Технология развития мелкой моторики и артикуляции ( по Н.Л. Стефановой)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Шишова Юлия Анатольевна

Вопрос развития речи и развития мелкой моторики детей сейчас актуален как никогда. Это неоднократно подчеркивается педагогами дошкольного образования. С раннего возраста наши дети получают доступ к различным гаджетам, где требуется лишь легкое касание пальцем по экрану, а уставшие родители рады занять ребенка такой игрой, где требуется их инимальное участие и контроль. А ведт важность работы по развитию  мелкой моторики детей обусловлена тем, что расширяет его возможности в познании окружащего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается на основе тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного опзнания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его пртикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Поэтому работу по развити мелкой моторики и развитию речи нужно начинать, как можно раньше.

 

Методическая разработка "Умный малыш" составлена на основе технологии "Система равботы по формированию мелкой моторики и развитию речи" Н.Л. Стефановой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д. 6а

Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41

Алгоритм использования технологии развития мелкой моторики

 и артикуляции (Н.Л. Стефанова)  

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Шишова Юлия Анатольевна

2019г.

 Алгоритм использования технологии развития елкой моторики можно разделить на 3 этапа:

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Заключительный.

Подготовительный этап.

  • Подготовительный этап включает в себя:
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Разработку тематического и  перспективного планирования программы для  детей младшего дошкольного возраста.
  • Составление картотеки пальчиковых игр.  
  • Подбор диагностического материала.
  • Мониторинг детей.
  • Анализ и обобщение результатов.
  • Составление плана самообразования по теме.
  • Составление  плана работы с родителями по данному направлению.

Практический этап.

Систематическое применение игр и упражнений на развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата в кружковой работе, в ООД, режимных моментах,  самостоятельной деятельности детей, игры и действия с предметами на физкультурных занятиях.  

Направление деятельности

Содержание деятельности

Создание картотеки пальчиковых игр

 «Умный малыш»

Составление перспективного плана пальчиковых игр.

Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр

Подготовка наглядного   и методического материала

Разработка конспектов занятий с использованием  игр на развитие мелкой моторики

Индивидуальные беседы с родителями

Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры

Ознакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»

Размещение папки передвижки в раздевалке, размещение  консультаций на сайте  для ознакомления родителей с информацией.

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации работы.

Игра-беседа с детьми.

«Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.

Выступление на открытых занятиях, мастер-классы

Разработка открытых занятий с использованием технологиии Н.Л. Стефановой для обмена опытом с другими педагогами ДОУ и родителями

Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.

Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома»

Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.

Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.

Заключительный этап.

Заключительный этап включает в себя:

  • повторный мониторинг детей 3-4 лет.
  • анализ и обобщение результатов мониторинга.
  • разработку стратегии дальнейшего развития детей по данному направлению с учетом полученных результатов мониторинга.


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д.6а,

Тел.: 8(496)576-14- 41

Методическая разработка

«Умный малыш»

(развитие мелкой моторики и речевое развитие)

Возраст детей 3-4 года

Срок реализации программы – 1 год

Составитель:

Воспитатель первой квалификационной категории

Шишова Юлия Анатольевна

г.о. Электросталь 2019 г.  

Содержание

1.

Пояснительная записка

стр. 3

2.

Актуальность рабочей программы

стр. 3

3.

Порядок использования рабочей программы

стр. 4

4.

Цель, задачи программы

стр. 4

5.

Прогнозируемые результаты

стр. 5

6.

Формы подведения итогов

стр. 5

7.

Тематический план

стр. 6

8.

Перспективный план

стр. 6-9

9.

Методическое обеспечение программы

стр. 9

10.

Мониторинг

стр. 9-11

11.

Литература

стр. 11

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы дополнительного образования соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в  Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 общеразвивающего вида».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность рабочей  программы

Актуальность развития мелкой моторики детей состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования», представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования – «У ребенка развита мелкая моторика».

 Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.

 Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
           Программа составлена на основе методических пособий:  Л.Н. Стефанова  
«Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи: О.Н. Новицкая «Весёлые пальчиковые игры»; Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:

Данная программа реализуется с детьми младшей группы  по развитию у детей мелкой моторики кистей рук с помощью специально подобранных пальчиковых игр и разучиванием небольших стихотворных произведений.

