Рабочая программа культурной практики «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Гайдарова Марина Николаевна

Рабочая программакультурной практики «Аппликация» образовательная  область «Художественно-эстетическоеразвитие »

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_applikatsiya_sredn._gr.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Рассмотрено заместителем

 заведующего по учебно- воспитательной работе

МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________О.Н. Орехова

Принята

                       Педагогическим советом МДОУ  

                       «Детский сад «Солнышко» г. Надыма»

Протокол №_____________________

Утверждена и введена в действие

приказом от______________№_____ Заведующий  МДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Надыма»

______________Э.А. Куликов

Рабочая программа

культурной практики  

«Аппликация»

образовательная  область  

«Художественно-эстетическое развитие»

для детей средней группы

общеразвивающей направленности

2 компонента  непрерывной образовательной  деятельности  в месяц

(всего 12 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)

2019/2020

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для детей средней группы, составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерскихотношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построенииобразовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальномвзаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандартана практике.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
  2. Доронова Т.Н. Наша мастерская. Пособие для детей 4–5 лет. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.
  4. Доронова Т.Н. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4–7 лет. – М.: Просвещение, 2012.;
  5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

Программа рассчитана на проведение непрерывнойобразовательной деятельности  12часов в год (2 часа в месяц), длительность проведения НОД – 20 минут.

Сопутствующие формы образовательной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций;
  • Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
  • Выставки работ.

Цель программы - формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие эстетических чувств, творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи программы:

  • Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
  • Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельнойтворческой деятельности; удовлетворять потребность детей в самовыражении.
  • Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямойсначала коротких, а затем длинных полос, составлять из полос изображения разныхпредметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
  • Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
  • Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов(птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) изготовых форм.
  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Поощрять проявление активности и творчества.

Программа  является актуальной, так, как предложенные в ней методы и приемы способствуют развитию  продуктивной деятельности, которая даёт детям возможность передать свои впечатления об окружающей действительности.

Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: элементы квиллинга, аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика; аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

Отличительная особенность программы

        Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактическиепринципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологийпредполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

Реализация компонента МДОУ

При составлении рабочей программыучитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности у детей в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

«Речевое развитие»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетическое развитие».

«Познавательное  развитие»

формирование целостной    картины    мира   и расширение кругозора   в части  представлений   о себе, семье, обществе, государстве, мире;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной  деятельности в процессе свободного общения со   сверстниками и взрослыми); использование художественных  произведений для формирования целостной картины мира.

Особенности организации образовательного процесса

        Лепка и аппликация  является частью всей воспитательно-образовательной работы в МДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.

        Для развития детского творчества большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.

        Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т.п.

        В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

        На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Культурные практики

Аппликация

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики;

Игры;

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства.

Групповая

Тематический план

Тема

Количество НОД

В том числе:

практическая деятельность

НОД

«Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

(Коллективная композиция)

1

1

«Лодки плывут по реке»

(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

1

1

«Укрась салфеточку»

1

1

«Автобус» («Тележка с игрушками»)

1

1

«В магазин привезли красивые пирамидки»

1

1

«Бусы на елку»

1

1

«Красная Шапочка»

1

1

«Вырежи и наклей, какую хочешь постройку»

1

1

Аппликация «Летящие самолеты»

(Коллективная композиция)

1

1

Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке

1

1

«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное»

(«Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку»)

1

1

«Красивые флажки»

1

1

Итого:

12

12

Планируемые результаты освоения компонента образовательной деятельности «Аппликация»

К концу года дети умеют:

  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
  • создавать и аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  • составлять декоративные композиции из геометрических фигур на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме;
  • создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания в сочетании с обрыванием.

К концу года дети имеют представление:

  • предметах ближайшего окружения;
  • многообразии форм предметов;
  • красоте, яркости народных игрушек, о средствах выразительности изображения
  • народно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера.

Средства обучения

  1. Учебно-наглядные пособия:
  • Плакаты;
  • Фотографии;
  • Открытки;
  • Игрушки.
  • муляжи, модули
  1. Оборудование и материалы:
  • Альбомы,
  • цветная бумага,
  • клей,
  • клеенка,
  • пластилин,
  • карандаши,
  • гуашь,
  • кисть,
  • стаканчики – непроливайки

На каждого ребенка:

  • Клеенка для намазывания форм;
  • Кисть для клея;
  • Салфетка;
  • Подставка для кисти;
  • Плоские коробки для готовых форм или бумаги;
  • Ножницы;
  • Цветная бумага.

