Конспект НОд по речевому развитию " Наши овощи и фрукты - интересные продукты"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Попова Валентина Николаевна

Конспект НОД по речевому развитию " Наши овощи и фрукты - интересные продукты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_ovoshchi_i_frukty_-_interesnye_produkty.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»

(ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик»)

Конспект

НОД по речевому развитию «Наши овощи и фрукты – интересные продукты».

Воспитатель: В.Н.Попова

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; физическое развитие.

Цель: развивать речь детей посредством использования игровых технологий.

Задачи:

- расширить активный  словарь по теме «Овощи и фрукты», упражнять детей в словообразовании, в подборе антонимов и синонимов, закреплять умения обобщать и классифицировать («Речевое развитие»).

- развивать разговорную, диалогическую речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать слуховое внимание («Социально- коммуникативное развитие»).

-расширить и закрепить представление о фруктах и овощах. («Познавательное развитие»).

Форма проведения: комплексное групповое занятие

Методы и приемы:

- наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация способа действий)

- словесные (объяснение, вопросы, дидактические словесные игры)

- практические (планирование выполнения задания, постановка задания, контроль и регулирование выполнения заданий, анализ результатов)

Технологии:

- технологии проектирования (работа в группах, беседа)

- технология исследовательской деятельности (проведение исследований , дидактические игры)

- личностно-ориентированные технологии (игры, этюды)

Мотивация: собрать и донести информацию о проводимых  исследований  до других детей

Деятельностный подход: во время занятия осуществляется смена видов детской деятельности (игровые упражнения, дидактические игры, динамические паузы, индивидуальная работа, работа в группах)

Оборудование: предметные картинки по теме, физическая карта мира, коврограф «Воскобовича», волшебный сундучок, макет яблони и яблоки, корзинка, овощи и фрукты, игровой набор «логопедическая мозаика», оборудование для проведения исследований, терки и прозрачные стаканы, весы, марля, белая ткань, фартуки , перчатки и шапочки, фломастеры и листы бумаги.  

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная активность

Физкультминутка «Фрукты»

Игровая деятельность

Дидактические игры «Назови какой», «Во саду ли, в огороде», «Что получили», «Скажи наоборот», «Разрекламируй продукт», «Поваренная книга».

Интерактивная игра « Посчитай».

Игровое упражнение «Обозначь корнеплод».

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы- рассуждения, исследования.

Коммуникативная деятельность

Ответы детей полным предложением

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Педагог предлагает детям стать настоящими учеными биологами, провести интересные исследования и сделать настоящую научную «карту».

Дети внимательно слушают педагога.

Дети заинтересованы предложением педагога, проявляют интерес к данному приглашению.

Основная часть

Педагог демонстрирует детям волшебный сундучок и сообщает, что здесь находятся предметы исследования и нам надо их «распознать».

( в «сундучке» находятся настоящие морковь, свекла, картофель, помидор, огурец, яблоко, мандарин, абрикос. Дети на ощупь, не видя предмет , определяют его).

После того как дети определили предметы исследования,  педагог предлагает им узнать один из секретов про овощи и фрукты, а именно откуда к нам пришел этот фрукт или овощ. Для этого, педагог предлагает детям пройти к физической карте мира и изучить откуда и как попали  фрукты и овощи к нам.

(На карте, располагаются   картинки с  овощами и фруктами и рядом картинка , например, с жителем этой страны в национальном костюме или герб страны или достопримечательность характерная для этой страны, для того чтобы дети быстрее запомнили ту или иную страну)

Затем педагог предлагает детям поиграть в игру.

Дидактическая игра «Назови, какой»

Картофель появился в Америке, назовите жителей этой страны (американцы)

Мандарин в Китае  - жители этой страны….

Яблоко – Казахстан , жители …

Помидор – Америка , жители …, а сам помидор из Америки какой…..(Американский)

Свекла – острова Средиземноморье, значит свекла у нас какой овощ… (средиземноморский)

Огурец- индия и Китай. Огурец из Индии, какой…..

