанию и эмоциональности.

Ребенок: Это керамическая кружка, она белая, блестящая, гладкая, покрыта глазурью и украшена рисунком. Из нее хорошо пить сладкий горячий чай.

Ребёнок: Это керамическая супница. Она белая, блестящая, гладкая и украшена рисунком. Она красиво смотрится на обеденном столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Из вас получились отличные экскурсоводы. Наши экскурсоводы устали, давайте сделаем перерыв.

Пальчиковая гимнастика "Посуда"

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель. (обобщает). Все предметы посуды, сделанные из керамики довольно тяжелые, непрозрачные, блестящие, но могут быть и матовыми. Цвет тоже разный. Поверхность может быть украшена выпуклым рисунком. Но всё-таки они хрупкие и с этими изделиями надо обращаться осторожно.

А теперь мы с вами поиграем в игру "Чем похож, чем различается". Вам нужно взять два- три предмета посуды и назвать их сходства и отличия.

Ребенок:берет горшочек, вазу и кувшин. Это все посуда. Она сделана из керамики. Горшочек, ваза и кувшин коричневые, гладкие. Различаются они своим предназначением.

Выступают 2-3 ребенка.

Сравнивают кружки, тарелку глубокую и салатницу.

Воспитатель: Вот и закончилась наша выставка. Мы с вами отправляемся на коврах-самолетах назад в группу. В путь.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, а бабушка Федора прислала нам письмо. Открываем. Да здесь веселая игра!

Подвижная игра (малой подвижности) «Из чего сделана посуда?»

Правила игры. Нужно стать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете на него отвечать и возвращать мяч мне.

Ложка из дерева-(какая ложка) - (ответы детей) -деревянная ложка

Ложка из олова- (какая ложка) - оловянная ложка

Чашка из фарфора- (какая чашка)- фарфоровая чашка

Ваза из хрусталя- (какая ваза)-хрустальная ваза

Кофейник из керамики- (какой кофейник)-керамический кофейник

Терка из металла- (какая терка)-металлическая терка

Графин из стекла- (какой графин)-стеклянный графин

Масленка из пластмассы- (какая масленка)-пластмассовая масленка

Кастрюля из алюминия- (какая кастрюля)-алюминиевая кастрюля

Нож из стали- (какой нож)-стальной нож

Миска из глины- (какая миска)-глиняная миска

Чашечка из фаянса- (какая чашечка)-фаянсовая чашечка

Сковорода из чугуна- (какая сковорода)-чугунная сковорода

III. Подведение итога:

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: О посуде.

Воспитатель:Какая бывает посуда?

Дети:Посуда бывает кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель: Из чего делают посуду?

Дети:Посуду делают из дерева, стекла, фарфора, керамики, стали, фаянса.

Воспитатель:На какую выставку мы с вами попали?

Дети:На выставку керамической посуды.

Воспитатель:Что вы нового узнали на выставке?

Дети: Мы узнали, что посуду делают из глины, обжигают и покрывают глазурью - это посуда из керамики. Она гладкая, непрозрачная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо поработали, а особенно. (имена детей).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема«Экскурсия на выставку керамики»

Образовательная область: Речевое развитие

Возрастная группаподготовительная к школе группа

Программное содержание:

-учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны, учить сравнивать предметы, обобщать и классифицировать;

-учить обследовать предметы, составлять описательные рассказы;

-расширить представления детей о разнообразии видов посуды;

-закреплять знания по теме: "Посуда";

-воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов посуды из стекла, фарфора, фаянса.

Работа с глиной на НОД по лепке.

Чтение детям К. И. Чуковский "Федорино горе"

Подобрать предметы посуды из керамики.

На предыдущей НОД дети знакомились с видами и назначением посуды по презентации "Посуда".

Словарная работа:

Керамика, глазурь, непрозрачная, экспонат.

Материалы и оборудования:посуда из керамики, коврики по количеству детей, мультимедийныйпроектор.

Ход НОД

I. Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то пришел. Но кто, вы узнаете еслиотгадаете загадку.

Долго-долго терпела посуда

И решила«Уходим отсюда!»

Даже ложки ушли и стаканы,

И остались одни тараканы.

Все ушли от неё, без разбора.

Имя этой неряхи —.