Материал рассчитан на возможности 3 – 4 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному. Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая.

Цель рабочей программы:

Развитие мелкой  моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи программы:

Развивающие:

Формировать умение  детей четко произносить слова потешек, скороговорок  и стихотворений, сочетая их с движениями.

Знакомить детей с названием пальчиков.

Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитывающие:

Воспитывать в детях усидчивость.

Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым  этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог  по ходу игрового часа комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных  двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.                                                                                        

Схема игрового часа включает:

  • Беседа,
  • художественное слово
  • дидактическая игра
  • физические упражнения
  • индивидуальная корректировка действий.

Прогнозируемые результаты:

К концу  года дети

должны знать: 

  • названия пальцев рук, их очередность;
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту.

должны уметь: 

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности;
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек;
  • ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
  • выполнять движения пальчиковых игр  как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

-мониторинг

-открытые показы игровых часов родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.

Расписание ДПУ «Умный малыш»

Название кружка

Направление

Дни недели

Время

Студия «Умный малыш»

Речевое развитие

Четверг

15.40-15.55

Тематический план ДПУ «Умный малыш»

Месяц

Тема

Общее

кол-во

часов

Кол-во

минут

Октябрь

«Овощи»

4

60 минут

Ноябрь

«Профессии»

4

60 минут

Декабрь

«Зима. Новый год»

4

60 минут

Январь

«Домашние животные»

4

60 минут

Февраль

«Транспорт»

4

60 минут

Март

«Мамин день»

4

60 минут

Апрель

«Весна»

4

60 минут

Май

«Насекомые»

4

60 минут

Итого:

32 часа

480мин=8ч.

Перспективный  план ДПУ «Умный малыш»

п/п

Тема

Задачи

1.

Пальчиковая игра «У Лариски-две редиски».

  Дидактическая игра «Собираем урожай».

  (лепка овощей, грибов из пластилина)

Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений. Знакомство со свойствами пластилина (он мягкий, разминается, скатывается,

расплющивается).

Формирование движений кисти рук.

2.

Пальчиковая игра «Урожай».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

 (определение овощей на ощупь).

Развивать мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие, память.

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребёнка.

3.

Пальчиковая игра «Компот». Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха». Игры с массажным мячом.  

Развивать мелкие мышцы пальчиков, улучшить координацию движений и мышление.

4.

Пальчиковые игры «У Лариски – две редиски», «Урожай», «Компот». Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровая мозаика.

Развивать мышление и тактильные ощущения детей, мелкую моторику рук.

5.

Пальчиковая игра «За ягодами». Дидактическая игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек). Игры с конструктором – дидактическая игра «Шофёры» (собрать машину из геометрических фигур).

Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Продолжать формировать умение произносить текст с выполнением движений.

6.

Пальчиковая игра «Что принёс нам почтальон?». Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук). Шнуровка.

Активизировать речь детей, проговаривать четко слова.

Формировать умение детей катать шишку между ладонями.

7.

Пальчиковая игра «Повар». Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)

Упражнять детей в умении соединять кончики пальцев, слушать словесную инструкцию. Формировать умение раскладывать фасоль разного цвета по разным ёмкостям.

8.

Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар». Дидактическая игра «Мы – строители» (выкладывание домика из счётных палочек). Дидактическая игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц).

Совершенствование пальцев и кисти рук. Продолжать вызывать интерес к игре. Развивать мелкую моторику рук. Формировать координацию движений.  Совершенствовать зрительное восприятие, внимание.

9.

Пальчиковая игра «Снежок». Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки). Игры с массажным мячом. Игровое упражнение «Развесим гирлянду на ёлку» (шнуровка елки) .

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Уметь соотносить движения с текстом. Формировать зрительно-двигательную координацию рук. Продолжать развивать внимание.

10.

Пальчиковая игра «Зимние забавы». Игровое упражнение (лепка снежков, снеговика)

Активизировать речь детей через пальчиковую игру. Сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

11.

Пальчиковая игра «Ёлочка». Дидактическая игра «Украсим нашу ёлку» (вкладывание игрушек из картона в прорези ёлки – картона). Игры с мозаикой.

Развивать умение координировать

движения пальцев правой и левой руки; формировать «щепоть» (умение захватывать предмет тремя пальчиками)

Продолжать развивать внимание и

усидчивость.

