Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Смирнова Наталья Петровна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста " В гости к старичку - годовичку"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл starik-godovik_2020.docx30.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности                            для детей старшего дошкольного возраста

    «В гости к старичку – годовичку»

    Разработали воспитатели:

    Смирнова Наталья Петровна

    Левагина Екатерина Владимировна

    Лесосибирск 2020 г.

    Тема: «В гости к старичку – годовичку»

    Интеграция образовательных областей:познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

    Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст

    Цель:создание условий для формирования представлений детей о сменяемости времен года.

    Программное содержание:

    1. Образовательные задачи: 
    • Повторить основные признаки времён года;
    • Установить последовательность сезонных изменений в природе.
    1. Развивающие
    • Развивать умение собирать целое из нескольких частей;
    • Развивать художественно-эстетическое восприятиев процессе выполнения творческих заданий;
    • Развивать умение выделять приметы каждого времени года и выражать в речи свои знания о них.
    1. Воспитательные:
    • Воспитывать умение взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ (формировать умение договариваться, уступать друг другу, четко выполнять правила игры).

    Предварительная работа:ознакомление с произведением Владимира Ивановича Даля «Старик- годовик», беседы по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций по временам года.

    Методы: наглядный, словесный, практический.

    Методические приемы: игровой сюжет, беседа,игровые приемы, дидактические игры, индивидуальная работа, вопросы.

    Демонстрационный материал: облако из гелевых шаров, видео-презентация колдуньи.

    Раздаточный материал: 4 разрезные картинки времени года (весна, лето, осень, зима), картинки с признаками времен года, 12 птичек из картона, цветная бумага, набор для создания игры (макет железной дороги, вагоны из коробок, крышки, зубочистки, пластилин, игровой кубик).

    Место проведения: музыкальный зал.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

    Станем рядышком, по кругу,

    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

    Нам здороваться не лень:

    Всем мы скажем «Добрый день!»;

    Если каждый улыбнётся —

    Утро доброе начнётся.

    — ДОБРОЕ УТРО! 

    1.  Основная часть

    В музыкальный зал входит Старик-годовик.  

    Старик-годовик:Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель: Дедушка, кто ты такой? Ребята кто же такой Старик Годовик? (высказывания детей)

    Старик-годовик:Спасибо ребята, как хорошо вы про меня рассказали, но у меня случилась беда! Злая волшебница заколдовала моих птиц. Мои птицы будут спасены, если я выполню её задания. Но одному мне не справиться. Ребята, может среди вас найдутся кто поможет выполнить её задания, и тогда, злые чары развеются, и мои птицы будут спасены, а если нет, то случится непоправимое, потому что все признаки природы перепутаются и среди лета выпадет снег, а зимой распустятся цветы, весной пожелтеют листья, а осенью расцветут подснежники, разве это можно допустить? Конечно, нет, поэтому очень вас прошу, помогите, я знаю, что вы хорошо знаете сказку, значит, сможете выполнить задания волшебницы. Быстрее отправляйтесь в путь, а волшебное облако быстро домчит нас в мою страну.

    В музыкальный зал прилетает облако.

    Воспитатель: Ну, что ребята, поможем спасти птиц Старика-Годовика (ответы детей). А справитесь? Ну, тогда в путь на волшебном облаке, беритесь за веревочки и крепко держитесь.

    Воспитатель подводит детей к столам, на которых лежат картинки (дидактическая игра).

    Воспитатель:Мы прилетели в волшебную страну. А вот и задания волшебницы, ну давайте разбираться. Я предлагаю разделиться на группы, посмотрите какого цвета у вас бейджик и объединитесь в группы. Каждая группа займет место возле стола.

    Дети распределяются на 4 подгруппы. Бейджики заранее одеты на детей.

