«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Великанова Зульфия Хайдаровна

Целью моей работы стало обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikanova_rechevoe_razvitie.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа N38 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад № 11»

446024,Самарская область, г.Сызрань, ул.Карбышева, 18;

8– 8464 983035, 8-9272108675

doo11_szr@samara.edu.ru

ВеликановаЗульфияХайдаровна

Воспитатель

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития:одни к трём годам чисто и правильно произносят слова; другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова; третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры, речь трёхлеток однотипна...

Поэтому целью моей работы стало обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе для полноценного познавательно-речевого развития детей.  Ведь как сказала одна из создателей дошкольной педагогики в России, Елизавета Ивановна Тихеева:-В пустых стенах ребенок не заговорит.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Оборудование в группе я постаралась  разместить так, чтобы мне было удобно подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, постаралась максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.
Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей
был создан центр сенсорного развития, который содержит в себе различные виды дидактических игр созданныхсвоими руками и с помощью родителей (для связной речи детей, для формирования словаря детей, звуковой культуре речи, грамматическому строю и т. д.):

  • «Тактильные крышечки»
  • «Прищепки-обучалки»
  • «Волшебная баночка»
  • «Подбери по форме»
  • «Коробочка с сюрпризом»
  • «Бизиборд»
  • Различные пирамидки, шнуровки, кубики
  • Кинетический песок, крашенный рис (найди игрушку)

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребёнка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста.
Во время игр малыши применяют разные роли. Таким образом, ребята получают необходимый опыт, учатся общаться в рамках заданного регламента поведения. Большую помощь в речевом развитии детей оказывает
уголок ряженья с зеркалом.Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, различные костюмы, бусы, позволяющие перевоплотиться в выбранного персонажа, развивая не только " актерское" мастерство, но и сенсорное восприятие. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов, париков и т.д.

Особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей – центр книги.  Дети младшего дошкольного возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем находятсяразнообразные книги в толстом переплете, конечно рядом с книгами живут персонажи сказок.  Дети проявляют большой интерес к самодельным книжкам, в которых основные детали на липучках, переставляя их дети обыгрывают сюжет, комментируя его. Особенную теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.

Центр театра в группе раннего возраста также стимулирует развитие речи ребенка, благоприятно действует на формирование эмоциональной сферы. Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на стаканчиках», «на перчатке», театр «масок».Появился настольный мини театр с кулисами.  Обыгрывая сюжеты знакомых сказок,  дети не только вспоминают содержание сказки, но и придумывают новую историю героев.
Для развития речевой активности детей я использую различные картинки в индивидуальной и подгрупповой работе:

  • Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
  • Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.
  • Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.
  • Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.
  • Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.
  • Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
  • Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
    Результат проделанной работы по созданию условий для развития речевой активности в нашей первой младшей группе виден и педагогам и родителям: дети эмоционально отзывчивы и коммуникабельны, могут строить простые предложения, пересказывать знакомые сказки, читать стихи, выстраивать диалоги в ходе сюжетно-ролевых игр и с удовольствием принимают участие в театрализованных постановках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с  ФГОС ДО....

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний....

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...