Рабочая программа культурной практики «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Гайдарова Марина Николаевна

Рабочая программакультурной практики«Рисование»образовательная  область "Художественно-эстетическое развитие" для детей средней группы

общеразвивающей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_risovanie_sred._gr.docx73.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Рассмотрено заместителем

 заведующего по учебно-воспитательной работе

МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________О.Н. Орехова

Принята

                       Педагогическим советом МДОУ  

                       «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол №_________________

Утверждена и введена в действие

приказом от ____________№___

Заведующий МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

Рабочая программа

культурной практики

«Рисование»

образовательная  область  

«Художественно-эстетическое развитие»

для детей средней группы

общеразвивающей направленности

1 компонент непрерывной образовательной  деятельности в неделю

(всего 12 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)

2019/2020

учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
  2. Доронова Т.Н. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4–7 лет. – М.: Просвещение, 2012.;
  3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 2015.

Программа рассчитана на 12компонентанепрерывной образовательной деятельности в год (далее по тексту– НОД), (1час в неделю), продолжительность НОД в средней группе – 20 минут (Сан Пин 2.4.1.3049-13).

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Индивидуальная работа;
  • Совместная деятельность педагога с детьми: подготовка к творческим конкурсам, выставкам;
  • Выставки творческих работ.

Рабочая программа имеет цель осуществить развитие детей в изобразительной деятельности и способствует решению следующих задач:

  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
  • Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Приобщение к искусству.

  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
  • Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

В изобразительной деятельности:

  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности: совершенствование умений в рисовании.
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
  • Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Программные задачи по рисованию для детей 4-5 лет:

  1. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
  2. Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
  3. Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
  4. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
  5. Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
  6. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.
  7. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
  8. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Новизнойявляется не только развивающее обучение рисованию (НОД),которые включают использование традиционных и нетрадиционных техник, художественное слово, музыкальное сопровождение, игры-превращения, но и включение  игровых моментов, а также упражненийдыхательной  гимнастики, снятия напряжения с глаз. Так же используются много  занимательных дидактических игр, стихов и загадок, отрывков из сказок, что делает процесс обучения увлекательным и интересным.Таким образом, при составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы  детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей. Актуальность программы состоит в том, что рисование, как вид деятельности, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии, формирует эстетический вкус.

Национально – региональный компонент

Задачи:

1. Расширять представления детей о богатстве и красоте природы северного края, города.

2. Надым, о климатических условиях Крайнего Севера.

3. Познакомить детей с культурой, традициями и одеждой народов Севера, устным народным творчеством (загадками, пословицами, сказками, играми).

4. Расширять знания  детей о животных северного края, их повадках, приспособленности к суровому климату, способах выживания и добывания пищи; воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Задачи реализации национально – регионального компонента, в соотнесении с образовательными областями

  • Узнавать и называть орнаменты народов ханты и ненцы.
  • Использовать орнаменты коренных народов Севера в украшении предметов быта (кисы, малица, ягушка).
  • Знать орнаменты: «заячьи ушка», «оленьи рога», «мужская голова», «женская голова».
  • Узнавать и называть предметы народных художественных ремесел: изготовление берестяной посуды, изготовление меховой одежды и обуви.

НРК– реализуется как полная НОД по темам:

  • «Осенние листья»;
  • «Деревья в нашем парке»;
  • «Осенний лес»;
  • «Белая береза под моим окном»;
  • «Совушка-сова»;
  • «Еловые веточки»;
  • «Вьюга-завируха»;
  • «Зимушка-зима»;
  • «Весеннее небо севера»

Как часть НОД по темам:

  • «Хмурая, поздняя осень»»;
  • «Бал осенних красок»;
  • «Лиса кумонька и лиса голубушка»;
  • «Праздничная ёлочка»;
  • «Какая она, зимушка-зима?»;
  • «Весна пришла»;
  • «Синичка на ветке»;
  • «На свете нет некрасивых деревьев»;
  • «Весна на лесной поляне».

