Рабочая программа культурной практики «Развитие речи»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Гайдарова Марина Николаевна

Рабочая программакультурной практики«Развитие речи»образовательная  область «Речевое развитие»для детей средней группыобщеразвивающей 

направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_razvitie_rechi_sredn._gr.docx87.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Рассмотрено заместителем

заведующего по учебно-воспитательной работе

МДОУ «Детский сад

«Солнышко»  г. Надыма»

____________О.Н. Орехова

Принята

                       Педагогическим советом МДОУ  

                       «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол № __________________

Утверждена и введена в действие

приказом от ____________№____

Заведующий МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

Рабочая программа

культурной практики

«Развитие речи»

образовательная  область  

«Речевое развитие»

для детей средней группы

общеразвивающей направленности

1 компонент непрерывнойобразовательнойдеятельностив неделю

(всего 37 компонентов непрерывнойобразовательнойдеятельности в год)

2019/2020

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Развитие речи» образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерскихотношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построенииобразовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальномвзаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандартана практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
  2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» /Е.В. Колесникова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Ювента, 2016. – 80 с.
  3. Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /Е.В. Колесникова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2016. – 64 с.

Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельности  (НОД) - 37часов в год (1 час в неделю), длительность одного НОД - 20 мин.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определенные темы;
  • Фронтальные формы работы: речевая гимнастика, упражнения и задания; игротека; речевые минутки; разучивание стихов, потешек, скороговорок.
  • Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
  • Интеллектуальные досуги.
  • Сюжетно-ролевые игры

Цель рабочей программы– развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладением конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими и способствует решению следующих задач:

Формирование словаря

- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

- активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

- учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

- вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия;

- продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия  более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы;

- учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Звуковая культура речи.

- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат;

- продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;

- развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

- совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

- продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных;

- напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных;

- поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова;

- побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь.

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала;

- упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Новизной данной программы является то, что при организации НОД используются технические средства обучения: прослушивание сказок, просмотр мультфильмов, слайдов и видеопрезентаций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Региональный компонент по данному разделу программы реализуется как частьнепрерывной образовательной деятельности (НОД) и представлена следующими темами: чтение и заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад», И. Сурикова «Зима», А. Плещеева «Уж тает снег…», Ю. Кушака «Олененок», обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза», «Вот это снеговик!», «На полянке», ознакомление с предметами «Моя улица».

Вне НОД - в беседах, рассматривании иллюстраций, в наблюдениях на прогулках и познавательном чтении, где дети получают первоначальное представление о природе, животном мире, труде взрослых родного края.

Реализация компонента МДОУ

При составлении рабочей программыучитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы МДОУ по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Особенности организации образовательного процесса

В рабочей программе также заложены особенности организации образовательного процесса, предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных культурных практик и ключевых компетенций. В средней группе дети передают свое эмоциональное отношение к событиям сказки не только с помощью таких элементарных средств, как форма и цвет, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т.е. происходит усложнение осваиваемых символических средств.

В течение года детей также знакомят с русскими народными песенками, загадками, потешками и скороговорками. Литература подбирается по хрестоматиям и книгам, адресованным для дошкольного возраста. Произведения по содержанию соответствуют темам раздела, однако основное внимание при работе по данному направлению уделяется знакомству детей с художественной литературой различных жанров и средствами художественной выразительности.

При организации данных культурных практикиспользуются разнообразные формы работы: выразительное чтение художественных произведений, беседа, разыгрывание кукольного или пальчикового театра, драматизация, чтение по ролям, разучивание стихотворений просмотр  видеофильмов.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной  области  «Развитие речи»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

-  «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи, формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях,   окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

- «Познавательное развитие» формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- «Художественно – эстетическое развитие» - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

 - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания области «Речевое развитие», закрепления результатов восприятия художественных произведений.

