Дидактическая игра по речевому развитию "Занимательная рыбалка"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бекшаева Екатерина Сергеевна

Дидактическая игра по речевому развитию "Занимательная рыбалка" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_igre.doc589.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Занимательная рыбалка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Автор: Бекшаева Е. С.

Цели и задачи:

  • Автоматизировать и дифференцировать звуки.
  • Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
  • Стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
  • Поддерживать эмоционально-положительный комфорт.
  • Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Материал: удочка с магнитом; набор рыбок с картинками, в названии которых включены слова со звуками С, Сь, З, Зь, Ш, Ж, Л, Ль, Р, Рь, а также состоящие из одного, двух и трех слогов, 3 картинки аквариума, 12 картинок – ведерок с написанными буквами «С», «Сь», «З», «Зь», «Ш», «Ж», «Л», «Ль», «Р», «Рь», 4 картинки – ведерка.

 Количество игроков: 1 - 4 человека. Данная игра может быть использована как для индивидуальной, так и для подгрупповой деятельности.

Методические рекомендации:

Рыбки всегда располагаются картинкой вниз.

          

1 группа игр:

Цель: дифференциация и автоматизация звуков.

  • «Определи заданный звук»

Ребенку предлагается поймать удочкой рыбку, назвать картинку, определить какой из заданных звуков имеется в слове и положить пойманную рыбу в одно из ведерок с написанными буквами «С», «Сь», «З», «Зь», «Ш», «Ж», «Л», «Ль», «Р», «Рь».

  • «Определи заданный звук (твердый или мягкий)»

Ребенку предлагается поймать удочкой рыбку, назвать картинку, определить какой из заданных звуков имеется в слове, определить его твердость или мягкость и положить пойманную рыбу в одно из ведерок с написанными буквами «С», «Сь», «З», «Зь», «Ш», «Ж», «Л», «Ль», «Р», «Рь».

2 группа игр:

Цель: формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова (закреплять умение определять положение звука в слове; делить слова на слоги).

  • «Определи местоположение заданного звука в слове»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, выделить заданный звук в названии «С», «Сь», «З», «Зь», «Ш», «Ж», «Л», «Ль», «Р», «Рь») и определить, где этот звук расположен – в начале, в середине или в конце слова. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  •  «Сосчитать количество звуков в слове»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, определить количество звуков в слове. За каждое правильно выполненное задание ребенок кладет к себе в ведерко. Далее, он передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  • «Раздели слово»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, определить количество слогов в слове и положить рыбку в соответствующий аквариум, где 1 точка на аквариуме – это 1 слог в слове, 2 точки – 2 слога, 3 точки – 3 слога. (Цвет рыбок поможет ребенку проверить себя).

3 группа игр:

Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи (закреплять умение: образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с прилагательными и числительными; различать одушевленные и неодушевлённые предметы).

  • «Кто это или что это?»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, поставить вопрос «Кто это?» или «Что это?», определяя живое - неживое. За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Далее, он передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  •  «Какой? Какая? Какое?»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, подобрать признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет (мужскому, женскому или среднему). За каждое правильно выполненное задание кладёт рыбку в своё ведёрко. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  • «Скажи ласково»

Ребенку предлагается поймать рыбку, назвать картинку, преобразовать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  • «Посчитай»

После того, как игрок «поймал» рыбку, назвал картинку, он считает предмет от одного до пяти, согласуя окончания. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  • «Продолжи ряд»

После того, как игрок «поймал» рыбку, назвал картинку, он составляет цепочку из слов, относящихся к данной классификации (коза – собака, кролик, кошка…). За каждое правильно выполненное задание кладет рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

4 группа игр:

Цель: развитие связной речи.

  • «Составь предложение с данным словом»

После того, как игрок «поймал» рыбку, назвал картинку, он составляет предложение любой сложности. За каждое правильно выполненное задание кладут рыбку в своё ведёрко и передаёт ход следующему игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше всего рыбок.

  • «Придумай загадку»

Первый игрок ловит рыбку с картинкой, но ее не называет. Затем он описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, и действия, которые можно совершать с ним. Остальной игрок (игроки) пытаются угадать, о каком предмете идет речь. Затем к заданию приступает другой ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для речевого развития "Засели дом"

Из опыта работы представлена дидактическая игра "Засеми дом"...

Дидактическая игра по речевому развитию "Чей это голос" в первой младшей группе

Цель игры: научить детей различать взрослых и животных и детёнышей по звукоподражанию, соотносить названия взрослого животного и его детёныша....

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Методическая разработка "Дидактическая игра по ФЭМП "Занимательная рыбалка"

Цель игры: Закрепление представлений детей о составе чисел первого десятка.Задачи игры:развивать представления детей о составе чисел 1,2,4,5,6,7,8,9,10;закреплять умение соотносить число с цифрой;упра...

Дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к нам пришел?" и "Чудесная коробка".

Тема: "Планирование и проведение занятия по речевому развитию". Представлены дидактические игры по речевому развитию детей в группе раннего возраста. Дидактические игры "Отгадай, кто к ...