Итого, 27 % НОД отведены на НРК

Компонент МДОУ

  1. Создание благоприятных условий для обеспечения для подготовки к школьному обучению, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
  2. Увеличение физической  работоспособности и выносливости.
  3. Улучшение эмоционального состояния.
  4. Снятие психологической напряженности.
  5. Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
  6. Развитие коммуникативных навыков.
  7. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды.
  8. Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.
  9. Организация упражнений для дыхания и снятия зрительного напряжения.
  10. Гармоничное развитие воспитанников  с учётом их индивидуальных особенностей.
  11. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей

«Речевое развитие»

развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

«Социально-коммуникативное развитие»

формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества и расширение кругозора   в части  представлений   о себе, семье, обществе, государстве, мире.

«Познавательное  развитие»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства:

 музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество».

Особенности организации образовательного процесса

Особенности образовательного процесса предполагают различные виды и формы работы с детьми:  создание выставок, макетов, коллекций, наблюдения, рассматривания,  применение ИКТ в процессе непрерывной образовательной деятельности, в ходе  самостоятельной деятельности, развивающих игр, экспериментирование, сюжетно-ролевые игры.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Формы организации образовательного процесса

      В основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 4-5 лет, лежит планирование однотемных НОД, предусматривающее вместе с  тем индивидуализацию учебных задач для каждой группы детей. Подбор тем  и отбор содержания НОД связан с преемственностью целей обучения рисованию при переходе детей из одной группы в другую.

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Культурные практики

Рисование

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров;
  • украшение предметов для личного пользования;
  • рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики;
  • игры;
  • организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства.

Групповая

Предпочтительные формы образовательного процесса: различные виды НОД, выставки детских творческих работ, участие в конкурсах детского рисунка различного уровня, экскурсии в музей.

Вариативность проведения диагностики:задания направлены на выявление уровня художественно-эстетического развития детей. Диагностика (в виде диагностических НОД) проводится в начале (сентябрь)  и в конце (май) учебного года.

Тематический план

п/п

Тема НОД

Количество НОД

В том числе

практическая деятельность

«На яблоне поспели яблоки»

1

1

«Золотая осень»

1

1

«Яички простые и золотые»

1

1

Декоративное рисование «Украшение свитера»

1

1

«Нарисуй, какую хочешь игрушку»

1

1

«Еловые веточки»

1

1

Декоративное рисование «Украшение платочка»

1

1

Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»

1

1

Декоративное рисование «Украсим кукле платьице»

1

1

«Сказочный домик – теремок»

1

1

«Празднично украшенный дом»

1

1

«Нарисуй картинку про весну»

1

1

Диагностика

1

1

ИТОГО:

13

13

Планируемые результаты  освоения компонента образовательной области воспитанниками

К началу учебного года дети 4-5 лет должны уметь:

  • передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.);
  • правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы;
  • набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета;
  • украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички);
  • ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки;
  • изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.);
  • создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).

К концу года дети 4-5 лет должны уметь:

  • выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям;
  • изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
  • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
  • украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Содержание работы по освоению компонента образовательной области

Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность (рисование)- традиционный для российского дошкольного образования вид  продуктивной деятельностидетей.

Распределение игр и упражнений по НОД опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, доступности, наглядности, активности, а так же увеличения физической нагрузки. Умения и навыки формируются с помощью специальных методов и приемов.  Предусмотрено усвоение каждого раздела программы обучения на протяжения ряда НОД. Каждая непрерывная образовательная деятельность посвящается определенной теме, хотя на ней решается сразу несколько учебно-воспитательных задач. Задачи рядя НОД взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Задачи и содержание НОД располагаются в порядке возрастающей трудности.  Обязательной частью НОД являются сюрпризные моменты, игры, загадки, художественное слово. Частью НОД могут быть дыхательные упражнения,упражнения для снятия зрительного напряжения, физминутки, упражнения на релаксацию.