А, огурец из Китая, какой….

А жители этих двух стран, кто?

Абрикос – Армения

Абрикос из Армении , какой?.....
А жители этой страны кто?....

Педагог предлагает детям зафиксировать данный, раскрытый «секрет» в научную «карту».

(Дети заполняют свою «научную карту» с наиболее понравившемся овощем или фруктом)

Дети угадывают на ощупь предметы исследования, описывают  эти предметы при помощи сенсорного анализа.

Дети слушают педагога и выполняют словесные указания. Рассматривают карту и прикрепленные картинки с овощами и фруктами на разных континентах.

Дети внимательно слушают педагога и отвечают правильно на все вопросы.

Дети обговаривают и решают как зафиксировать данный факт. При помощи условного обозначения, по принципу составления мнемотаблиц, дети фиксируют данный факт.

Дети распознают предметы исследования. Правильно их называют и классифицируют.

Дети комментируют где впервые появились привычные нам овощи и фрукты.

Дети правильно образуют слова, правильно составляют словосочетания.

Дети анализируют полученные новые факты выбирают понравившейся фрукт или овощ ,выделяют наиболее  интересную , по их мнению, информацию и фиксируют.

Далее педагог проводит дидактическую игру:

«Во саду ли, в огороде»

Педагог предлагает отправиться детям в сад, для того , чтобы собрать урожай яблок.

(половина яблок висит на дереве, часть под деревом)

 

После того, как весь урожай яблок собрали, педагог предлагает посчитать яблоки в корзине.

Интерактивная  игра : «Посчитай»

Далее педагог предлагает пройти детям в огород. Все вместе подходим к коврографу «Воскобовича», где располагаются картинки с овощами.

(коврограф условно поделен цветными лентами по ширине на пополам, сверху ленты крепятся картинки с овощами)

Педагог  проводит игровое упражнение «Обозначь корнеплод»

( На коврографе висят предметные картинки –картофель, морковь, помидор, огурец, свекла) – корнеплоды выкладываются маленькими цветными кружочками.

Педагог предлагает зафиксировать детям в своей «научной карте» место где растут овощи и фрукты согласно соответствующему  

«объекту» их исследования.

 Физкультминутка:    

«Фрукты»

Будем мы варить компот. (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот. (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ. (хлопать в ладоши)

Педагог предлагает посетить детям «научную лабораторию» и провести ряд исследований. Обращает внимание, что в лаборатории надо соблюдать правила-

Надеть спецодежду.

 На столе лежат яблоки, огурцы, морковь и свекла. Педагог предлагает исследовать данные «объекты».  Далее проводим ряд исследований:

  1. Получаем из яблок яблочный сок.
  2. Получаем из моркови и свеклы овощные соки , окрашиваем ими белый  кусок ткани. Делаем выводы.
  3. Получаем из огурца овощной сок и проводим исследование. Про помощи весов определяем , что сока в огурце больше , чем мякоти. Делаем выводы.

На протяжение всего исследования,  параллельно педагог проводит ряд дидактических игр « Что получили», « Скажи наоборот», «Разрекламируй продукт».

Сок из яблок какой, ….(яблочный, ароматный, вкусный, фруктовый, сладкий,  полезный).

Сок из моркови какой,……

Сок из свеклы какой,…..

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Полезный – (Вредный)

Сладкий – (Соленый)

Жидкий – (Твердый)

Яркий - (Бесцветный)

Педагог предлагает зафиксировать результаты данных исследований в «научной карте».

 

И, в завершении исследований, педагог совместно с детьми проводит дидактическую игру: «Поваренная книга»  при помощи набора «Логопедической мозаики»- может кто-то захочет законсервировать овощи, сделать компот, испечь пирог и так деле.

Педагог напоминает, что этот факт тоже надо зафиксировать в «научной карте».