12.

Пальчиковые игры «Ёлочка», «Зимние забавы», «Снежок». Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги). Коллективная работа «Ёлка» (рисование ладошками)

Развивать мелкую моторику (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки).

Воспроизводить движения в соответствии с текстом.

13.

Игры со строительным материалом. Дидактическая игра «Собери животное» (разрезные картинки)

Развивать моторную ловкость пальцев рук; расширение словарного запаса детей; развитие воображения.

14.

Пальчиковый театр «Колобок». Дидактическая игра «Животные» (выкладывание животных из счётных палочек).

Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.

15.

Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке)

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.

16.

Игровое упражнение «Деревянные пазлы». Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук).

Формировать умение вращать карандаш между ладонями.

17.

Пальчиковая игра «Транспорт». Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу). Игры с массажным мячом.

Закрепить знания геометрических фигур. Продолжать развивать моторику пальцев рук через пальчиковую игру.

18.

Пальчиковая игра «Пешеходный переход». Дидактическая игра «Светофорик» (нанизывание бусин красного, жёлтого и зелёного цвета на верёвочку).

Активизировать словарь через пальчиковую игру. Развивать мелкую моторику рук, обогащать сенсорный опыт детей.

19.

Пальчиковая игра «Пароход». «Художники» (обвести трафарет с изображением машин). Шнуровка.

Вызвать интерес и желание детей играть в пальчиковые игры. Развивать моторику движений пальцев рук.

20.

Пальчиковый театр «Теремок». Игровое упражнение «Отделить горох от семечек»

Активизировать словарь через пальчиковый театр. Развивать мелкую моторику рук.

21.

Дидактическая игра «Весёлые прищепки». Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика). Дидактическая игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)

Продолжать формировать умение отбирать бусинки  по цвету и размеру. Развивать разговорную речь детей.

22.

Массаж кистей рук «Бусинки-горошки». Дидактическая игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным песком)

Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить  с новым материалом (цветным песком), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

23.

Игровое упражнение «Сушим бельё» (навешивание прищепок на верёвку). Выкладывание цветов из мозаики по образцу.

Формировать умение работать с прищепками, располагать прищепки в определённых местах, развивать усидчивость, координацию движений. Развивать разговорную речь. 

24.

Игровое упражнение «Деревянные пазлы». Игры с конструктором.

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Развивать мышление, воображение, речь.

25.

Пальчиковая игра «Лужица». Игровое упражнение «Я катаю жёлудь» (массаж ладоней, пальцев рук).

Активизировать тактильное  восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук и речи

26.

Дидактическая игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга). Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу Весне» (смотать и размотать клубок)

Развитие моторной ловкости пальцев рук. Уметь соотносить движения с текстом. Формировать зрительно-двигательную координацию рук. Продолжать развивать внимание.

27.

Пальчиковая игра «Кап-кап». Игровое упражнение «Волшебный песок»

Активизировать тактильное  восприятия; развитие мелкой моторики пальцев рук и речи.

28.

«Построй кораблик» (выкладывание из счётных палочек). Игры с мозаикой. Закрепление пальчиковых игр «Лужица», «Кап-кап».

Формировать умение рисовать на песке.  Продолжать закреплять знания детей о форме (круглое, овальное, треугольное, квадратное). Что еще бывает такой формы? Развивать моторику рук. Активизировать речь детей через пальчиковую игру.

29.

Пальчиковый театр «Репка». Шнуровка.

Активизировать речь детей через пальчиковый театр.

30.

Пальчиковая игра «Пчела». Игры с массажным мячом. Игровое упражнение «Гусеница ползёт» (выкладывание из пуговиц)

Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

31.

Пальчиковая  игра «Бабочка». Шаблоны бабочки из картона украсить пластилином.

Развивать  речь, творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.

32.

Игровое упражнение «Узоры из счётных палочек». Выставка рисунков и поделок из пластилина «Ловкие пальчики»

Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через пальчиковые игры, выкладывание различных узоров из счётных палочек и пластилина.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение представлено:

-мультимедийный комплекс;

-картотека дидактических игр;

-картотека пальчиковых игр;

-интерактивный стол для рисования песком;

-пластилин, гуашь, цветной песок;

-мозаика, конструктора, счётные палочки, прищепки, массажные мячики, д/и «Шнуровка», разрезные картинки, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Колобок».