    Воспитатель: На столах лежаткартинки. Они разделены на части. Ребята, что нам нужно сделать с этими картинками (Соединить части, чтобы получилось целое). Да, правильно, надо соединить картинку, чтобы получилось целое. Итак, «Раз, два, три к работе приступи».

    Дети собирают картинки.

    Старик-годовик:

    -Какое время года изображено на вашей картинке? А как вы догадались?

    -Как одним словом можно назвать эти картины?(времена года). Да правильно, вы собрали четыре времени года.

    Старик-годовик:Какая хитрая волшебница, и для меня приготовила картинки. Вот только ребята я что-то и не знаю к какому времени года положить эту карточку (снежинка, подснежник, купание в речке, листопад.).Дети называют признаки времен года и располагают их на свои картинки.

    Воспитатель вносит коробку в которой находятся птички Старичка-годовичка.

    Воспитатель:Посмотрите ребята, какое еще задание для нас приготовила злая волшебница(показывает коробку, достает птичек). А вот и птички Старичка-годовичка прилетели, ой, но она их заколдовала, оставила ихбез крыльевнадо спасать их, возьмите птиц в соответствии вашему времени года. Давайте сделаем птицам крылья. Крылья делаем гармошкой, вставляя в прорези у птиц. Ребята, а кто знает, почему у сказочных птиц четыре крыла? (рассуждения детей).

     Старик-Годовик:Какие вы молодцы! С такими сложными заданиями справились, давайте немножко отдохнем и поиграем.

    III. Физминутка

    В понедельник я купался, (Изображаем плавание)

    А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование)

    В среду долго умывался, (Изображаем умывание)

    А в четверг в футбол играл, (Бег на месте.)

    В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

    Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)

    А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

    Целый день я отдыхал. (Садятся на корточки, руки под щеку –засыпают.)

    Тем временем воспитатель включает видео сообщение злой волшебницы:

    «Ой, ой, что вы разыгрались. А вот для вас моя загадка.

    Месяцы ходят по кругу,

    Не уступая друг другу,

    Каждому - свой черёд.

    Вместе все месяцы - … (ГОД)

    Ну что ж отгадали загадку, а вот это самое трудное задание, вам с ним не справиться, ха-ха-ха! Придумайте игру так, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год. Только тогда я расколдую свое заклинание, а если не справитесь, то не видать вам ни снега, ни цветов, ни ягод, ни золотых листьев! Ха-ха-ха!»

     Воспитатель: Ой-ой-ой, как страшно, напугала нас волшебница, да наши детки и не с такими заданиями справлялись, правда ребята! (ответыдетей). Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? (На макете покрутить стрелочку «Времена года» - зима, весна, лето, осень – вот и прошел год). Что же нам придумать, что же сделать, чтобы Времена года следовали друг за другом и образовали круглый год.

     Старик-Годовик:Ребята на столе много разного материала, коробочки, пробки разного цвета, непонятная дорога и многое другое. Давайте подумаем, как применить весь этот материал для выполнения задания волшебницы (высказывания детей), как вы думаете какую игру можно сделать из этого материала.

     Воспитатель: Давайте представим, что это круглый год (показ надорогу), состоящий из времен года. Но как нам быть, чтобы волшебница их снова не перепутала (соединить, связать и т.д.). Конечно, правильно, умница. Я предлагаю вам договориться, кто что будет делать: одни соединяют месяцы - вагончики, кто – то размягчает пластилин, а кто- то и колеса.

     Старик-Годовик:Ребята, вы договорились, ну тогда за работу, я в вас верю! Работаем тихо, разговариваем между собой в полголоса, не мешая другим выполнять свою работу (воспитатель обходит детей и комментирует работы детей с похвалой, уточняя, кто что делает).

    - Ребята мы с вами делаем общее дело, помогаем Старичку-годовичку.

    - А для чего это нужно?

    - Ваша пара что делает?

    - Зачем нужно размягчить пластилин?