Дети овладевают приемами работы с изобразительными материалами и учатся использовать выразительные средства для воплощения художественного замысла. Они могут экспериментировать с цветом, формой, добиваясь выразительной передачи образов. Мы учим детей самостоятельно осуществлять подготовку и уборку материалов, аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке. Все это способствует формированию предпосылок учебной деятельности.

Одно из важнейших качеств изобразительной деятельности – ее творческий характер. Поэтому задания для детей продуманы таким образом, что каждый ребенок получает возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание.

Работа по непрерывной образовательной деятельности «Рисование»  ведётся по направлениям:

Общее:

  • Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
  • Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
  • Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
  • Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
  • Развивать чувство формы, цвета, пропорций;
  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Дымковская, Филимоновская, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки);
  • Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);
  • Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок;
  • Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

По развитию продуктивной деятельности:

В декоративном рисовании

  • Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
  • Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
  • Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки;
  • Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством;

По развитию детского творчества:

  • побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии; в штрихах, мазках и в пластической форме улавливать образ и рассказывать о нем;
  • сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению рисунков по цвету;
  • создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества;

Побуждать детей осуществлять перенос ранее усвоенных способов рисования на новое содержание.

По приобщению к изобразительному искусству:

  • Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
  • Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Способы проверки усвоения содержания компонента образовательной области

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества

Анализ продукта деятельности:

  • Передача формы;
  • Строение предмета;
  • Передача пропорции предмета в изображении;
  • Композиция;
  • Передача движения;
  • Цвет.

В (высокий уровень) – полностью справляется с данным направлением, активен.

С (средний уровень) -  справился частично.

Н (низкий уровень) –  не справляется с данной задачей.

Анализ процесса деятельности:

  • Характер линии;
  • Регуляция деятельности;
  • Уровень самостоятельности;
  • Творчество;

В (высокий уровень) – полностью справляется с данным направлением, активен.

С (средний уровень) -  справился частично.

Н (низкий уровень) –  не справляется с данной задачей.

Литература и  средства обучения

Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей среднего дошкольного возраста

  1. Уголок художественного творчества в группе;
  2. Информационные материалы для родительской общественности группы;
  3. Выставка рисунков в холле дошкольного учреждения.
  4. Сменные выставки.

Технические средства обучения:

  • Магнитофон;
  • CD диски;
  • Аудиокассеты;

Учебно-наглядные пособия:

  • Сюжетные и предметные картинки, плакаты;
  • Игрушки;
  • Демонстрационные таблицы;
  • Иллюстрации, репродукции картин;
  • Дидактические игры;
  • Альбомы;
  • Образцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Рисование»

Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе  с 4 -5 лет

ДАТА

ТЕМА

Форма проведения

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛ

НРК

Планируемая дата

Фактическая дата

1

«На яблоне поспели яблоки»

Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: загадки; оборудование: яблоки (заготовки для рисования); акварельные краски, кисти, бумага, банки с водой, салфетки (для каждого ребенка); мешочек, яблоки (муляжи или настоящие); картинки с изображением осенних плодов.

2

«Золотая осень»

Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной подаче явлений. Воспитывать чувство радости от ярких кра-сивых рисунков.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: осенние пейзажи; альбомные листы, краски (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (для каждого ребенка); аудиозапись «Времена года» (муз.

Г. Свиридова).

Познакомить детей с художниками нашего города.

Побуждать детей передавать в рисунках красоту окружающей природы нашего края.

3

 «Яички простые и золотые»

Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: загадка; оборудование: гуашь белая и желтая; листы бумаги голубого, серого или любого другого светлого тона, кисти, банки с водой, салфетки (для каждого ребенка); курица-игрушка; плетёное гнездо, деревянные яйца.

4

Декоративное рисование «Украшение свитера»

(Вариант «Укрась юбку дымковской барышни»)

Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, само-стоятельность, инициативу.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски (гуашь), кисти, банка с водой, салфетка (для каждого ребенка); картинки с изображением одежды, украшенной орнаментом; зайка-игрушка

Дидактическая игра «Укрась малицу».