 Мониторинг развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. 
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
 Выполнение по зрительному образцу: 
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 
с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 
Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза"). 


Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 
Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 
Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 
Оценка: инертность движений (лобные доли). 
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 Второй вариант заданий для детей  3 - 4 лет:

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Оценка результата воспитателем.

     ( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

    ( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

    ( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

Фамилия, имя ребёнка

Номер задания

Оценка умений

Литература:

1.Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

2.Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук».

3.Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей».

4.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша»

5.Стефанова Л.Н. «Формирование мелкой моторики, развитие речи».



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д. 6а

Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41

Картотека пальчиковых игр

к методической разработке

«Умный малыш»

(младшая группа)https://i04.fotocdn.net/s121/6b9c9b8c109dde27/public_pin_l/2762169838.jpg

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Шишова Юлия Анатольевна

2019г.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски –две редиски»

«У Лариски - две редиски»
У Лариски –
Две редиски.
У Алешки –
Две картошки.
У Сережки – сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки –
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики
из кулачка, начиная с большого,
на одной, а затем на другой руке.)

Пальчиковая гимнастика «Урожай».

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(Маршировать на месте.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают». Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут». Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.

(Маршировать на месте.)

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот -                     Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот.                    указательным пальцем правой руки
                                                                         «мешают».
Будем яблоки крошить,                          Загибают пальцы по одному, начиная 

Грушу будем мы рубить,                        с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,                      Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
                                     

 

Пальчиковая гимнастика За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчиковая гимнастика  «ЧТО ПРИНЕС   НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

Что принес нам почтальон?       (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.      («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал,  газету,             (На каждое наименование загибают по

В бандероли — две кассеты      одному пальчику, начиная с большого.)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(Ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
(Загибают большой палец на левой руке)
Бросает в котёл поленья,
(Загибают указательный палец)
В печку кладёт варенье.
(Загибают средний палец)
Мешает суп кочерыжкой,
(Загибают безымянный палец)
Угли бьёт поварёшкой.
(Загибают мизинец).
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
(Разводят руками)

Пальчиковая гимнастика «Снежок» 

Раз, два, три, четыре,                      (загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили.           («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий   (показывают круг, сжимают ладони вместе,   гладят одной ладонью другую) 

И совсем - совсем  не сладкий.         (грозят пальчиком)

Раз – подбросим.                        (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем.                           (приседают, ловят воображаемых снежок)

Три – уроним.                              (встают,роняют воображаемый снежок)

И…сломаем.                               (топают)

Пальчиковая гимнастика «зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок»

Пальчиковая гимнастика  «Ёлочка»

Утром дети удивились,                        Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.

Ожидали что угодно,                           Сжимают и разжимают пальцы.
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,                         Руками рисуют в воздухе три круга.
Глазки весело горят,                             Закрывают и открывают ладонями                                                                      глаза.
А перед ними ёлочка                            Хлопают в ладоши.  
Пушистая, в иголочках.
                                

Пальчиковая гимнастика «ТРАНСПОРТ»

Будем пальчики сгибать –(Загибаем пальцы, начиная с мизинца)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолёт,

Трамвай, метро и самолёт.

Все пальцы мы в кулак зажали,

Все виды транспорта назвали.

(«Встряхиваем» ладонями)

Пальчиковая гимнастика «ПАРОХОДИК»

Пароходик в море был. (Ладони соединить в форме чаши)

Вот он к пристани приплыл. (Сделать волнообразные движения в воздухе)

Загудел в свою трубу: «У – у – у!» (Одновременно пошевелить  большими пальцами)

Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Пальчиковая гимнастика «Капель»

Кап, кап, кап –  (ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Звенит капель.

Приближается апрель.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею — шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожужжали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковер)

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Бабочка-коробочка, улетай на облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
(ладони прижаты друг ко другу тыльными сторонами, пальцы прямые, имитируем полет бабочки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мелкая моторика рук. Дошкольники. Консультация для воспитателей Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Шишова Юлия Анатольевна

Слайд 2

Мелкая моторика Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Слайд 3

Значение развития мелкой моторики. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние на становление речи и ее функции.