    Воспитатель: Вот и готова наша игра. А как же в неё играть? (ответы детей). Вот кубик…Надо придумать правила игры. Давайте попробуем. Бросим кубик, сколько точек выпадет на кубике, столько и надо отсчитать вагончиков- месяцев. Старичок годовичок укажет нам с какого месяца начинать отсчет. И на какой месяц выпадет положить в вагончик признаки этого времени года, например, белые вагоны- снежинки, зеленые – подснежники, красные – ягоды, желтые – грибочки. Давайте попробуем поиграть.

    Прилетает облако.

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы все задания волшебницы выполнили и злые чары развеялись, мы помогли Старику-годовику. И нам пора возвращаться домой. А вот и облако, беремся за веревочки и отправляемся домой.

     Старик-Годовик:Большое Вам спасибо, ребята! Вы спасли всю землю от беспорядка, который хотела совершить злая волшебница. За это вы заработали награду (вручает угощение для ребят). До свидания, ребята! Спасибо за помощь! (уходит)

    IV. Заключительная часть

    Воспитатель: Что же мы доброго сделали для Старика-годовика? Сложно ли вам было расколдовать чары злодейки? Какое задание вам показалось самым простым?Молодцы, с заданием справились на отлично!

    Самоанализ

    Тема: «В гости к старичку – годовичку»

    Цель:создание условий для формирования представлений детей о сменяемости времен года.

    Интеграция образовательных областей:познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

    Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.

    Предварительная работа:ознакомление с произведением Владимира Ивановича Даля «Старик- годовик», беседы по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций по временам года.

    Организационный прием в начале занятия был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.

    Начало занятия было направлено на то, чтобы заинтересовать детей и включить в деятельность каждого дошкольника. Был организован сюрпризный момент, в гости к детям пришел Старик-годовик, рассказал о своей беде, и дети с удовольствием решали ему помочь. У детей появился стимул к дальнейшим действиям.

    В первой части занятия была реализована одна из задач – развивать умение собирать целое из нескольких частей. Дети разместились за столами, самостоятельно разделились на команды. После того, как дети собрали картинки они распределили признаки каждого времени года и выразили в речи свои знания о них.

    Далее дети работали с раздаточным материалом самостоятельно, они сделали крылья для птиц, высказали свои знания о последовательности сезонных изменений в природе.

    Использование физкультминутки в середине занятия помогло детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными эмоциями.

    Далее детям предстояло выполнить творческое задание – создать дидактическую игру. Перед нами стояла задача развивать художественно-эстетическое восприятие в процессе выполнения задания. С заданием дети справились самостоятельно, педагог лишь изредка направлял действия детей.

    На протяжении всего занятия дети взаимодействовали друг с другом, учились договариваться, уступать друг другу, четко выполнять правила игры.

    Итог занятия был организован в виде рефлексии, вместе с детьми проговорили что же доброго они сделали для Старика-годовика, дети постарались оценить свои действия. И по итогу детская цель была достигнута – дети расколдовали птиц, выполнив все задания злой волшебницы.

    Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия мы старались использовать разнообразные и интересные задания, активизировать самостоятельность детейи поддерживать положительный эмоциональный настрой.

    Мы считаем, что поставленные нами программные задачи в ходе занятия были реализованы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «В гости к бабушке»

    Конспект НОД  по разделу ФКЦМ для детей среднего дошкольного возраста в рамках тематической недели "Домашние животные" составлен с учетом ФГТ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « В гостях у песочной феи»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»Цель: ·        Развитие творческого воображ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Фея Добра у нас в гостях у ребят». Игра-драматизация сказки «Непослушная Даша».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен  для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта третьего года обучения. Основная образовательная область: социа...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности психолога с детьми старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения , используемые в НОД направленны на  на преодоление негативного эмоцион...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старичку – годовичку»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «ГОСТИ ИЗ СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА»

    Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста Тема: «ГОСТИ ИЗ СОЛНЕЧНОГО ГОРОДА»...