Рабочая программа культурной практики «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Рабочая программакультурной практики «Аппликация» образовательная область «Художественно-эстетическоеразвитие »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,
E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666
ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001
Рассмотрено заместителем заведующего по учебно- воспитательной работе МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________О.Н. Орехова | Принята Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» Протокол №_____________________ Утверждена и введена в действие приказом от______________№_____ Заведующий МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» ______________Э.А. Куликов |
Рабочая программа
культурной практики
«Аппликация»
образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей средней группы
общеразвивающей направленности
2 компонента непрерывной образовательной деятельности в месяц
(всего 12 компонентов непрерывной образовательной деятельности в год)
2019/2020
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Аппликация» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группы, составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма» (далее – МДОУ).
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерскихотношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построенииобразовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальномвзаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандартана практике.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Доронова Т.Н, Г. В. Кузнецова, О. Е. Веннецкая… «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»». – М.:Издательство АСТ, 2015.;
- Доронова Т.Н. Наша мастерская. Пособие для детей 4–5 лет. – М.: Просвещение, 2012.
- Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.
- Доронова Т.Н. Изобразительное искусство. Пособие для детей 4–7 лет. – М.: Просвещение, 2012.;
- Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
Программа рассчитана на проведение непрерывнойобразовательной деятельности 12часов в год (2 часа в месяц), длительность проведения НОД – 20 минут.
Сопутствующие формы образовательной деятельности:
- Совместная деятельность педагога с детьми – беседы утром общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций;
- Подгрупповая и индивидуальная работа (по результатам обследования).
- Выставки работ.
Цель программы - формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие эстетических чувств, творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи программы:
- Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
- Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельнойтворческой деятельности; удовлетворять потребность детей в самовыражении.
- Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямойсначала коротких, а затем длинных полос, составлять из полос изображения разныхпредметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
- Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
- Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов(птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) изготовых форм.
- Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
- Поощрять проявление активности и творчества.
Программа является актуальной, так, как предложенные в ней методы и приемы способствуют развитию продуктивной деятельности, которая даёт детям возможность передать свои впечатления об окружающей действительности.
Новизна рабочей программы заключается в том, что в нее включены нетрадиционные приёмы и техники по работе с бумагой: элементы квиллинга, аппликация из частей предмета и шариков ваты; обрывание-мозаика; аппликация из скатанных кусочков салфеток, которые позволят в увлекательной форме способствовать всестороннему развитию ребенка, сформируют позитивное настроение и хорошие эмоции, воспитают доброжелательность и заботливое отношение к природе, а также совершенствовать коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.
Отличительная особенность программы
Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактическиепринципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологийпредполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
Реализация компонента МДОУ
При составлении рабочей программыучитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности у детей в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. |
«Речевое развитие» | использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетическое развитие». |
«Познавательное развитие» | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми); использование художественных произведений для формирования целостной картины мира. |
Особенности организации образовательного процесса
Лепка и аппликация является частью всей воспитательно-образовательной работы в МДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.
Для развития детского творчества большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т.п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т.п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание работы | Формы работы | Формы организации детей |
Культурные практики | ||
Аппликация | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров; украшение предметов для личного пользования; Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики; Игры; Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства. | Групповая |
Тематический план
№ | Тема | Количество НОД | В том числе: практическая деятельность НОД |
«Как мы все вместе набрали полную корзину грибов» (Коллективная композиция) | 1 | 1 | |
«Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере») | 1 | 1 | |
«Укрась салфеточку» | 1 | 1 | |
«Автобус» («Тележка с игрушками») | 1 | 1 | |
«В магазин привезли красивые пирамидки» | 1 | 1 | |
«Бусы на елку» | 1 | 1 | |
«Красная Шапочка» | 1 | 1 | |
«Вырежи и наклей, какую хочешь постройку» | 1 | 1 | |
Аппликация «Летящие самолеты» (Коллективная композиция) | 1 | 1 | |
Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке | 1 | 1 | |
«Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное» («Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку») | 1 | 1 | |
«Красивые флажки» | 1 | 1 | |
Итого: | 12 | 12 |
Планируемые результаты освоения компонента образовательной деятельности «Аппликация»
К концу года дети умеют:
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- создавать и аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- составлять декоративные композиции из геометрических фигур на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме;
- создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания в сочетании с обрыванием.
К концу года дети имеют представление:
- предметах ближайшего окружения;
- многообразии форм предметов;
- красоте, яркости народных игрушек, о средствах выразительности изображения
- народно-прикладном искусстве народов Крайнего Севера.
Средства обучения
- Учебно-наглядные пособия:
- Плакаты;
- Фотографии;
- Открытки;
- Игрушки.
- муляжи, модули
- Оборудование и материалы:
- Альбомы,
- цветная бумага,
- клей,
- клеенка,
- пластилин,
- карандаши,
- гуашь,
- кисть,
- стаканчики – непроливайки
На каждого ребенка:
- Клеенка для намазывания форм;
- Кисть для клея;
- Салфетка;
- Подставка для кисти;
- Плоские коробки для готовых форм или бумаги;
- Ножницы;
- Цветная бумага.
Литература:
Для педагогов:
Методическая литература:
1. Доронова Т.Н. «Дошкольникам об искусстве». Учебно-наглядное по¬собие для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1999.
2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа – М.: Мозаика-Синтез, 2015г.