5

«Нарисуй, какую хочешь игрушку»

Развивать умение задумывать содержание ри-сунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования красками. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: листы ватмана, краски (гуашь), кисти, банки с водой, салфетки (для каждого ребенка); игрушки; разрезные картинки для дидактической игры.

Знакомство с игрушками  народов севера.

Дать представления о народном промысле северного края.

6

«Еловые веточки»

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать елочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: репродукция картины В. Александрова «Зимний вечер»; листы белой бумаги, краски (гуашь) темно- и светло-зеленая, темно-коричневая; кисти, банка с водой, салфетка (для каждого ребенка).

7

Декоративное рисование «Украшение платочка»

Знакомить детей с росписью дымковской иг-рушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

наглядные: образец педагогического рисунка; оборудование: бумажные круги, квадраты; ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клееночка (для каждого ребенка); квадратный кусочек белой ткани; персонаж - Пятачок (игрушка).

8

Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»

(по мотивам дымковских росписей)

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки,полосы. Закреплять представления детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: дымковская уточка; фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (игрушки); краски, кисти, тычки (палочки с намотанной на них ватой), салфетки, стаканы с водой, мольберт, листы бумаги с контуром утки (для каждого ребенка).

9

Декоративное рисование «Украсим кукле платьице»

Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги); развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение; закреплять приемы рисования кистью, умения правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку; поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: вырезанные из белой или цветной бумаги платья для куколки; краски (гуашь), кисти, банки с водой, салфетка (для каждого ребенка); матрёшка, дымковская игрушка, тряпичная кукла-игрушка, соломенная кукла.

Рассматривание кукол и их нарядов в северном колорите.

10

«Сказочный домик – теремок»

Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украше-ния.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: цветные карандаши (или мелки), квадратные листы бумаги, салфетка (для каждого ребенка); иллюстрации: к сказке «Теремок»; магнитная доска, фигурки зверей.

Прививать любовь к устному народному творчеству через знакомство с севернымисказоками.

Познакомить детей с жилищем ненецкого народа.

11

«Праздничный салют»

Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать город и украшать его флагами, цветными огнями. Упражнять в рисовании и закрашивании путем накладывания цвета на цвет. Развивать образное восприятие; воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к Родине.

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи; оборудование: фонограмма песни «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)\ кисти, акварель, восковые мелки, бумага формата А4 (для каждого ребенка); иллюстрации: изображения праздничного салюта.

Познакомить с символикой родного города.

Развивать нравственно-патриотические качества; гордость за свою малую Родину

12

«Самолёт летит сквозь облака»

Учить детей создавать изображение самолета на основе основных форм - овала; закреплять приемы рисования карандашами и закрашивания; развивать умение детей правильно располагать изображение на листе бумаги (в центре листа); обогатить словарь детей словами, обозначающими части самолета (корпус, крылья, хвост, кабина)', побуждать детей к проявлению доброжелательности в игровом общении с партнерами и сверстниками; развивать образное восприятие

наглядные: образец педагогического рисунка; вербальные: стихи, загадка; оборудование: листы альбомной бумаги, карандаши, акварельные краски, кисти, банки с водой, салфетки (для каждого ребенка); самолет-игрушка; иллюстрации: самолеты.

13

Диагностика

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Протокол обследования уровня освоения детьми 4-5 лет программного материала образовательного компонента «Рисование»

Подготовительная группа №___«_________» МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»               Дата проведения: началогода_____

Воспитатели ___________________________________ конец года_____________

Ф.И. ребенка

Передача формы:

форма передана точно;

есть незначительные искажения;

искажения значительные, форма не удалась.

Строение предмета: части расположены верно;

есть незначительные искажения;

части предмета переданы неверно.

Передача пропорции предмета в изображении

:пропорции предмета соблюдаются;

есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно.

Композиция:

по всему листу;

на полосе листа;

не продумана, носит случайный характер.

соблюдается пропорциональность в изображении предметов;

есть незначительные искажения;

пропорциональность разных предметов передана неверно

Передача движения:

движение передано достаточно чётко;

движение передано неопределённо, неумело;

изображение статичное.