Развитие речи ребенка происходит преимущественно в процессе:

живого общения со взрослым, другими детьми. Основная функция речи – коммуникативная, назначение речи – в установлении диалогических, партнерских отношений, в обмене мыслями, чувствами, деятельностью. Как указывает А.Г. Арушанова, современный взгляд на проблему речевого воспитания отражает достижения онто- и психолингвистики, психологии речи, лингводидактики:

игры. Игровая деятельность как основная сфера детской активности становится опорой для развития речи. В практике дошкольного образования широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;

чтения художественной и научно-популярной литературы. Это единственный источник развития литературной речи, обязательный атрибут детского образования, без которого страдает речевое, интеллектуальное, личностное развитие ребенка;

сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам). Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного образования. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка становятся развёрнутыми, логичными, выразительными. Дети учатся излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, точно отражать причинно-следственные отношения между событиями, обосновывать выводы и заключения;

театрализованной деятельности. Она естественным образом способствует развитию лексики, грамматического строя, диалогической и монологической речи, звукопроизношения и др. Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Культурные практики

Развитие речи

Выразительное чтение художественных произведений. Беседа. Чтение по ролям. Разучивание стихотворений. Сочинительство. Просмотр  видеофильмов.  Игровые ситуации. Чтение. Игры-драматизации. Показ настольного театра (театрализация).  Дидактические игры.

Групповая

Формы проведения НОД

Форма проведения

Количество НОД

Традиционная НОД

14

Мини-викторина

1

Литературный калейдоскоп

1

Игра-драматизация (театрализация)

5

Игровая

14

Диагностика

2

итого:

37

Тематический план

Тема (раздел)

№ НОД

Количество НОД

1.

Развитие связной речи + развитие словаря + грамматическая правильность речи + звуковая культура речи

1,3,4,9,10,17,26,37

8

2.

Развитие связной речи + развитие словаря + грамматическая правильность речи

8,11-15, 19,21,23,25,29, 31,

13

3.

Развитие связной речи +  звуковая культура речи

30

1

4.

Развитие связной речи + развитие словаря + звуковая культура речи

2,6,16,18,24,34

6

5.

Развитие связной речи + развитие словаря

5,7,17,22,27,32,33

7

6.

Развитие связной речи + грамматическая правильность речи

20,28,36

3

Итого:

37

Планируемые результаты освоения программы детьми средней группы

В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний:

К концу года дети:

         Знают:

  • содержание  народных сказок (4-5)
  • авторов и содержание произведений для детей А.Барто, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, К. Ушинского, С.Маршака, Б. Заходера
  • наизусть потешки,  песенки,загадки, небольшие стихотворения  для детей А.Барто,

Г. Сапгира, О. Высоцкой.

Умеют:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твёрдые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • составлять 2-3 предложения по картине;
  • пересказывать простые сказки;
  • отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений;
  • заучивать небольшие стихотворения.

Тематический план

п/п

Тема НОД

Количество

НОД

В том числе

практических

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

1

1

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

1

  1. .

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам.

1

1

  1. .

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

1

1

  1. .

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

рисование иголок на елках.

1

1

  1. 2

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

1

  1. .

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.

1

1

  1. .

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

рисование дорожек, заучивание стихотворения

Я. Козловского.

1

1

  1. .

Звуки «С-Сь» (песенки большого и маленького «наноса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе, заучивание стихотворения  Г. Сапгира.

1

1

  1. 2

Звуки «З-Зь» (песенки большого и маленького «комарика»),  знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, заучивание  стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам.

1

1

  1. 3

Звуки «С-Сь», «З-Зь» твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

1

1

  1. 4

Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения

Г. Сапгира.

1

1

  1. 1

Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков,

заучивание потешки.

1

1

  1. 2

Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование

желудей, заучивание стихотворения  И. Солдатенко.

1

1

  1. 3

Звуки «Ш—Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

1

1

  1. 4

Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова.

1

1

Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.