Художественная литература:
1. Русские песенки, потешки, загадки;
2. Русские народные сказки;
3. «Пословицы, поговорки, загадки;
Познавательная (вспомогательная литература):
1. Б. Г. Ананьев., Е. Ф. Рыбалко. Особенности восприятия детей пространства у детей;
2. З. А. Богатеева. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях;
3. Плакаты «Овощи», «Деревня», «Ферма», «Времена года», «Цветные пейзажи»;
4. Комплект иллюстраций «Сказочные домики»;
5. Картины известных художников – пейзажистов А. Левитана «Осень»,
А. Саврасова «Осень»;
6. А. А. Грибовская. Детям о народном искусстве.
Для воспитанников:
Познавательная (вспомогательная литература):
Учебная литература:
1. В. А. Жигагерева. Раскраски с трафаретами: «Овощи», «Веселая поляна».
«Грибы»;
2. Е. А. Савельев «Дикие звери», «Домашние животные», «Игрушки».
3. И. А. Извекова. Правила дорожного движения. – М.: Просвещение. 1986.
Художественная литература:
1. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»;
2. Ю. Кушака «Слетайтесь, пичуги!»;
3. А. Пушкин. Стихи об осени;
4. И. П. Такмакова, Э. И. Иванова. Большая книга стихов для чтения в детском саду.
5. Хороводная игра «Ходит Ваня»;
Познавательная (вспомогательная литература):
1. Дидактичекие игры: «Угадай на вкус»; «С какого дерева листок?»; «Одинаковые - разные»; «Угадай на ощупь»; «Разрезные картинки»;
2. Дидактическое упражнение «Радуга»;
3. Экспериментирование с природным материалом «На что похож листок?»;
4. Детская энциклопедия;
5. Энциклопедия живой природы.
6. И. Л. Саво. Правила дорожного движения для дошкольников. – Санкт – Петербург.: Детство – пресс;
7. Настольно – развивающая игра – лото. «Внимание! Дорога».
Электронные средства обучения, интернет – ресурсы:
1. Ребзики. Детский чат. www. rebzi. ru
2. Русские народные сказки. «Времена года». http://btautiful-all. nm. ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Аппликация»
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе
Дата | № | Тема | Содержание | Материал | |
по плану | по факту | ||||
Сентябрь | |||||
1 | «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов» (Коллективная композиция) | Учить детей срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
Октябрь | |||||
2 | «Лодки плывут по реке» («Рыбацкие лодки вышли в море», «Яхты на озере») | Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
3 | «Укрась салфеточку» | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы. Учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими. Развивать чувство композиции. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. Подводить к эстетической оценке работ. | |||
Ноябрь | |||||
4 | «Автобус» («Тележка с игрушками») | Закреплять умение детей вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта). Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов автобуса), разрезать полоску на одинаковые прямоугольники (окна автобуса). Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
Декабрь | |||||
5 | «В магазин привезли красивые пирамидки» | Упражнять детей в вырезании округлых форм из квадратов (прямоугольников) путём плавного срезания углов. Закреплять приёмы владения ножницами. Учить подбирать цвета, развивать цветовое восприятие. Учить располагать круги от самого большого к самому маленькому. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
6 | «Бусы на елку» | Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить: - срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; - чередовать бусинки разной формы; - наклеивать аккуратно, ровно, посередине листа | |||
Январь Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека (форму платья, головы, рук, ног), характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||||
7 | «Красная Шапочка» | ||||
Февраль | |||||
8 | «Вырежи и наклей какую хочешь постройку» | Формировать у детей умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
9 | Аппликация «Летящие самолеты» (Коллективная композиция) | Учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. Закреплять знание формы (прямоугольник), учить плавно срезать его углы. Вызывать радость от созданной всеми вместе картины. | |||
Март | |||||
10 | Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке | Учить: - вырезать и наклеивать красивый цветок, части цветка (срезая углы путем закругления по косой); - составлять из частей цветка красивое целое изображение. Развивать чувство цвета,эстетическое восприятие, образные представления, воображение. Воспитывать внимание к родным и близким, желание подготовить для них подарки, порадовать маму и бабушку своими изделиями | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
Апрель | |||||
11 | «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное» («Вырежи и наклей какую хочешь игрушку») | Учить детей выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. | ||
Май | |||||
12 | «Красивые флажки» | Учить: - работать ножницами: правильно держать их; - сжимать и разжимать кольца; - резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки. Закреплять: - приемы аккуратного наклеивания; - умение чередовать изображения по цвету. | Клеенка (подкладка) для намазывания форм; Кисть для клея; Салфетка; Подставка для кисти; Плоские коробки для готовых форм или бумаги; Ножницы Цветная бумага. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-139600-1355312521.jpg)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №14» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА , по учебному курсу «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» для детей 6-7 лет (подготовительная к
Пояснительная записка Концептуальные основы программыРабочая...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-25596-1381946694.jpg)
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"
Программа по музыкальному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-113020-1424648728.jpg)
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"
Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-1137159-1576960345.jpg)
Рабочая программа культурной практики «Развитие речи»
Рабочая программакультурной практики«Развитие речи»образовательная область «Речевое развитие»для детей средней группыобщеразвивающей направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-1137159-1576960345.jpg)
Рабочая программа культурной практики «Рисование» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программакультурной практики«Рисование»образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" для детей средней группыобщеразвивающей направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-1137159-1576960345.jpg)
Рабочая программа культурной практики «Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы
Рабочая программакультурной практики«Формирование целостной картины мира» образовательная область «Познавательное развитие» для детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-1137159-1576960345.jpg)
Рабочая программа культурной практики «Лепка» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» .
Рабочая программакультурной практики«Лепка»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» для детей средней группыобщеразвивающей направленности....