Слайд 4

Мелкая моторика детей характеризуется рядом особенностей скованностью движений и замедленным их темпом; неловкостью, угловатостью; отсутствием гибкости и плавности; недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений; отсутствием направленности на результат; нарушением координации движений; гиперкинезией , синкинезией , тремором

Слайд 5

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Слайд 6

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Слайд 7

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Слайд 8

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

Слайд 9

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Слайд 10

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Слайд 11

Принципы работы по развитию мелкой моторики

Слайд 12

Методы и приемы Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики. К ним относят: Словесный метод Наглядно-действенный метод Практический метод . Игровой метод

Слайд 13

Дети быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д. 6а

Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41

Консультация для родителей

по теме: «Пальчиковые игры».

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Шишова Юлия Анатольевна

2019г.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается на основе тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный  аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики  и развитию речи нужно начинать, как можно раньше.

Что такое мелкая моторика?

    Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. 

 

Значение развития мелкой моторики.

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

Двигать безымянными пальцами.

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

Двигать средними пальцами.

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

Двигать безымянными пальцами.

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

Двигать мизинцами.

Корзинка овощей

Ладошки держать перед собой или положить на стол.

У девочки Зины

Овощи в корзине.

Сложить из ладошек «корзинку».

Тут пузатый кабачок

Завалился на бочок.

Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».

Перец и морковка

Разместились ловко.

Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.

И фасоль, и огурец.

Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.

Вот так Зина — молодец!

Поднять большие пальцы вверх.

Гости

Расположить ладошки перед собой, повернув их внутренней стороной друг к другу.

К пальчику большому

В гости все бегут.

Соединить большие пальцы и постучать ими друг о друга.

Только вышел с дома, 

Указательный уж тут.

Соединить указательные пальцы и постучать ими друг о друга.

Потом средний подоспел.

Соединить средние пальцы и постучать ими друг о друга.

Безымянный прилетел.

Соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о друга.

И мизинчик — крошка

Постучал в окошко.

Соединить мизинцы и постучать ими друг о друга.

Вот все вместе собрались —

Посиделки начались.

Сжать ладошки в кулачки и ритмично постукивать ими друг о друга.

Дружные пальчики

Пора пальцам на зарядку.

Ритмично хлопать в ладоши.

Ведь нельзя им уставать!

Поочередно сжимать и разжимать кулаки.

Чтоб в альбоме быстро, ловко

Тереть ладошки друг о друга.

Снова стали рисовать.

Потрусить руками в воздухе.

Слон и мышка

Игру можно выполнять сидя за столом.

Слон большущий, как скала.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Мышка — нет. Она мала.

Опустить руки на стол, сложить пальцы щепоткой.

А была бы со слона.

Потянуться ручками вверх и растопырить в разные стороны пальцы.

Съела кошку бы она.

Хлопнуть в ладоши.

Паучки

Игру лучше выполнять стоя.

Паучок бежал по ветке.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

Вместе с ним бежали детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

С неба дождик вдруг полил.

Встряхивать кистями, имитируя дождь.

И на землю всех их смыл.

Хлопнуть ладошками по коленям.

Стало солнце пригревать.

Показать солнышко, прижав основания ладошек друг к другу и растопырив пальцы в разные стороны.

Вот ползет паук опять.

Скрестить руки перед собой, положив кисти на плечи и «бежать» пальчиками вниз по руке до локтя.

А за ним полезли детки.

Подняться пальчиками вверх по руке до плеч.

Вместе ползают по ветке.

Пальчики «ползают» по голове.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Часы (Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Пальцы гуляют (Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (
лоб),
Две ступеньки (
пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (
нос)
- Дзынь! (
надавить на нос)
Хозяин дома?
- Дзынь! (
надавить на нос)
Гармонь готова?
- Дзынь! (
надавить на нос)
Поиграть можно? (
легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (
показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (
показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (
хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (
топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (
провести ладонью по лбу)

Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская  ул., д. 6а

Тел.: 8(496)576-14- 41; 576-15-41

Семинар-практикум для родителей

по теме:

«Пальцы помогают говорить».

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Шишова Юлия Анатольевна

2019г.

Педагог: Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику. Проведем разминку и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Пальцы – дружная семья.

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальчики обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем

(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы лучше говорить,

надо с пальцами дружить!

