Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Буракова Елена Юрьевна

Занятие "Зима. Зимние забавы" в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы»

Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «ЗимаЗимние забавы»

Задачи:

Образовательные:

– учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

– совершенствовать грамматический строй речи, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

– учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки;

Развивающие:

– способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.

Материал: сюжетные картинки по теме, разрезные картинки, посылка, конверты, аудиозапись «Белые снежинки» в исполнении Детского хора.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях; чтение Н. Носов «На горке», И. Сурикова «Детство», И. Гурина «Снеговик», А. Введенский «На лыжах»; подвижные игры«Снежки»«Снеговик»«Зимние забавы»«Зима пришла»«Мороз-Красный нос»; дидактические игры«Назови виды спорта»«Что лишнее?»«Найди фрагмент».

Ход занятия:

1. Воспитатель заходит с посылкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам прислали посылку. Давайте проверим, что там лежит?

Дети: Давайте!

Открываем посылку и обнаруживаем там пронумерованные конверты.

Воспитатель: Ребята, а конверты то все пронумерованные. Какой же конверт мы откроем?

Дети: конверт под №1

Открываю первый конверт и читаю письмо:

«Здравствуйте ребята. Если вы хотите узнать, кто я такой вам нужно отгадать загадку: На морозе не дрожу,

Нос морковкою держу,

Только вот без зимней стужи

Горько слезы лью я в лужи,

Но не жалуюсь, привык,

Как зовусь я … Снеговик.

Я уверен, что вы отгадали. Молодцы! Со мной приключилась беда. Меня неправильно слепили ребята и в моей голове всё перепуталось. Только вы сможете мне помочь. Я отправил вам задания и свою шляпу. А шляпа моя не простая, волшебная. Выполняя задания нужно одеть её и всё, что вы говорите, она запомнит и передаст мне. Я очень прошу вас мне помочь»

Воспитатель: Ну что ребята, поможем снеговику?

Дети: Поможем!

2Открываю конверт под №2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы добавите слова, которых будет не хватать (связанные со словом «снег»).

Воспитатель надевает шляпу на голову.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (Снег.)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (Снежинки.)

На поселки, на лужок

Все снижается (Снежок.)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (Снег.)

- Молодцы ребята! А теперь давайте немножко разомнёмся.

Упражнение на развитие речи и движения «Снеговик»:

А ну, дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика. - Дети имитируют движение, как будто катят перед собой снежок.

- Встают, рисуют двумя руками ком.

- Стоят руки в боки и покачиваются.

- Показывают руками улыбку на лице.

- Выполняют движения по тексту.

- Делают тарелочки с подскоками.

- Пожимают плечами, разводят руками.

3. Беру конверт №3. Проведение словесно-логических игр.

Игра«Подбери признак».

Воспитатель: А теперь ребята, я буду называть существительное, а вы, отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима, какая? - Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима. Не забывайте передавать друг другу шляпу:

Зима (какая) - (холодная, снежная, морозная, красивая, суровая, весёлая, нарядная, вьюжная.).

Снег (какой) - (мокрый, холодный, пушистый, белый, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий).

Сосулька (какая) - (ледяная, холодная, прозрачная, мокрая, твердая, блестяща, острая, длинная).

Мороз (какой) - (холодный, сильный, трескучий, зимний, жгучий.).

Горка (какая) - (снежная, ледяная, скользкая, большая, маленькая…).

Лёд (какой) - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)

Воспитатель: Молодцы ребята! Следующее задание. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Игра«Назови ласково».

Лёд - (ледок)

Санки - (саночки)

Холод - (холодок)

Снеговик - (снеговичёк)

Зима (зимушка)

Снег - (снежок)

Солнце - (солнышко)

Сосулька – (сосулечка)

Ветер – (ветерок)

Горка — (горочка)

Ёлка - (ёлочка)

Валенки – (валеночки)

Воспитатель: Молодцы ребята! А как вы думаете зима это грустное или весёлое время года? И почему?

Дети: Весёлое, потому что зимой много разных игр и забав (катание на санках, лыжах, коньках, с горки, игра в снежки, лепка снеговика и т. д.).

- Молодцы ребята! Много разных зимних игр знаете. Но у нас ещё осталось два конверта, я предлагаю вам разделиться на две команды и посмотреть что, же в этих конвертах.

Дети делятся на две команды и собирают разрезные картинки. Звучит аудиозапись «Белые снежинки» в исполнении Детского хора.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Быстро справились с заданием. Давайте посмотрим, что у вас получилось (ответы детей)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти рассмотреть и описать нашу красивую картину. Встаньте полукругом. Давайте с вами вспомним, что есть в каждом рассказе?

Дети: Начало, середина и конец.

Воспитатель: Правильно. Что мы описываем в начале?

Дети: В начале мы описываем время года, природу, погоду.

Воспитатель: Что в середине?

Дети: Кто или что изображено на картине, что делают, во что одеты.

Воспитатель: А в конце?

Дети: Настроение от картины, впечатление.

Воспитатель: А теперь посмотрите и выберите для себя тот объект, который вы хотели бы описать и проходите на стульчики. Кто хочет первым пойти начать рассказ?

Дети по очереди описывают картину, воспитатель задаёт наводящие вопросы.

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо постарались сегодня! А напомните мне, пожалуйста, кому мы сегодня помогали?

Дети: Снеговику.

Воспитатель: А чем мы ему помогли?

Дети: Помогали вернуть память, выполняя задания.

Воспитатель: А какие задания мы с вами выполняли?

Дети: Подбирали ласковые слова, признаки предметов, собирали разрезные картинки, описывали картину.

Воспитатель: Как ребята вы считаете, мы справились с заданиями?

Дети: Да!

Воспитатель: Понравилось вам сегодняшнее задание?

Дети: Да! Очень понравилось!

Воспитатель: И мне очень понравилось, как вы справились с заданиями. Теперь нужно скорее отправить посылку с волшебной шляпой обратно снеговику.

Беру посылку и нахожу там ещё один конверт.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь ещё один конверт.

Открываю конверт и нахожу там медали и награждаю детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"

Занятие позволяет: -учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок; -развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине; -закреплять приметы зимы; -воспи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме " В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы и ИКТ)

Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе«В гости к нам пришла зима» (с использованием мнемотаблицы)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Составление рассказа по картине "Зимние развлечения" с использованием ИКТ

В занятии использованы современние методы и технологии , способствующие развитию речи и творческой активности детей....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимние забавы детей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеСоставление рассказа из личного опыта (по памяти) «Зимние забавы детей»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №9 ТЕМА ЗАНЯТИЯ "ЗИМА"

Развитие речи. Тема: «Зима».Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме....

Конспект занятия по развитию речи Тема: Работа по сюжетной картине «Зима. Зимние забавы».

Цель: упражнять умение детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зима. Зимние забавы».Задачи:Развивающие: развивать воображение детей.Образовательные:- упражнять детей...