Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление рассказа по картине «Ежи» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Создание условий для  формирования у детей
 навыка составления  рассказа по картине, развития у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  №  71»

Энгельсского  муниципального  района Саратовской области

Конспект   НОД по развитию речи

на тему: «Составление рассказа

по картине «Ежи»

для детей старшего

дошкольного возраста.

                                                                                                           Составитель:

                                                                                                           воспитатель

                                                                                                          высшей категории

                                                                                                          Мельничук Е.П.

г. Энгельс

2021-2022 уч.год

Образовательная область: речевое  развитие.

Цель: Создание условий для  формирования у детей
навыка составления  рассказа по картине
, развития у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.

Задачи:

1.Обучающие: Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину. Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана,  опираясь на схему-дорожку.

2.Развивающие: Развивать связную речь, умение  отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения. Упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных. Развивать внимание, память.

3.Воспитательные: Воспитывать интерес к составлению рассказа по картине, бережное отношение к животным.

4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости, формирование правильной осанки.

Предшествующая работа: Чтение рассказов И. Акимушкина «Жил - был ёжик», И. Соколова-Миткова «Ежи», разучивание стихотворения «Трудолюбивый ёжик», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные», загадывание загадок о диких животных.

 Материал и оборудование: Картина «Ежи» для коллективного и для индивидуального рассматривания, игрушка ёж, коробочка,  мольберт, указка, схемы-дорожки,  мяч.

                                                       

Ход НОД

Часть НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационная (вводная)

-Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их.

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас к коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Он со всех сторон колючий,

На нём иголки просто кучей.

Он похож на маленькую горку.

Ищет он грибы и тащит в норку.

Носик у него курносый, чёрный,

А характер тихий, но упорный.

По траве он бродит без дорожек.

Ты его не бойся, это…

Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)

-Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.

-Расскажите, какой ёжик.

-Что умеет делать ёжик?

-Назовите семью ежей.

-Посмотрите, какую красивую, яркую картину он нам  принес.

Картина называется  «Ежи».

Сегодня мы с вами будем учиться составлять  рассказ по этой картине. А ёжик послушает.

Ответы детей

-Это ёжик.

-Ёжик маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный.

Ёжик умеет бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать.

-Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата.

Содержательная (основная)

Воспитатель размещает картину на мольберте.

- Какое время года изображено на картине?

 - Почему вы так решили?

 

– Что изображено на этой картине? (как называется место в лесу, где растут ягоды, грибы)

 - Что нарисовано на полянке?

- Кто пришел на лесную полянку?

- Сколько их

 

- Какая мама ежиха?

-Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку?

 - Какие ежата?

 - Что делают ежата на полянке?

-Что делает мама ежиха?

 

- Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему?

Придумайте название этой картине.

- Немножко отдохнем, вставайте в круг:

Физкультминутка:

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

-Молодцы.  А сейчас, ребята, будем составлять рассказ по картине «Ежи». Проходите, присаживайтесь за столы.

- А чтобы вам легче было составить рассказ,  ёжик  приготовил  каждому из вас такую же картину и  схему-дорожку, которая находится  под ней. Опираясь на схему-дорожку,  вы без труда опишите картину.

- Давайте рассмотрим схему, она разделена на квадраты. Начнем с первого квадрата слева направо: Сначала нужно сказать какой был день, и куда мама ежиха привела ежат.

 Потом рассказать  про лесную полянку.

 Затем расскажите, какие ежата.

Далее  нужно будет рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке.

 Потом расскажите, что делает мама ежиха, и какая она.

 И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.

Сейчас послушайте мой рассказ по картине «Ежи»

- Однажды в теплый летний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.

Там росли травка и гриб-великан, было много ягод и разных насекомых. Маленькие, колючие, любопытные ежата разбежались по полянке.

Двое ежат увидели жука и удивились, какие длинные у него усы.

Третий ежонок нашел червяка и сразу стал, его есть.

Мама ежиха наблюдает за улиткой. Она большая и заботливая, охраняет от хищников своих ежат.

Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.

-Понравился мой рассказ? Вы готовы составить рассказ?

-Молодцы, замечательные рассказы получились.

Игра«Закончи предложение» (антонимы) игра с мячом.

• медведь большой, а ёж…

• Заяц пушистый, а еж …

• Ёж спит днем, а охотится …

• Белка живет в дупле, а еж …

• У лисы лисята, а у ежихи …

• Лиса зимой охотится, а еж….

• У мышки хвост длинный, а у ежа (всего 3 см)

Игра «Кто внимательный»

А сейчас я проверю, какие вы  внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.

-Сколько всего ежей на картине?

-Какое насекомое нашли ежата?

-За кем наблюдала мама ежиха?

-Кого съел ежонок?

- Какого цвета ягоды изображены на картине?

- Что за великан вырос на полянке?

Дети стоят полукругом у мольберта.

-Лето

-Зелёная трава кругом, ягоды, насекомые.

-Лесная поляна.

-Гриб-великан, трава, ягоды, жук, улитка, мох.

-На лесную поляну пришли ежи.

-Четверо. Мама - ежиха и трое ежат.

-Мама ежиха  большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей.

-Для того чтобы найти пищу, погулять, побегать, порезвиться.

-Ежата маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые.

-Ежата на поляне гуляют, ищут пищу, увидели жука, один ежонок поймал червяка.

-Наблюдает за улиткой.

Ответы детей

-Семья ежей. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке.

Дети выполняют действия согласно тексту.

Дети рассматривают схему-дорожку.

Дети составляют рассказ.

-маленький

-колючий

-ночью

-в норе

-ежата

-спит

-короткий

-четверо ежей

-жука

-за улиткой

-червяка

-красного

-гриб

Заключительная (итоговая)

-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте ёжика посадим в коробку, пусть отдыхает, а мы с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересного и нового узнали.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".

Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление рассказа о лопате будущего» для детей старшего дошкольного возраста

1.     Продолжать учить детей составлять рассказ,  используя  типовые приемы фантазирования.2.     Формировать целостное представление объектов с помо...

конспект занятия по развитию речи на тему: "Составление рассказа по картине "Купание медвежат""

На занятии  дети учаться составлять рассказ по картине "Купание  медвежат"....

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"

Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление рассказа по картинам "Домашние животные"...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»».

Учить детей составлять описательный рассказ по картине «кошка с котятами»....