«Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Чугунова Татьяна Викторовна

В данной работе представлен опыт использования игр по развитию мелкой моторики, с целью активизации речи детей раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Берёзка»

Выполнила: воспитатель

Чугунова Татьяна Викторовна

Г. Бор

Нижегородская область

Формирование речи детей 2 — 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка.

В настоящее время проблема активизации словаря детей раннего дошкольного возраста становится актуальней.  Работая с детьми раннего возраста, я обратила внимание, что темпы овладения детьми речью неодинаковы: у одних детей наблюдается недостаточно отчетливое произнесение слов, неправильное произнесение многих звуков, замена сложных для произношения звуков более простыми, у других наблюдается явная задержка речевого развития, а некоторые дети вообще практически не говорят.

 Сейчас часто в детский сад приходят дети со слабо развитой мелкой моторикй рук. Плохо развиты двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением действий, требующих точности, синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.

У детей 2-3 лет меняются отношения между пониманием и активной речью. Активная речь  становится неразрывно  связанной со всей деятельностью малыша, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Поэтому задача обогащения и активизации словаря детей должна решаться ежеминутно.

Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

Анализ программ "Истоки", "Детство", "Программа воспитания и обучения в детском саду" показал, что работа по развитию мелкой моторики не является приоритетной и ей не уделяется должного внимания.

Развитие речи детей — одно из важнейших разделов педагогики раннего детства. Именно ранний период является сензитивным для развития речи детей.

Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств.

Основной задачей речевого развития в раннем возрасте является развитие словаря.

В.И. Логинова отмечает, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

А.Н. Леонтьев отмечает, что овладение словарем является важным условием умственного развития ребенка

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

     Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мышление, память, внимание, воображение). К концу третьего года своей жизни дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует также о развитие речи и мышления

Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.П. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия)

Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Развитие мелкой моторики движений руки благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное основание. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН, изучающие деятельность детского мозга, психику детей установили, что уровень формирования речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук

Ведущая идея моей работы  заключается в возможности активизации словаря детей раннего возраста будет протекать более успешно при систематическом использовании игр и пособий по развитию мелкой моторики рук.

Для активизации речи детей раннего возраста были определены основные принципы, которые легли в основу организации деятельности

  1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для активизации словаря детей раннего дошкольного возраста.
  2. Принцип поэтапности.  Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Наличие системы придает работе организованность, последовательность от простого к сложному,  усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

  1. Принцип наглядности.  Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные  дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
  2. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
  3. Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

Основные методы обучения определяются особенностями мышления детей раннего возраста, которое носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Подбор приёмов обучения по активизации словаря осуществляется на основе учёта особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей. Детям этого возраста необходимы наличие опоры на наглядный образец, вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов, обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, слова- с действием, слова- с признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий с предметами, которые обозначаются новым словом.

     Учитывая сказанное, к характерным методическим приёмам обучения детей 2-3 лет можно отнести:

   - показ предмета (игрушки) и его называние;

   - рассматривание предмета;

   - показ действия с предметами и их называние;

   - выполнение поручений детьми;

   - показ картинок с изображением отдельных предметов;

     Все перечисленные приёмы направлены главным образом на развитие не только слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимания обращённой речи, но и активной речи детей, т.к. воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребёнка отвечать не только движениями, но и словами, речью, т.е. вводить пассивный словарь в активный.

В основу планирования работы легли лексические темы и этапы развития мелкой моторики рук.

Работа по активизации словаря детей строится в трёх направлениях совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности и взаимодействие с семьями воспитанников.

 Совместная деятельность на развитие активного словаря детей осуществлялась в соответствии с системой, которая упорядочивает процесс развития мелкой моторики и повышает его эффективность. Данная система включает в себя 4 этапа:

 В ходе совместной деятельности взрослого с детьми на первом этапе проводились  игры на развитие тактильных ощущений с использованием приема показа и называния предмета: «Что поймал?», «Спрячь игрушку», «Погладь животное» и др. Например, в ходе игры  «Что поймал?», дети достают из ёмкости с водой разные игрушки и обозначают их словом.

На втором этапе проводились игры на развитие различных типов захватывания с использованием приёмов называния предметов, выполнения действий с называние «Покормим кукол», «Укрась посуду», «Выкладывание из счётных палочек». Например, в ходе игры «Покормим кукол», дети с помощью черпачков раскладывали крупы в предметы посуды и называли их.

На третьем этапе проводились игры на развитие соотносящих действий с использованием приёмов рассматривания предметов, рассматривания картинок и называния предметов и свойств: «Протолкни предмет», «Подбери крышку», «Закрой окно», «Собери картинку». Например, в ходе игры «Закрой окно» дети рассматривают вкладыши разных размеров, а при соотнесении вкладыша с отверстием проговаривают размет вкладыша.

На четвертом этапе проводились игры на развитие подражательных движений рук с использованием приёмов рассматривания предметов, называния предметов и свойств, выполнение действий с проговариванием: «Пальчиковый театр», «Оденем куклу на прогулку», «Найди шарик», «Кто спрятался?». Например, в ходе игры «Кто спрятался?», с использованием панно с застёжками, дети после расстегивания застёжек находят животное и называют егоЧеловек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен делиться переживаниями, сопереживать, искать понимания. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по активизации словаря детей, по развитию мелкой моторики.. С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы:

   1. индивидуальные рекомендации, коллективные консультации  “ Развитие мелкой моторики в быту”, беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

2.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Играем пальчиками и развиваем речь»;

3. Также, родители привлекались к  созданию   пособий по развитию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук

Папка-передвижка для родителей детей младшего дошкольного возраста, информирующая о том, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать, так же представлены способы развития мелкой моторики д...

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики

К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития значительно увеличилось. Основными причинами такого дефекта, как задержка развития речи являются, недостаточное внимание к ребенку, ...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Тема: «Активизация речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики »

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огро...