Рекомендации по созданию условий формирования коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством развития мелких ручных умений.
консультация на тему

Кокорина Екатерина Владимировна

Предварительный просмотр:

Рекомендации по созданию условий формирования коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством развития мелких ручных умений.

Почаще предлагайте детям игровые упражнения пальчиковой и кистевой гимнастики с использованием стихотворений, песенок, попевок и народных сказок.

  1. Полезны массажи с растиранием пальчиков и массажерами для рук, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней, движения-подражания кистями и пальцами рук.
  2. Под пристальным присмотром организовывайте игры и манипулятивные действия малышей с шишками, орехами, каштанами, мелкими игрушками: собрать шишки для мишки, помочь белочке заготовить орехи и т.д.
  3. Большое внимание следует уделять художественному творчеству: рисованию, лепке. Как показывает практика, большое интерес вызывают у малышей нетрадиционные техники для рисования: отпечатки ладошек, пальчиков, штампов, пластилинография и т.д. С большим интересом дети рисуют пальчиками на крупах, палочками на земле, мелом на асфальте, фруктовыми и овощными соками.
  4. Поощряйте различные тактильные действия ребенка, направленные на выявление свойств предметов и явлений.  Так, прикосновение к предмету позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.
    Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах
    материалов.  Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
  5. Учите ребенка элементарным мелким действиям по самообслуживанию: застегивать пуговицы, поправлять воротник рубашки или платья, завязывать шнурки и т.д.
  6. Большим потенциалом для развития обладают бросовый материал (пробки, пластиковые бутылки, трубочки от коктейля и др.), из которого собственноручно можно изготовить различные пособия, развивающих мелкую моторику рук: панно из различных тканевых материалов, мешочки с крупами, чудесный мешочек для определения предметов наощупь и т.д. В этом случае эффективно использовать элементы развивающих технология Ф. Фребеля, М. Монтессори, Б. Никитина и др.
  7. Дают высокие результаты игры малышей с бумагой. Учите ребенка разворачивать бумажные свертки со спрятанными в них мелкими игрушками, рвать и приклеивать бумажные комочки в структуре аппликации.
  8. Привлекайте детей к посильному труду: перебрать крупы, собрать сор в урну, накрошить хлебных крошек в кормушку для птичек, оказать помощь в сборе природного материала: камешки, веточки, листья и др.
  9. Неоценимую роль в формировании коммуникативных навыков посредством развития мелких ручных умений имеют мозаики, шнуровки, пазлы, дидактические кубики, вкладыши фабричного производства.
  10. В ходе организации игры, включающей в свою структуру необходимость выполнения мелких ручных действий, рекомендуется давать малышам речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда следует задавать вопросы о способах действий.
  11. Большой интерес детей вызывают дидактические упражнения и игры: нанизывать крупные бусинки, шарики, застегивать крючки, молнии, пуговицы, заводить механические игрушки.
  12. Игры с водой и песком способствуют развитию мелкой моторики и тактильных представлений. Полезно прятать в песке различные сюрпризики, организовывать экспериментирования, побуждая малышей к действиям.
  13. Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений включает в себя обыгрывание с помощью взрослого небольшие сюжеты из прочитанных сказок, стихотворений, песенок с использованием настольного и пальчикового театра.  В процессе театральной деятельности побуждайте малышей показать действия персонажей. Для этого ребенку придется применить мелкие ручные умения, воображения, внимания и мышления.
  14. Трудно переоценить значение музыкальных игр в развитии ребенка: малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают знакомые песни, играют на детских музыкальных инструментах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....