1

1

  1. 1

Звуки «Ч—Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

1

1

  1. 2

Звуки «Р-Рь», закрашивание предметов, заучивание

стихотворения О. Высотской.

1

1

  1. 3

Звуки «Л-Ль», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.

1

1

  1. 1

Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание

стихотворения Т. Шорыгиной.

1

1

  1. 2

Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения

Г. Сапгира, рисование бус.

1

1

  1. 3

Звуки «К-Кь», закрашивание овощей, заучивание

стихотворения Д. Хармса.

1

1

  1. 4

Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г.  Сапгира.

1

1

Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов,

заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.

1

1

  1. 2

Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

1

1

  1. 3

Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование тучи и зонтика,

заучивание стихотворения В. Берестова.

1

1

  1. 4

Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

1

1

Закрепление пройденного материала.

Звуки «3—Зь», «Ж», «С—Сь», повторение стихотворений, штриховка.

1

1

  1. 2

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Р—Рь», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов.

1

1

  1. 3

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Л—Ль», «Б - Бь», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.

1

1

  1. 4

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворений.

1

1

  1. 1

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

1

1

  1. 2

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Р—Рь», моделирование, раскрашивание предметов.

1

1

  1. 3

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Ж», «С—Сь», повторение стихотворений, штриховка.

1

1

36.

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Г- К», моделирование, закрашивание предметов,

повторение стихотворений.

1

1

37.

Диагностика

1

1

Итого:

37

37

Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

Педагогическая оценка индивидуального развития детей

      Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. Это обеспечивает возможность оценки динамики и достижений детей, сбалансированность  методов не приводит  к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Результаты фиксируются в протоколе обследования уровня освоения детьми 4 - 5 лет программного материала образовательного компонента «Развитие речи» (приложение1)

Методика проведения обследования уровня освоения детьми 4 - 5 лет

программного материала по образовательному компоненту«Развитие речи»

I. Звуковая культура речи

1. Проверка звукопроизношения.

Педагог предлагает назвать предметы, нарисованные на картинках, (шапка, жук, чайник, щётка, репа, рыба, лопата, сумка, цветок). Педагог отмечает звуки, которые ребенок не произносит.

2. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность.

Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

II. Формирование словаря и грамматический строй речи

Задание 1. Воспитатель показывает ребенку куклу, предлагает вопрос и задания в определенной последовательности.

Материал: кукла

Вопросы:

- Что такое кукла?

- Во что кукла одета?

- К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?

- Какую посуду ты знаешь?

- Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

- Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), (а масленку), соль (в солонку)

Задание 2. Сравнение предметов посуды.

- Чем отличаются эти предметы? (Показать картинку с разной посудой.)

Задание 3. Выбери слово.

- Стеклянный, прозрачный — это стакан или Ваза?

- Металлическая, блестящая — это вилка или нож?

- Глиняное, Расписное — это блюдо или тарелка?

Задание 4. Подскажи (подбери) слово.

Одна тарелка глубокая, а другая… (мелкая); один стакан высокий, а другой... (низкий); эта чистая, а эта... (грязная).

Задание 5. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

Задание 6. Воспитатель показывает картинки домашних животных. У куклы есть домашние питомцы, назови животных и их детенышей.

Задание 7. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. (Загадки:«Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»)

III. Развитие связной речи

Задание 1. Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание 2. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

Задание 3. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

Задание 4. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

Задание 5. Воспитатель предлагает ребенку рассказать наизусть любимое стихотворение.

Оценка уровня усвоения программного материала

Высокий уровень(часто): – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

  • Понимает обобщающие слова;  домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты, профессии.
  • Умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорит спокойно, с естественной интонацией,
  • Внятно произносит гласные звуки (а, у, и, о, э) и согласные звуки (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц, р, л ) в словах
  • Умеет согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами, пользуется производными словами.
  • Составлять рассказы по картине, о предмете.
  • Умеет инсценировать отрывки из сказок,  пересказывать небольшие произведения.
  • Читает небольшие стихотворения наизусть.

