«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_postroeniya_ood.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №123
Консультация для педагогов:
«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед Галентовская С.А.
Дата проведения: 16.12.2019г, корпус №3
г. Калининград
2019 г
«Принцип построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ФГОС ДО п 2.6)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного периода:
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. (ФГОС ДО п. 4.6)
Раскроем те задачи, которые перед нами ставит ФГОС ДО:
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога). Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. ). Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка (п.1.2. ФГОС ДО). В стандарте выделены основные принципы дошкольного образования (п.1.4 ФГОС ДО). В ниже указанной таблице представлена преемственность данных принципов.
Основная задача педагога - понять, каким образом данные принципы будут реализованы в образовательном процессе детского сада: каким содержанием, формой работы, методами, средствами и приемами обеспечить амплификацию детского развития; как организовать сотрудничество детей и взрослых; какие качества характеризуют ребенка как субъекта педагогического процесса; как поддержать инициативу ребенка.
№ | Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО | Основные принципы дошкольного образования |
1 | Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как период жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни | Полноценное проживание ребенком всех этапов детства: - младенческого возраста; - раннего возраста; - дошкольного возраста. |
2 | Личностно – развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических работников и детей). | - Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - сотрудничество ДОУ с семьей; учет этнокультурной ситуации развития |
3 | Уважение личности ребенка | Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования |
4 | Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка | - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); |
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования ( п 1.1. ФГОС ДО). Все участники образовательных отношений выступают как субъекты, т.е. активные, равноправные участники.
Ребенок как субъект педагогического процесса
Качества, характеризующие ребенка как субъекта:
-интерес к миру и культуре;
- избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
- самостоятельность в выборе и осуществления деятельности;
- творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Таким образом, при организации образовательной деятельности по развитию речи педагог свою образовательную деятельность строит с учетом:
- личностно – развивающего характера взаимодействия взрослого и ребенка,
- индивидуальных особенностей детей;
- помнит, что основной вид деятельности ребенка в дошкольном детстве - игра, Формы взаимодействия - познавательная и исследовательская деятельность, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
- ребенок в образовательном процессе – это субъект взаимодействия.
Источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой.- СПб.: КАРО,2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС"
В докладе представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы....
Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО через театрализованную деятельность
ПрезентацияТема: "Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО через театрализованную деятельность"...
Презентация на тему: Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС в ДО
Консультация для воспитателей в ДОУ...
Экспериментирование и развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Выступление на педагогическом совете ДОО в форме мастер-класса...
Консультация для воспитателей «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре ус...
презентация «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Грамотная речь педагога является одной из важнейших составляющих, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре ус...
Консультация для воспитателей Тема: «Принципы построения ООД по развитию речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государстве...