Педагог: А сейчас я хочу вам показать несколько игр, которые можно сделать дома самим и играть вместе с ребенком.

 «Пальцеход»

Нашиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждое слово стихотворения.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

«Комканье платка»

Возьмите небольшой носовой платок за угол и покажите ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предложите ребенку сделать то же самое. Сначала одной рукой, потом другой. Можно и одновременно комкать и 2 платка руками.(Внимание! Платки должны быть маленькими, детскими!)

У меня живет проглот –

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

«Горох и фасоль»

Сделайте «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластмассовые ведерки (обрезанную канистру, 5-ти литровую бутылку) насыпьте горох или фасоль и, соответственно материалу, прочитайте стихотворение.

«Горох»

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль»

(на дне «бассейна» спрячьте игрушки из киндерсюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Педагог: «Третий год жизни – Что? Где? Почему?»

Третий год жизни – очень важный год. Это год завершения раннего детства, детства ясельного. В жизни вашего малыша начинается новый период, говоря педагогическим термином, младший дошкольный возраст.

Теперь вам нужно еще больше общаться со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень – очень много. Правда, и возможностей для развития маленького человека тоже становится больше. Одно – два объяснения или показа и ребенок запоминает новое слово.

Вы уже знаете, что самое главное в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и сам научился их употреблять. Если же вы не будете постоянно развивать речь, ребенок очень быстро перейдет к простым словам вместо развернутых, ярких ответов. Вы ведь не хотите слышать фразы вроде: «Упало там», «Дай то» и т.п. но уж сами старайтесь употреблять слова правильно, не коверкать их, и не сюсюкать. Лепетные слова, слова – звукоподражания и звукокомплексы остаются в прошлом. Долой «аву» вместо собаки, «бух» вместо «упал», «ням» вместо «есть». Малышу и самому становится тесно в рамках своего старого словаря.

Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень – очень много информации, а значит, и новых слов. Так что приготовьтесь спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) к «что это?», «почему?», «куда?», и «где?». Ваш ответ должен быть связан и с тем, что ребенок уже знает.

Не забывайте разъяснять ребенку не только названия, но и обозначения составных частей разных предметов. «У дома есть крыша, стены, дверь, окно…» Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены высокие и низкие, окна маленькие и большие.

Старайтесь не перегружать ребенка информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового. Напоминаем вам об этом несмотря на то, что ранее говорили о выросших возможностях ребенка. Да, восприятие на третьем году становится тоньше, точнее. Малыш уже понимает, что такое «далеко», «близко», «много» и «мало». Помнит не только то, что было вчера, но и то, что произошло полгода назад. Но … ведь ребенку всего лишь третий год. Его психика еще совершенствуется, и механизмы ее довольно хрупкие.

Произношение звуков все еще недостаточно четкое, а маме так хочется услышать раскатистое «р-р-р». Не торопитесь, пожалуйста, для этого звука еще слишком рано. Не форсируйте, иначе получите дефектный звук, а бороться с картавостью очень трудно, так что наберитесь терпения и отметьте себе, как обстоит дело со звуками. Вместо «р» пока спокойно принимайте «й» или «л». Придется смириться с преобладанием мягких звуков над твердыми: «дем» вместо «дом». С шипящими «ш», «ж» - проблемы, они часто заменяются на «с», «з». со свистящими «с», «з» тоже происходит что-то неладное, вместо них произносятся иногда «т», «д». Звуки «ть» или «сь» нередко заменяют «ч» или «ц». Звук «к» может заменяться звуком «х», а «ы» звучит как «и». но зато «а», «о», «и», «у» затруднений не вызывают, так же как «б», «п», «д», «т», «в», «ф», «г», «х», «м», «н».

Не беспокойтесь, к трем годам большинство этих недостатков исчезнет. Кроме того, ребенку еще трудно произносить сложные слова, поэтому иногда из таких слов выпадают звуки и слоги: «кассета» (конфета), «паседина» (последняя), «ицо» (яйцо). Не сокрушайтесь по поводу дефектов звуко- и словопроизношения, попробуйте сами помочь малышу поскорее научиться говорить чисто.

