Дидактические игры и упражнения по развитию речи
картотека по развитию речи

Флюра Фаткулловна Папшева

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_rechevogo_razvitiya_detey._dlya_sayta.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

по развитию речи

МЛАДШАЯ   ГРУППА

Чья  это вещь

    Цель игры: развивать речь детей, учить использовать в речи прилагательные, обозначающие признаки предметов.

    - Ребятки, пока вы спали к нам в раздевалку залетела сорока, а так как сороки очень любят брать чужие вещи, она и у вас из шкафчиков утащила у кого шапочку, у кого шарфик, у кого носочек и спрятала в коробку. Что делать, как быть?

    - Дети предлагают варианты ответов. Предлагают найти сороку и коробку.

Воспитатель с детьми ищут и находят коробку, а в ней записка от сороки.

    - Отдам вещи тому, кто правильно расскажет о них.

    - Воспитатель достает по одной вещи из коробки. Ребенок, чью вещь достали старается ее описать. Например: это мой шарфик. Он синий, красивый, теплый.  Или – это моя шапочка. Она красная с синими полосками и т. д. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему (авторская).

Из чего это сделано

    Цель игры: учить детей называть особенности поверхности: резиновая, деревянная, пластмассовая и т.д.

    - Воспитатель говорит, что в группе появились новые игрушки: резиновый слоник, деревянный Буратино, пластмассовый зайчик. Но что-то все они очень грустные, зайчик даже плачет.

    - Давайте, ребята, спросим что случилось, почему игрушки такие грустные?

    - Зайчик, что с тобой, о чем ты грустишь?

    - Я не могу найти своих друзей, таких же пластмассовых, как и я.

    - А я не могу найти своих друзей, деревянных человечков – пожаловался  Буратино.

    - А я своих резиновых друзей – печально добавил слоник.

    - Ребятки, давайте мы с вами поможем  нашим игрушкам. Давайте найдем им друзей.

    - Дети обследуют материал из которого сделаны игрушки. Проговаривают, закрепляя в речи понятия деревянный, резиновый, пластмассовый.

    - Затем  дети  находят  зайчику,  слонику  и  Буратино  друзей и  играют с ними (авторская).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Копилка слов

Воспитатель вносит в группу красивый сундучок. Дети рассматривают его, открывают, закрывают. Далее воспитатель предлагает помечтать, о том, что бы дети хотели поместить в сундучок.

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель всех внимательно выслушивает, затем предлагает детям свое решение:

- Давайте в этот сундучок- копилку мы с вами будем собирать новые слова, а чтобы нам не забыть новые слова давайте мы их будем рисовать, писать, подбирать картинки.

В дальнейшем слова из копилки  периодически достаются, перечитываются.

Загадай рифму

Цель игры: воспитывать у детей интерес к слову, учить  подбирать рифмы к знакомым словам.

Ход игры: на столе у воспитателя красивые игрушки и предметы – всего около 20.  среди них могут оказаться медвежонок, зайчик, котенок, собачка, Петрушка, мячик и т. д. Не нужно брать в игру предметы, к которым нельзя подобрать рифмы.

Сейчас я возьму со стола два слова, а вы отгадайте, какую рифму с этими словами я загадала. Хорошо?

Воспитатель берет со стола медвежонка и шишку. И дети, конечно же, отгадывают мишка- шишка!

Воспитатель предлагает детям по одному подходить к столу и искать пару слов. Ребенок нашедший рифму показывает ее детям, и они  называют ее.

 

О ком можно так сказать

Цель игры: учить детей употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние и этические качества.

Ход игры: воспитатель знакомит детей с новой игрой. Сообщает, что играть в нее можно с мячом.

Я буду задавать вам вопросы, и бросать мяч, а вы будете, отвечая на вопрос, бросать мяч мне обратно.

Давайте попробуем: кто бывает сердитый?- спрашивает воспитатель и бросает мяч любому ребенку.