Дети: Федора.

Воспитатель: Правильно, это бабушка Федора! А вот и она.

Входит ребенок в костюме бабушки Федоры.

Федора: Здравствуйте, ребята! Вижу, знаете меня. Но я теперь хорошая, прилежная хозяйка и люблю свою посуду. Да вот беда, пока я её возвращала всё про неё, что знала забыла. Вы мне поможете всё вспомнить? Расскажите мне о посуде?

Воспитатель: Ребята, поможем?

Дети: Да!

II. Воспитатель:А наша Федора пришла не с пустыми руками. Она нам принесла посуду. Ребята, давайте расскажем нашей Федоре о посуде, для чего она нам нужна и какая она бывает. Дети по презентации на тему: "Посуда" рассказывают о видах и назначении посуды.

Презентация "Посуда" (приложение №1)

Слайд №1. Кухонная посуда.

Ребенок: Это кухонная посуда. Она нужна нам для того, чтобы в ней готовить еду.

Слайд 2 .

Ребенок: К кухонной посуде относятся: кастрюля, сковорода, чайник, гусятница, сотейник, противень.

Слайд 3,4. Столовая посуда.

Ребенок: Это столовая посуда. Её мы используем, когда принимаем пищу. К столовой посуде относятся: мелкая тарелка, глубокая тарелка, супница, соусник, блюдо, перечница, солонка, хлебница, селедочница.

Слайд 5.

Ребенок: Это чайная посуда. Ею мы пользуемся, когда пьем чай. К чайной посуде относятся: заварочный чайник, чашки с блюдцами, молочник, сахарница, маслёнка, пиала.

Слайд 6.

Ребенок: Это набор для варенья: вазочка, розетки, ложечки. Они тоже относятся к чайной посуде.

Слайд 7. Бокалы, стаканы.

Ребенок: Это бокалы и стаканы. Они относятся к столовой посуде. Бокалы и стаканы сделаны из стекла. Они прозрачные и хрупкие, с ними нужно обращаться аккуратно.

Слайд 8. Кувшин, графин.

Ребенок: Это кувшин и графин. Они сделаны из стекла, с ними нужно обращаться аккуратно. Это столовая посуда.

Слайд 9. Столовые приборы.

Ребенок: Во время еды мы пользуемся столовыми приборами: ложкой, вилкой и ножом.

Слайд 10.

Воспитатель:Чтобы за столом было приятно сидеть, его необходимо красиво сервировать.

Федора: Огромное спасибо вам, ребята. Я многое узнала о посуде. Теперь я не просто хозяйка, я умная хозяйка, которая не только любит, но и знает всё о своей посуде. Ой, ребята, извините, я кажется забыла про чайник на плите. Мне надо бежать. Спасибо, вам за все.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Федора, приходи к нам ещё.

Федора: До, свидания!

Федора уходит.

Воспитатель: Ребята, а нас сегодня с вами пригласили в музей. Он находится очень далеко. Чтобы нам побыстрее добраться мы полетим на коврах-самолётах.

Воспитатель: Только нужно сказать волшебные слова:

Самолет, самолет,

Отправляемся в полёт.

Раз, два, три

На посадку. Приземли.

Дети повторяют за воспитателем волшебные слова.

Воспитатель: Мы с вами оказались на выставке в музее. Я буду экскурсоводом и покажу вам всё самое интересное.

Как вы думаете, на какую выставку мы пришли?

Дети: На выставку посуды.

Воспитатель: Какая посуда вам знакома?

Дети: Стеклянная, фарфоровая.

Воспитатель: Молодцы. На выставке представлена новая посуда- керамическая. Она сделана из керамики. Повторите.

Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Это новый материал, мы с вами сейчас с ним познакомимся. Посмотрите на этот кувшин. Он коричневый, гладкий, блестящий. Подойди, Сережа, возьми кувшин и скажи, какой он.

Ребенок: Кувшин коричневый, гладкий, блестящий, а ещё он тяжелый.

Воспитатель: Дети, кувшин блестящий потому, что он покрыт глазурью. Повторите.

Дети повторяют новое слово хором и индивидуально.

Воспитатель: Посуду керамическую делают из обожженной глины и покрывают глазурью. Посмотрите, я наливаю в кувшин воду. Вы ее видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, он какой?