Средний уровень (иногда): - характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации,    наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

  • Ребенок недостаточно хорошо знает и называет детали и части предметов, качество, особенности.
  • Невнятно произносит звуки в словах
  • Допускает ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже, числе.
  • Инсценирует с помощью взрослого.
  • Недостаточно точно составляет рассказ по картине.
  • Диалогическая речь развита недостаточно.

Низкий уровень (крайне редко): – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

  • Ребенок слабо владеет диалогической речью.
  • Ребенок не называет детали и части предметов, качество, особенности предметов.
  • Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

Средства обучения

Учебно-наглядные пособия:

  • Плакаты;
  • Открытки;
  • Картины;
  • Предметные картинки.

Литература:

Для педагогов

Методическая литература:

- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» /Е.В. Колесникова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Ювента, 2016. – 80 с.

Художественная литература:

  • Русские народные сказки;
  • И. Бунин. «Листопад»;
  • К. Чуковский «Телефон»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • З. Александровна «Ёлочка»;
  • К. Чуковский. «Федорино горе»;
  • А. Плещеев. «Уж тает снег…»;
  • Д. Мамин - Сибиряк. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;
  • Д. Хармс «Кораблик»;
  • Братья Гримм. «Заяц и ёж»;

Познавательная (вспомогательная литература):

  • М. В. Смирнова. Скороговорки для развития речи. Издательский дом «Литера», М., 2007;
  • Программа обучения и развития дошкольника. Золотая коллекция детского сада. Издательский дом «Нева», М., 2000;
  • А.Г. Арушанова. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М., творческий центр «Сфера», М: - 2011;
  • Развитие речи и творчества дошкольников. Творческий центр «Сфера», М: - 2008.

Для воспитанников

Учебная литература:

 -   Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /Е.В.      Колесникова. – Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2016. – 64 с.

Художественная литература

  • Русские народные сказки;
  • Сутеев. «Цыплёнок и утёнок»;
  • Д. Хармс. «Удивительная кошка»;
  • Г. Лагздынь. Чистоговорки. Загадки. «Семь красавиц расписных», «Начало марта», «Сосульки – воспитатели», «Трусливая мышь», «Крошка – рыбёшка», «Зимушка – зима»;
  • Русские народные сказки;
  • И. Бунин. «Листопад»;
  • К. Чуковский «Телефон»;
  • И. Суриков «Зима»;
  • З. Александровна «Ёлочка»;
  • К. Чуковский. «Федорино горе»;
  • А. Плещеев. «Уж тает снег…»;
  • Д. Мамин - Сибиряк. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематический план непрерывной образовательной деятельности  «Развитие речи»

образовательной области «Речевое развитие»  в средней группе

Дата

Тема НОД

Программное  содержание

Материал

план

факт

Сентябрь

Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких отрывистых линий.

Познакомить с термином «слово».

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах.

Развивать графические навыки - рисование коротких отрывистых линий.

Персонаж Незнайка

Мячик

Предметы для игры «Чудесный мешочек»

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 2.

Карандаши цветные

Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Учить понимать и правильно употреблять термин «слово».

Познакомить с разнообразием слов.

Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Познакомить с моделированием - слово можно нарисовать в виде прямоугольника.

Предметные картинки,

кошка и собака (игрушки),

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 4.

Карандаши цветные

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам.

Знакомить с протяжённостью слов (длинные – короткие)

Продолжать знакомить с разнообразием слов.

Развивать умение отгадывать загадки.

Формировать представление о слоге как части слова, познакомить с делением слова на слоги с помощью модели слова.

Развивать графические умения посредствам рисования коротких линий (иголки ёжикам).

Игрушка Мишка,

предметы (каштаны, желуди, шишка, гриб, матрешка),

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 6.

Карандаши цветные

Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка.

Продолжать знакомить со звучащим словом.

Упражнять в различении близких по звучанию слов.