Литература:

Для педагогов:

Методическая литература:

1. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное по¬собие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.

Художественная литература:

1.  Русские песенки, потешки, загадки;

2.  Русские народные сказки;

3. «Пословицы, поговорки, загадки;

Познавательная (вспомогательная литература):

1.  Б. Г. Ананьев., Е. Ф. Рыбалко. Особенности восприятия детей пространства у детей;

2.  З. А. Богатеева. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях;

3.  Плакаты «Овощи», «Деревня», «Ферма», «Времена года», «Цветные пейзажи»;

4.  Комплект иллюстраций «Сказочные домики»;

5.  Картины известных художников – пейзажистов А. Левитана «Осень»,

А. Саврасова «Осень»;

6. А. А. Грибовская. Детям о народном искусстве.

Для воспитанников:

Познавательная (вспомогательная литература):

Учебная литература:

1.  В. А. Жигагерева. Раскраски с трафаретами: «Овощи», «Веселая поляна».

«Грибы»;

2.  Е. А. Савельев «Дикие звери», «Домашние животные», «Игрушки».

3.  И. А. Извекова. Правила дорожного движения. – М.: Просвещение. 1986.

Художественная литература:

1.  Русская народная сказка «Заюшкина избушка»;

2.  Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги!»;

3.  А. Пушкин. Стихи об осени;

4.  И. П. Такмакова, Э. И. Иванова. Большая книга стихов для чтения в детском саду.

5.  Хороводная игра «Ходит Ваня»;

Познавательная (вспомогательная литература):

1.  Дидактичекие игры: «Угадай на вкус»; «С какого дерева листок?»; «Одинаковые - разные»; «Угадай на ощупь»; «Разрезные картинки»;

2.  Дидактическое упражнение «Радуга»;

3.  Экспериментирование с природным материалом «На что похож листок?»;

4.  Детская энциклопедия;

5.  Энциклопедия живой природы.

6.  И. Л. Саво. Правила дорожного движения для дошкольников. – Санкт – Петербург.: Детство – пресс;

7.  Настольно – развивающая игра – лото. «Внимание! Дорога».

Электронные средства обучения, интернет – ресурсы:

1.  Ребзики. Детский чат. www. rebzi. ru

2.  Русские народные сказки. «Времена года». http://btautiful-all. nm. ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности  «Аппликация»

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе

Дата

Тема

Содержание

Материал

по плану

по факту

Сентябрь

1

 «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»

(Коллективная композиция)

Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

Октябрь

2

«Лодки плывут по реке»

(«Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере»)

Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

3

«Укрась салфеточку»

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ.

Ноябрь

4

«Автобус»

(«Тележка с игрушками»)

Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

                                                                                                          Декабрь

5

«В магазин привезли красивые пирамидки»

Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём плавного срезания углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

6

«Бусы на елку»

Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить:

- срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы;

- чередовать бусинки разной формы;

- наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа

Январь

Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

7

«Красная Шапочка»

Февраль

8

«Вырежи и наклей какую хочешь постройку»

Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

9

Аппликация «Летящие самолеты»

(Коллективная композиция)

Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины.

Март

10

Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке

Учить:

 - вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой);

- составлять из частей цветка красивое целое изображение.

Развивать чувство цвета,эстетическое восприятие, образные представления, воображение.

Воспитывать внимание к родным и близким, желание подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изделиями

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

Апрель

11

 «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное»

(«Вырежи и наклей какую хочешь игрушку»)

Учить детей выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.

                                                                                                            Май

12

«Красивые флажки»

Учить:

- работать ножницами: правильно держать их;

- сжимать и разжимать кольца;

- резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки

- флажки.

Закреплять:

- приемы аккуратного наклеивания;

- умение чередовать изображения по цвету.

Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"...

Рабочая программа культурной практики «Развитие речи»

Рабочая программакультурной практики«Развитие речи»образовательная  область «Речевое развитие»для детей средней группыобщеразвивающей направленности...

Рабочая программа культурной практики «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Рабочая программакультурной практики«Рисование»образовательная  область "Художественно-эстетическое развитие" для детей средней группыобщеразвивающей направленности...

Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы

    Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная  область «Познавательное развитие» для детей ...

Рабочая программа культурной практики «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .

Рабочая программакультурной практики«Лепка»образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группыобщеразвивающей направленности....