Дети: Непрозрачный.

Воспитатель: А какая посуда прозрачная?

Дети: Стеклянная.

Воспитатель: Как вы думаете, если я ее уроню, что будет?

Ребенок: Она разобьётся потому, что она хрупкая.

Воспитатель: Правильно. С ней надо обращаться аккуратно, осторожно. Для чего нужна ваза?

Дети: В нее ставят цветы.

Воспитатель: Послушайте, я расскажу про эту вазу. Это керамическая ваза, она коричневая, гладкая, блестящая, покрытая глазурью и украшена бороздками. В ней хорошо смотрятся букеты цветов, особенно полевых.

А теперь вы будете экскурсоводами и расскажите о других керамических предметах, а мы послушаем.

Вызываются 3-4 ребенка, они выбирают предметы по желанию. В ходе рассказов воспитатель помогает подобрать точное слово, дает указания на выявление качеств предмета, положительно оценивает рассказ экскурсовода по содержанию и эмоциональности.

Ребенок: Это керамическая кружка, она белая, блестящая, гладкая, покрыта глазурью и украшена рисунком. Из нее хорошо пить сладкий горячий чай.

Ребёнок: Это керамическая супница. Она белая, блестящая, гладкая и украшена рисунком. Она красиво смотрится на обеденном столе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Из вас получились отличные экскурсоводы. Наши экскурсоводы устали, давайте сделаем перерыв.

Пальчиковая гимнастика "Посуда"

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали!

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Воспитатель. (обобщает). Все предметы посуды, сделанные из керамики довольно тяжелые, непрозрачные, блестящие, но могут быть и матовыми. Цвет тоже разный. Поверхность может быть украшена выпуклым рисунком. Но всё-таки они хрупкие и с этими изделиями надо обращаться осторожно.

А теперь мы с вами поиграем в игру "Чем похож, чем различается". Вам нужно взять два- три предмета посуды и назвать их сходства и отличия.

Ребенок:берет горшочек, вазу и кувшин. Это все посуда. Она сделана из керамики. Горшочек, ваза и кувшин коричневые, гладкие. Различаются они своим предназначением.

Выступают 2-3 ребенка. 

Сравнивают кружки, тарелку глубокую и салатницу.

Воспитатель: Вот и закончилась наша выставка. Мы с вами отправляемся на коврах-самолетах назад в группу. В путь.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Смотрите, а бабушка Федора прислала нам письмо. Открываем. Да здесь веселая игра!

Подвижная игра (малой подвижности) «Из чего сделана посуда?»

Правила игры. Нужно стать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете на него отвечать и возвращать мяч мне.

Ложка из дерева-(какая ложка) - (ответы детей) -деревянная ложка

Ложка из олова- (какая ложка) - оловянная ложка

Чашка из фарфора- (какая чашка)- фарфоровая чашка

Ваза из хрусталя- (какая ваза)-хрустальная ваза

Кофейник из керамики- (какой кофейник)-керамический кофейник

Терка из металла- (какая терка)-металлическая терка

Графин из стекла- (какой графин)-стеклянный графин

Масленка из пластмассы- (какая масленка)-пластмассовая масленка

Кастрюля из алюминия- (какая кастрюля)-алюминиевая кастрюля

Нож из стали- (какой нож)-стальной нож

Миска из глины- (какая миска)-глиняная миска

Чашечка из фаянса- (какая чашечка)-фаянсовая чашечка

Сковорода из чугуна- (какая сковорода)-чугунная сковорода

III. Подведение итога:

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня говорили?

Дети: О посуде.

Воспитатель:Какая бывает посуда?

Дети:Посуда бывает кухонная, столовая, чайная.

Воспитатель: Из чего делают посуду?

Дети:Посуду делают из дерева, стекла, фарфора, керамики, стали, фаянса.

Воспитатель:На какую выставку мы с вами попали?

Дети:На выставку керамической посуды.

Воспитатель:Что вы нового узнали на выставке?

Дети: Мы узнали, что посуду делают из глины, обжигают и покрывают глазурью - это посуда из керамики. Она гладкая, непрозрачная.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо поработали, а особенно. (имена детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»

В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»

В данном конспекте интегрированы следующие  образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...