Волк, отвечает малыш и бросает мяч обратно воспитателю.

Далее можно спросить, о ком говорят хитрая, кто бывает колючий, злой, добрый, воспитанный и т.д.

СТАРШАЯ   ГРУППА

Я знаю пять названий

Цель игры: закреплять слова, входящие в группу обобщающих понятий: одежда, мебель, цветы и т. д.

Ход игры: воспитатель делится с детьми своими воспоминаниями из детства, о том, как играли дети. И вот с одной такой игрой воспитатель знакомит детей. Играть нужно с мячом. На каждый удар мяча о пол, нужно проговаривать слова.

Я знаю пять имен девочек: Аня – раз, Оля – два, Настя – три, Маша – четыре, Юля – пять.

Можно предложить для игры названия рек, городов, стран, диких и домашних животных, марки автомобилей и т.д.

Когда дети освоят правила игры, они сами будут выбирать себе обобщающее понятие.

Сказка на новый лад

Цель игры: упражнять в восстановлении последовательности в сказке, в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов.

Ход игры: дети восстанавливают последовательность появления героев в сказке «Репка». Но ведь с героями могли случиться разные приключения, сообщает детям воспитатель. Ведь и бабка могла встретить кого–нибудь, когда спешила к деду на помощь, и внучка могла заблудиться, да много еще чего могло произойти с героями сказки. Ведь и посадить дед мог не только репку, но и кабачок и тыкву.

Дети решают, какая у них получится сказка на новый лад, и рассказывают ее. Воспитатель внимательно слушает или записывает новую сказку.

На одну букву

Цель игры: развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса.

Ход игры: данную игру следует проводить при знакомстве детей с буквами.

Дети сидят в кругу и выбирают с какой буквой они будут играть. Выбрав букву, начинают по очереди называть слова, начинающиеся с данной буквы. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово на данную букву.

Следует предлагать детям, чтобы они называли не только слова – существительные, но и прилагательные и глаголы.

Так, например, выбрав в игре букву Д можно в игре предлагать слова: древний, дорогой, дорога, дождливый, дача, домино, дремать, думать и т.д.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Раскрась рассказ

Цель игры: упражнять детей  владением свободной устной речью.

Ход игры: сейчас я прочту вам рассказ. Все самое главное в нем написано, очень скучно и неинтересно. Я буду задавать вам вопросы во время чтения, а вы своими ответами добавляйте разные красивые слова, которые сделают рассказ красочнее и намного интереснее.

Сначала послушайте рассказ, а когда я буду читать второй раз, будете мне помогать. Согласны? Тогда, приготовились слушать.

Разведчики слов, или почему их так называют

Цель игры: развивать лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи, развивать у детей словотворческое экспериментирование.

Ход игры: воспитатель спрашивает детей, знают ли они, кто такие разведчики, что они делают, чем отличаются от остальных людей?

Дети делятся своими познаниями, затем воспитатель предлагает попробовать детям стать разведчиками. А разведывать предлагает разные слова.

Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны отгадать, почему их именно так назвали.

Почему так назвали цветы?

Подснежник…(потому, что появляется из – под снега первым).

Вьюнок…(потому, что вьется, обвивает растения).

Сон – трава…(люди верили, что от этой травы спокойный сон).

Медуница…(пахнет медом, привлекает пчел).

Куриная слепота…(по поверью от этих цветов, слепнут куры).

Почему так назвали ягоды?

Черника…(цвет ягод черный).

Облепиха…(ягоды, облепляют ветку).

Шиповник…(у кустарника острые шипы).

Ежевика…(ягода, колючая, как ежик).

Игры подобного типа, можно объединить по следующим понятиям:

«Секреты дней недели», «Загадки лесной поляны», «Имена героев любимых сказок», «Почему так назвали птиц», «Грибы», «Насекомые» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Отчёт по методической темеВоспитатель Игнатова Ю. Ю.2011...

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"

Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности.  Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра, как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи...

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...