Прежде всего, как быть, если ребенок говорит лишком тихо, невнятно. Не изводите его постоянными придирками и замечаниями. Переведите на себя: «Извини, я не поняла, что ты сказал. Не можешь ли ты сказать еще раз?» и сами следите за тем, чтобы ваша-то речь была достаточно громкой, разборчивой.

Чтобы речь была хорошей, нужно правильно, полноценно дышать.

Для этого нужно развивать речевое дыхание: дуть на ватку, бумажку (не сильное, но продолжительное). Следите, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Помимо бабочек, подойдут самолетики, ракеты, дымки. Сделанный из бумаги и прикрепленный к бумажной трубе домика дымок очень нравится детям, так как колышется при дутье на него. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, на одуванчик, на кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами. Не вызывает затруднений и дутье в воду через соломинку.

Для развития мышц ротовой области, губ и языка необходима гимнастика. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки. Губы и язычок будут двигаться активнее, если смазать небо вареньем или чем-нибудь сладким, малышу будет приятно слизнуть сладкое язычком. Давайте вылизывать ложки, снимать капельку с ложки языком, вылизывать блюдце (не очень эстетично, но полезно). Попробуйте прилепить к твердому небу (в области за верхними зубками) комочек хлебного мякиша, и пускай малыш кончиком языка пытается его оттуда отлепить. Рот при этом остается полуоткрытым.

Нужно почаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только не занимайтесь с ребенком такой работой подолгу, ведь малышу еще трудно удерживать внимание длительно, как и выполнять однообразные задания:

Поезд сигналит: ту-ту-ту.

Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.

Колокольчик звенит: динь-динь-динь.

Барабан барабанит: там-та-там.

Ёжик фыркает: фу-фу-фу.

Кукушка кукует: ку-ку-ку и т.п.

Еще один момент, требующий, чтобы ему уделили немного внимания. Вам нужно знать, что именно на третьем году жизни развитие речи идет очень быстро. Словарь вырастает порой в 5 раз. Идет бурный переход к фразовой речи. И вот в такое время у малыша могут появиться повторы звуков, слогов, слов. Родители очень часто впадают в панику, считая, что у ребенка заикание. Но это не заикание. Это, как мы уже сказали, повторы. У одного ребенка повторы следуют с одной скоростью и в одной ситуации, у другого и скорость, и ситуация совершено другие. Это может продолжаться месяц, иногда – полгода. И вдруг повторы исчезают.

Если у малыша появились повторы, прежде всего не паникуйте. Вообще старайтесь не фиксировать на них ни свое внимание, ни внимание ребенка. Ни в коем случае не просите замедлять речь, молчать. И прерывать малыша не нужно. Ваша речь в это время должна быть просто идеальной, как и ваше отношение к малышу. Помните: ребенок должен быть уверен в вас и вашей любви всегда. Это ваш любимый малыш и вы любите его таким, какой он есть. Ведь очень часто подобные повторам явления возникают при тревожной, напряженной обстановке дома, а также, если ребенка не дослушивают, одергивают, торопят.

Какой бы ни была речь малыша, внимательно выслушивайте его и не нервничайте, а лучше старайтесь больше гулять с малышом, повкуснее и попитательнее его кормить. И уберите с лица выражение раздражения, недовольства или неловкости, когда вы слушаете ребенка. Учтите, что повторы бывают у многих детей в этом возрасте.

Итоги:

Итак, к трем годам ваш малыш:

- часто задает вам вопросы;

- пользуется двух-, трехсловными предложениями;

- говоря, высказывает свои впечатления, мысли;

- договаривает звуки, слоги, слова при чтении;

- имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;

- понимает значение простых предлогов и множественного числа;

- знает время суток;

- называет цвета.

Литература:

Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи./под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 160 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека «Пальчиковые игры» Часть1

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека «Пальчиковые игры» Часть2


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006, Московская область

г.о. Электросталь, ул. Первомайская д.4б

телефон: 8(496)576-14-41, 6-35-82

e-mail: mdou56stal@yandex.ru

               Конспект занятия

 «В огород пойдём, урожай соберём»

(младшая группа)

Составил и провел:

Воспитатель Шишова Ю.А.

 

   

  2019 г.

Цель: Развивать мелкие мышцы пальчиков, координацию и слуховое восприятие, память.Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребёнка.

