КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кукушкина Марина Николаевна

Занятие по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhi.docx213.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему:

 «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развивать связную речь, умениедетей составлять рассказ по картине.

Задачи в приоритетной области « Речевое развитие»:

- развивать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать;

-продолжать формировать умение детей составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены;

-упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

-упражнять в четком произнесенииизолированного звука «ф-ф-ф» и звукосочетания «пх-пх-пх».

Задачи в интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать чувство эмпатии по отношению к животным.

Физическое развитие:

развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Познавательное развитие:

Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке,

называть характерные признаки.

Воспитывать интерес к диким животным

- развивать внимание, память;

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

 оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Материалы и оборудование: сюжетная картина «Ежи», картинки следов ежа, схемы для составления рассказа.

Предварительная работа:

Беседы по теме «Лесные животные», «Животные и их детеныши» с использованием иллюстраций и наглядного материала, рассматривание игрушки – ежа, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеозаписи «Как звери готовятся к зиме?»

Ситуации общения «Кто живет в лесу», «Как звери готовятся к зиме».

Рассматривание альбомов, открыток, книг про животных.

Дидактические игры: «Кто что ест», «Кто где живет», «Большие и маленькие».

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

1.1.Приветствие«Круг радости»

Цель: создание эмоционально-положительного настроя.

Цель: включиться в игровую деятельность.

-Посмотрите,какой красивый цветок я принесла. Кто хочет посмотреть, подойдите ко мне.

Цветы нам дарят настроенье
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!

- Это красивый цветок подарил мне прекрасное настроение, и я хочу его передать его вам. А поможет мне в этом этот цветок.

Дети подходят к воспитателю, встают у круг.

- Передавая цветок друг другу мы будем говорить добрые пожелания.

- Желаю счастья и добра

Вам дети с самого утра.

Дети желают друг другу хорошего настроения, добра, улыбок.

1.2.Мотивация, целеполагание

Цель:вызвать у детей интерес к занятию.

Цель: проявить желание к занятию. Отгадать загадку

- Ребята, посмотрите, кто это в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Хотите узнать кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ...

- Ёжик.

1.3.Актуализация знаний детей

Цель:закрепить представления детей о ежах.

Цель: ответить на вопросы.

-Как догадались, что это еж?(Показ игрушечного ежа).

- А как можно ласково назвать ёжика, какой он?

- Что может делать ёжик?

- Катится клубок, чёрненький носок, вся спина в иголках.

Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный.

- Бегать, спать, есть, нюхать, топать.

1.4 Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

Цель: побуждать детей произносить звук «ф-ф-ф», звукосочетание «пх-пх-пх»

Цель: произносить звук «ф-ф-ф», звукосочетание «пх-пх-пх»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает, как пыхтит.

Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф»,звукосочетания «пх-пх-пх».

1.5 Упражнение «Тихо-громко»

Цель: побуждать детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо; развивать умение менять силу голоса.

Цель: менять силу голоса

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

Дети договаривают слова стихотворения

  1. Основная часть

2.1. Беседа по картине «Ежи»

Цель: развивать умение составлять рассказ по картине.

Цель: ответить на вопросы воспитателя.

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (Показ картины «Ежи»).

-Что изображено на этой картине?

- Лесная поляна.

-А какое время года?

- Ранняя осень.

- Что нарисовано на полянке?

Пень, трава, ягоды, божья коровка, птицы…).

- Кого вы видите на поляне? Сколько их?

Ежей

Трое. Мама-ежиха и двое ежат

- Какая мама ежиха?

Большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей

-Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку?

найти пищу, погулять, побегать, порезвиться

- Какие ежата?

маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые.

-Что делают ежата на полянке?

гуляют, ищут пищу, увидели жука, червяка…

Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему?

да

- Как бы вы назвали эту картину?

Семья ежей.  Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке

2.2. Физминутка «Ёжик»

Цель:  развивать  умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Цель: выполнять упражнения согласно тексту

Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Слушают задание.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Шагать на месте.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

Присесть на корточки. Прижать голову к коленям, обнять руками колени

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Подняться в рост. Шагать на месте

2.3 Прослушивание рассказа воспитателя по картине

Цель: развивать умение детей слушать и понимать рассказ воспитателя по картине.

Цель: послушать рассказ воспитателя.

А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине.

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья. Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок. Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней. Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

Слушают, рассматривают картину.

2.4.Составление рассказа детьми

Цель: развивать умение составлять самостоятельно рассказ по картине, опираясь на схему.

Цель: составить рассказ по картине.

-А теперь, ребята, вы сочините историю про семью ежей, я ее запишу. Мы сделаем книжку-малышку и подарим ее малышам.Вы согласны?

- Согласны.

-Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.

1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.

2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).

4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).

-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться и другие.

Слушают воспитателя, рассматривают схему.

Заслушивается ответ 1-2 человек.

При затруднении воспитатель помогает начать рассказ.

Я помогу вам начать ваш рассказ.

- В теплый осенний день…

- Это было…

Дети рассказывают сочиненные рассказы.

III. Заключительная часть

3.1.Итог занятия

Цель: подвести итог занятия, обобщить представления детей о картине «Ежи».

Цель: осознание результатов своей деятельности.

- Вот какие интересные рассказы вы составили по картине.

- Чей рассказвам больше понравился? Почему?

(Воспитатель дает положительную оценку рассказам детей, отмечает интересные моменты, умение правильно составить предложения и др.).

Ответы детей.

-А как мы назовем книгу, в которой запишем ваши рассказы?

Про «Ежей», «Осенняя полянка»..

- Посмотрите еще раз на колючую семью. Видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.

2. Рефлексия

Цель: выявить эмоциональное отношение к деятельности

Цель: ответить на вопросы, высказать своё отношение к деятельности. Осознание своего эмоционального состояния.

- Вам понравилось сочинять историю проежей?

А младшим детям, как вы думаете, понравятся ваши рассказы? Почему?

В рассказах говорится про семью ежей. Рассказывается про их повадки, внешний вид…

- Что сделать, чтобы книга про ежей была еще интересней?

- Нарисовать рисунки к ней.

- Кто желает может нарисовать рисунки, а кто затрудняется может раскрасить картинки-раскраски.

Потом я напечатаю ваши рассказы и все соединим и подарим малышам интересную книгу.

Информационные ресурсы

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи  в старшей группе  детского сада»

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014

Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.Старшая группа
Издательство:
Учитель, 2014 г.

Лысаков Владимир Георгиевич «1000 загадок»

Издательство: АСТ, 2014 г.

Пензулаева Л. И.: Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий

Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.


https://pedsovet.su/dou/6821_fizkultminutki_5_6_letфизминутки

https://deti-online.com/stihi/cvety/ стихи про цветы

Мнемотаблица.https://infourok.ru/prezentaciya-nod-po-rechevomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-na-temusostavlenie-rasskaza-po-kartine-ezhi-s-primeneniem-mnemotablic-3400796.html

Приложение

Картинки по запросу мнетаблица для рассказывания по картине ежи старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление сюжетного рассказа по картине "Мы играем в кубики. Строим дом"

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление сюжетного рассказа по картине "Мы играем в кубики. Строим дом"...

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»

Развитие речи на тему «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Золотая осень»Цель: формирование умения    составлять описательный рассказ по пейзажно...