Дети внимательно слушают педагога и отвечают на вопросы.

Дети проходят к магнитной доске, на которой прикреплен макет яблони с яблоками.

Например, я сорвал яблоко С дерева, или я взял яблоко ПОД деревом, или я поднял яблоко С земли , или это яблоко лежало НА земле.

 Дети считают яблоки -Одно яблоко, два яблока, тир яблока, четыре яблока, пять яблок и так далее, до 10.

Дети слушают педагога, выполняют словесные указания.

Дети обговаривают и решают как зафиксировать этот факт.

Дети слушают педагога выполняют словесные указания.

Дети проходят в лабораторию и одевают фартуки , шапочки перчатки.

Дети проводят исследования, трут на терках овощи и фрукты, отжимают сок при помощи марли, окрашивают ткань овощным соком, при помощи весов измеряют массу огуречной мякоти, анализируют результаты. Образуют и употребляют в речи притяжательные прилагательные, синонимы и антонимы.  

Дети при помощи условных обозначений фиксируют результаты исследований.

Дети при помощи набора «Логопедическая мозаика» конструируют свои кулинарные шедевры.

Дети при помощи условных обозначений фиксируют данный результат.

Дети правильно и полным предложением отвечают на вопросы, правильно классифицируют  «предметы».

Дети правильно употребляют предлоги в речи.

Дети правильно и грамотно употребляют в речи падежные окончания.

Дети правильно определяют корнеплоды и обозначают их.

Дети согласно их «объекту исследования»  уверенно фиксируют тот факт, что овощи растут в огороде, фрукты в саду.

Дети путем исследований выяснили, что в овощах содержится много воды, что морковный и свекольный сок может окрашивать ткани. Правильно образуют и употребляют в речи притяжательные прилагательные, синонимы и антонимы.  

Дети фиксируют согласно их «объекту» изучения  результаты проводимых исследований, тем самым расширяют и закрепляют представления о фруктах и овощах.

Дети используя  технологические карты или самостоятельно создают из  « Логопедической мозаики» блюда и рассказывают об этом, уверенно и правильно используя в речи слова и словосочетания, которые  употребляли во время проведения словесно- речевых игр.

Фиксируют это в «научную карту» .

Заключительная часть.

Педагог предлагает детям посмотреть заполненную «научную карту», пересказать результаты проводимых исследований.

Дети рассматривают свои  «научные карты».

Дети, опираясь на условные обозначения, зафиксированные на  карте , пересказывают результаты исследований, делятся впечатлениями.

Модификация  игр для детей с ОВЗ.

  1. В дидактической игре «Назови какой» рекомендуется не акцентировать внимание, и,  не называть жителей стран, где впервые появились овощи и фрукты.
  2. В интерактивной игре «Посчитай» рекомендовано сократить число яблок до 5 штук для более успешного и продуктивного проведения игры.
  3. В дидактической игре «Поваренная книга» рекомендовано использование только технологических карт.
  4.  В игровом упражнение «Обозначь корнеплод» рекомендовано использовать не просто предметные картинки овощей, но и картинки овощей непосредственно с обозначений нахождения плодов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» И «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности здоровое питание. «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности здоровое  питание. «Овощи и   фрукты - полезные продукты»....

Конспект беседы с детьми средней группы «Овощи и фрукты — полезные продукты».

Конспект беседы с детьми средней группы «Овощи и фрукты — полезные продукты»Программное содержание:Учить детей различать овощи и фрукты, продолжать узнавать фрукты и овощи по оп...

Конспект занятия во второй младшей группе Овощи и фрукты - полезные продукты

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. Рациональное питание является одним из факторов в...

Конспект занятия в младшей разновозрастной группе "Овощи и фрукты-полезные продукты»

Цель: Формировать у детей представления о фруктах и овощах, и их полезных свойствах для человека.Задачи:Формировать у детей представления об овощах и фруктах, как витаминах полезных для здоровья;Закре...