Образовательные задачи:

Учить по очереди разгибать пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Развивающие задачи:

Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с лёгким продвижением слева направо.

Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа.

Обогащать словарный запас детей.

Орг. момент

Психогимнастика "Огород"

Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста

Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Тёплой поливали.

Уборка урожая. Показать: срезаем капусту, копаем картофель, выдёргиваем морковь и свеклу.

Введение в тему

1. Игра "Собираем урожай"

- Ребята, вот и наступила осень. Пришло время собирать урожай. Назовите, какие овощи собирают осенью?

Дети выбирают из предложенных на столе  игрушек муляжи овощей.

2.Упражнение "Чудесный мешочек"

- Овощи мы с вами собрали, давайте их рассмотрим и попробуем отгадать и назвать.

После предварительного осмотра, дети ощупывают натуральный овощ и называют его.

3. Упражнение "Овощной салат"

- Ребята, из овощей можно приготовить вкусный и полезный салат. Но для этого овощи нужно порезать на части.

Дети складывают разрезную картинку из 4-6 частей.

Динамическая пауза

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Урожай"

В огород пойдем,

(Маршировать на месте.)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

(«Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли

морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают». Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень

вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут». Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.

(Маршировать на месте.)

Закрепление материала

"Рисуем пальчиками"

Самостоятельная работа детей. Упражнение "Морковка поспела"

- Ребята, посмотрите, что нарисовано у вас на листочках? (морковка).

- Овощи должны быть яркие, красивые, когда поспели. А в тарелке морковка  блёклая и не яркая. Давайте превратим ее в спелую и сочную.

Дети закрашивают готовые изображения  соответствующим цветом, стараясь не выходить за пределы контура.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 общеразвивающего вида»

144006, Московская область

г.о. Электросталь, ул. Первомайская д.4б

телефон: 8(496)576-14-41, 6-35-82

e-mail: mdou56stal@yandex.ru

               Конспект занятия  

«Купим мы бабушке курочку»

(младшая группа)  

Воспитатель: Шишова Ю.А.

                                                                       

 

 

2019 год

Цель: Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный (чувственный) опыт.

Образовательные задачи:

Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых.

Активизировать познавательные процессы, расширять словарь.

Развивающие задачи:

 Развивать конструктивный метод  в работе с разрезными картинками из 2-4 частей с горизонтальными и вертикальными разрезами.

 Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии.

Орг. момент

Пальчиковая гимнастика "Я здороваюсь везде"

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже "здравствуй" говорю
Я соседской курице.

Введение в тему

1. Упражнение "Кто спрятался в комочке?"

- Ребята, мы с вами отправимся в гости к бабушке и посмотрим, какие домашние птицы у неё живут.

У детей комочки бумаги, на которой изображён контур птиц. Дети разглаживают комочки и называют птицу, затем выставляют соответствующую игрушку.

2. Упражнение "Сухой бассейн"

- Наши птички спрятались, давайте их поищем.

Дети ищут фигурки птиц в коробке с шариками на ощупь.

3. Упражнение "Покормим птиц"

- Птицы с нами играли и проголодались, угостим их вкусными зёрнами. Для этого возьмите себе по одной, понравившейся вам, птице.

Дети отщипывают от пластилина маленький кусочек и придавливают его на картинку с птичкой.

Динамическая пауза

Координация речи с движением "Петя - петушок"

Петя, Петенька, петух,
Что за перья, что за пух!
Разноцветный, весь цветной,
И кричит как заводной:
- Ку-ка-ре-ку!

Закрепление материала

1. Упражнение "Разрезные картинки"

- Бабушка подарила нам фотографии с изображением домашних птиц. Давайте их рассмотрим (дети составляют картинку из 3-х частей - голова, туловище, хвост, называя при этом все части).

2. упражнение «Веселые прищепки»

Дети получают шаблон птички без крыльев и хвоста. Необходимо из прищепок добавить птичкам крылья, хвост.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития мелкой моторики

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 3-7 лет. Игры и упражнения, входящие в программу способствуют преодолению проявлений нарушения мелкой моторики у детей, формир...

Технология развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Актуальность моей темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Св...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Технология развития мелкой моторики и артикуляции (Н.Л. Стефанова)

Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способност...

Технология развития мелкой моторики и общей моторики детей

Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие дошкольников...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...