Цвет.

а)цветовое решение изображения:

передан реальный цвет предметов;

есть отступления от реальной окраски;

цвет предметов передан неверно.

Разнообразие цветовой гаммы изображения:

многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете

Уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н г.

к.г.

н.г.

к г.

н.г.

к г.

н.г.

к г.

н.г.

к г.

Низкий

Средний

Высокий

Приложение 3

Педагогическая диагностика

Анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребёнка как показатель его эстетического и интеллектуального развития очень важен, а также уровень освоения им изобразительной деятельности в тот или иной возрастной период.

        Разработаны критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продукта деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.

Для более глубокого анализа изобразительной деятельности необходимо использовать обе группы критериев. Для оперативного анализа и оценки достаточно анализа продуктов детской деятельности. Для боле глубокого анализа изобразительной деятельности, чтобы охарактеризовать уровень способностей детей, можно применить анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности

1.Содержание изображения (полнота изображения образа).

В этом критерии не выделены показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета переданы неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция.

а)расположение изображений на листе:

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер.

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет.

        В этом критерии выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом;

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно.

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1.Характер линии.

Этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жёсткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный;
  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура.

регуляция силы нажима:

  • регулируется сила нажима, раскрашивание в пределах контура;
  • не всегда регулируется сила нажима и размах;
  • не регулируется сила нажима, выход за пределы контура.

2. Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого;
  • безразличен к оценке взрослого ( деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребёнок относится :

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

        Оценка детских работ по критерию «творчество» (анализ процесса деятельности), показателям (композиция, цвет) носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

        По всем критериям, имеющим одну, две и три группы показателей, в каждой из которых по три показателя, оценка даётся по трёхуровневой  системе. Например, критерий «передача формы»:

  • форма передана точно – высокий уровень;
  • есть незначительные искажения – средний уровень;
  • искажения значительные, форма не удалась – низкий уровень.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. На  основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Каждая сумма баллов будет отнесена к высшему, среднему или низшему уровню.

        Для текущей итоговой диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определять уровни овладения детьми рисованием.

Тема диагностической непрерывной образовательной деятельности:

« Что мы умеем и любим рисовать»

Цель: изучение интересов и возможностей детей в рисовании.

Материал: по желанию каждого ребенка (на первом занятии – живопись, на втором – графика).

Ход деятельности:

   На первой встрече педагог предлагает рассмотреть изобразительные материалы, имеющиеся в изостудии. Затем предлагает выбрать краски по желанию (акварель или гуашь) и изобразить то, что ему хочется.

   По окончании работы педагог хвалит каждого ребенка, интересуется содержанием его работы и подробно записывает его рассказ на обратной стороне листа.  

   Втораявстреча проводится аналогичным способом, но детям предлагается выбрать графические материалы, имеющиеся в изостудии (цветные карандаши, фломастеры, мелки) для того, чтобы при сравнении работ одного и того же ребенка иметь больше оснований для правильных выводов.

   Педагог просит у детей разрешения на хранение их работ у себя.

Задания направлены на выявление уровня овладения изобразительной деятельностью. Диагностика (в виде диагностической НОД) проводится в начале (сентябрь)  и в конце (май) учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа культурной практики «Развитие речи»

Рабочая программакультурной практики«Развитие речи»образовательная  область «Речевое развитие»для детей средней группыобщеразвивающей направленности...

Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы

    Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная  область «Познавательное развитие» для детей ...

Рабочая программа культурной практики «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Рабочая программакультурной практики «Аппликация» образовательная  область «Художественно-эстетическоеразвитие »...

Рабочая программа культурной практики «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Рабочая программакультурной практики«Лепка»образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группыобщеразвивающей направленности....

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты образовательной деятельности по художественно-эстетической направленности. Рисование

Методическое обеспечение рабочей программы: конспекты образовательной деятельности по художественно-эстетической направленности. Рисование...