Развивать слуховое восприятие детей посредствам сравнения слов по звучанию (громкие, звонкие, тихие).

Вырабатывать умения слушать стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 8.

Карандаши цветные

Октябрь

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

рисование иголок на елках.

Закреплять умение сравнивать слова по звучанию.

Развивать слуховое восприятие детей, подбирая слова, которые звучат похоже.

Побуждать делить слова на слоги.

Закреплять умение рисовать короткие отрывистые линии.

«Чудесный мешочек» с предметами овощи, фрукты, игрушки.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 10.

Карандаши цветные

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

нахождение различий в двух похожих рисунках.

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие – длинные).

Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя схему слова.

Побуждать детей подбирать слово к схеме.

Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках.

Игрушка – зайка,

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 12.

Карандаши цветные

Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.

Продолжать знакомить с многообразием слов (слова звучат по-разному и похоже), знакомить с протяжённостью слов (короткие и длинные).

Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Мячик

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 14.

Карандаши цветные

Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги,

рисование дорожек, заучивание стихотворения

Я. Козловского.

Продолжать формировать представление о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор схемы к слову.

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие – длинные).

Развивать художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз, эмоциональной окраски.

Развивать поэтический слух, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Предметные картинки

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 16.

Карандаши цветные

Ноябрь

Звуки «С-Сь» (песенки большого и маленького «наноса»), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе, заучивание стихотворения

Г. Сапгира.

Познакомить детей с твёрдыми и мягкими согласными «С-Сь».

Побуждать различать и произносить изолированно звуки «С-Сь» в игровых упражнениях.

Развивать слух и речевой аппарат детей, побуждая интонационно выделять звуки «С-Сь» в словах, во фразовой речи.

Побуждать делить схему слова на слоги.

Развивать графические умения посредством закрашивания листочков на берёзе.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 18.

Карандаши цветные

Звуки «З-Зь» (песенки большого и маленького «комарика»),  знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, заучивание  стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «3-Зь» Учить четкому и ясному произношению звуков «3-Зь».

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Учить интонационному выделению звуков «3-Зь» в словах.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Рисоватьовалы (ушизайчикам).

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 20.

Карандаши цветные

Звуки «С-Сь», «З-Зь» твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.

Продолжать учить различать твердые и мягкие согласные звуки «С-Сь», «3-Зь» в словах.

Продолжать учить интонационно выделять звуки «С-Сь», «3-Зь» в фразовой речи.

Учить называть первый звук в словах.

Учить делить слова на слоги, используя схему слова.

Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 22

Карандаши цветные

Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения

Г. Сапгира.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах.

Учить четко и ясно произносить звуки.

Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах. Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).

Учить выразительно читать потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 24

Карандаши цветные

Декабрь

Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков,

заучивание потешки.

Учить интонационно выделять твердый согласный звук «Ш» («песенку ветра») в словах. Учить четко и ясно произносить звуки.

Продолжать знакомить с термином «согласный звук», называть первый звук в словах. Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Развивать графические навыки (рисование воздушных шариков).

Набор игрушек: машина, кубик, матрешка, пирамидка, шарик, неваляшка, юла и др.

в названии которых есть звук «Ш», кукла

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 26

Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование

желудей, заучивание стихотворения

И. Солдатенко.

Учить четко и ясно произносить твердый согласный звук «Ж» («песенка жука») изолированно, в словах и во фразовой речи.

Учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.

Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно - образное и логическое мышление.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать графические навыки (рисование желудей).

Предметная картинка «жук»

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 28

Карандаши цветные

Звуки «Ш—Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ш-Ж» в словах. Продолжать знакомить с термином «звук».

Продолжать знакомить с моделированием: учить соотносить схему слова с предметом на основе моделирования.

Продолжать учить делить слова на слоги.

Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подхо­ дящие по смыслу.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Развивать графические навыки (рисование дорожек).

Игрушка зайка

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 30

Карандаши цветные

Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения

С. Михалкова.

Учить интонационно выделять согласный звук «Щ» в словах.

Учить определять и называть первый звук в словах.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Развивать графические навыки (рисование щеток).

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Мячик

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 32

Карандаши цветные

Январь

Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.

Учить интонационно выделять согласный звук «Ч» в словах.

Продолжать знакомить с термином «звук» и называть первый звук в слове.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно - образное и логическое мышление.

Продолжать знакомить с моделированием, учить делить слова на слоги, пользоваться схемой слова.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Развивать графические навыки (рисование предметов).

Игрушка Чебурашка

Предметы или картинки, в названии которых есть звук «Ч». (Чебурашка, мячик, свеча, черепаха, чашка, часы.)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 34

Карандаши цветные

Звуки «Ч—Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Ч-Щ».

Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова.

Учить выразительно исполнять потешку, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игрушка Чебурашка

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 36

Карандаши цветные

Звуки «Р-Рь», закрашивание предметов, заучивание

стихотворения

О. Высотской.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Р-РЬ» («песенки большого и маленького мотора»).

Учить интонационно выделять звуки «Р-РЬ» в словах. Учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Способствовать зрительному и слуховому вниманию.

Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Игрушка Зайка

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 38

Карандаши цветные

Февраль

Звуки «Л-Ль», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения

Е. Александровой.

Учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Л-ЛЬ». Учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.

Развивать графические навыки (рисование неваляшки).

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Игрушка Неваляшка

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 40

Карандаши цветные

Звуки «М-Мь», рисование мишки, заучивание

Стихотворения Т. Шорыгиной.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «М-МЬ».

Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков «М-МЬ» в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (короткие и длинные).

Учить называть первый звук в словах.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами,

ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать графические навыки (рисование мишки).

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 42

Карандаши цветные

Звуки «Б-Бь», моделирование, заучивание стихотворения

Г. Сапгира, рисование бус.

Учить интонационно выделять твердые и мягкие согласные звуки «Б-БЬ» изолированно, в словах, во фразовой речи.

Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов.

Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать графические навыки (рисование дорожек, бусинок).

Игрушка Буратино

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Игрушки, другие предметы, в названии которых есть звуки «Б-БЬ».: бубен, барабан, белка, собака, Буратино, грибы, яблоко, бычок, рыба, блюдце.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 44

Карандаши цветные

Звуки «К-Кь», закрашивание овощей, заучивание

стихотворения Д. Хармса.

Познакомить с твердыми и мягкими звуками «К-КЬ».

Учить интонационному выделению звуков «К-КЬ» в словах. Учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Развивать графические навыки (заштриховывание предметов).

Игрушка кот

Чудесный мешочек с овощами (капуста, картошка, морковь).

Картинки для игры: ключ, кошка, кит, коньки, кресло, коса, капуста, картошка, волк, кровать, крокодил, карандаш.

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 46

Карандаши цветные

Март

Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения

Г.  Сапгира.

Учить называть изолированно твердый согласный звук «Г». Учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Учить, выделяя характерные признаки, отгадывать загадки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Развивать графические навыки (рисование кругов).

Игрушка Гном

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 48

Карандаши цветные

Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов,

заучивание стихотворения

Т. Шорыгиной.

Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки «Г-К».

Учить соотносить графическое изображение слова с предметом, к названию которого оно подходит.

Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Игрушки Кот и Гном

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 50

Карандаши цветные

Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.

Способствовать развитию фонематического слуха, учить различать твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ».

Учить называть изолированно звуки «Д-ДЬ». Учить называть первый звук в словах.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Способствовать развитию графических навыков (заштриховывание, рисование кругов).

Игрушка кукла Даша

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 52

Карандаши цветные

Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование тучи и зонтика,

заучивание стихотворения

В. Берестова.

Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками «Т-ТЬ».

Учить интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков «Т-ТЬ» в словах.

Учить называть первый звук в словах. Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные и короткие.)

Продолжать учить делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове. Способствовать развитию графических навыков (рисование дождя, зонтиков).

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Игрушка кукла Таня

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Предметные картинки со звуком «Т-Ть»,

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 54

Карандаши цветные

Апрель

Звуки «Д-Дь», «Т-Ть», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ».

Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова. Развивать графические навыки (рисование домика).

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Две куклы (Даша, Таня.)

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 56

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «3—Зь», «Ж»,

«С—Сь», повторение стихотворений, штриховка.

Способствовать развитию слухового внимания. Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами,

ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Игрушка Незнайка

Мячик

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 58

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Р—Рь», «Ш»,

моделирование, раскрашивание предметов.

Способствовать развитию слухового внимания.

Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие. Закреплять умение называть первый звук.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.

Формировать избирательность зрительного восприятия, ориентируясь на звуковые свойства предметов.

Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Конверт с загадками

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 60

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Л—Ль», «Б - Бь», моделирование, рисование березки, повторение

стихотворений.

Закрепить умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки

«Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Продолжать знакомить с линейностью слов (длинные и короткие).

Продолжать учить называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Продолжать учить соотносить схему слова с предметом, к которому она подходит. Способствовать развитию графических навыков (штриховка, рисование березки).

Игрушка Буратино

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 62

Карандаши цветные

Май

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Д-Дь», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворений.

Способствовать развитию слухового внимания. Продолжать учить делить слова на слоги.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы парочками из стихотворения.

Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать слова, подходящие по смыслу.

Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Продолжать учить делить слова на слоги, используя схему слова.

Игрушки Буратино, Незнайка, зайка, куклы Даша и Таня, гном и

другие.

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 62

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Т-Ть», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.

Закреплять умение различать и правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки «Т-ТЬ».

Закреплять умение правильно называть первый звук в словах. Продолжать учить делить слова на слоги, используя модель слова. Развивать графические навыки (рисование домика).

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Две куклы (Даша, Таня.)

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 56

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Р—Рь»,

моделирование, раскрашивание предметов.

Закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие. Закреплять умение называть первый звук.

Развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление.

Продолжать учить детей делить слова на слоги, используя модель слова.

Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Конверт с загадками

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 60

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Ж», «С—Сь», повторение стихотворений, штриховка.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Продолжать учить детей подбирать слова, которые звучат похоже. Закреплять умение называть первый звук в словах.

Учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами,

ударением, передавать свое отношение к окружающему.

Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Игрушка Незнайка

Мячик

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 58

Карандаши цветные

Закрепление пройденного материала.

Звуки «Г- К», моделирование, закрашивание предметов,

повторение стихотворений.

Продолжать развивать фонематический слух.

Закреплять умение различать согласные звуки «Г-К».

Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков (штриховка).

Продолжать учить выразительно читать стихотворение, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к окружающему.

Развивать активную речь, отвечать на вопросы строчками из стихотворения.

Игрушки Кот и Гном

Схемы-прямоугольники (деление слов на слоги)

Рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой, стр. 50

Карандаши цветные

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурная практика: Развитие речи. Продуктивная деятельность. Тема: «Звуковая культура речи: звуки [З], [C]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи   в средней группеОбразовательная программа «Миры детства. Конструирование возможностей»...

Рабочая программа культурной практики «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программакультурной практики«Рисование»образовательная  область "Художественно-эстетическое развитие" для детей средней группыобщеразвивающей направленности...

Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы

    Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная  область «Познавательное развитие» для детей ...

Рабочая программа культурной практики «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Рабочая программакультурной практики «Аппликация» образовательная  область «Художественно-эстетическоеразвитие »...

Рабочая программа культурной практики «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Рабочая программакультурной практики«Лепка»образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группыобщеразвивающей направленности....

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики по формированию познавательного интереса у детей 5-7 лет к культуре и традициям татарского народа «ЙОЛДЫЗЧЫК»

В рабочей программе представлено содержание работы татарского кружка.Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции ...