Конспект занятия «Путешествие по сказкам» в подготовительной логопедической группе №7 «Речевички».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тамонова Татьяна Николаевна

совершенствование умения рассказывать сказки посредством мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» в подготовительной логопедической группе №7 «Речевички».

Цель: совершенствование умения рассказывать сказки посредством мнемотаблиц.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, придумывать слова-рифмы;
  • упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закреплять согласование частей речи в словосочетаниях;
  • закреплять умение составлять цепочку рассказывания сказки.

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
  • развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.

Воспитывающие:

  • формировать у детей навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
  • воспитывать речевую активность.

Методы и приемы:

  • - Словесные: беседа, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, сюрпризный момент.
  • - Наглядные: картинки к эпизодам сказок, фишки для самооценки детей, картинки к сказке «Заюшкина избушка».
  • - Практические: составление мнемотаблицы по сказке «Заюшкина избушка», используя картинки к сказке.

Словарная работа: «избушка лубяная», «посечи», «мнемотаблица».

Индивидуальная работа: с Милославой, Ш., Ксюшей Щ., Тимошей, Дашей К.- активизация речи детей.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, драматизация сказок, изготовление разных театров, составление мнемотаблиц к сказкам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное  развитие», «Социально-коммуникативное развитие» раздел «Социализация развитие общения, нравственное воспитание», «Речевое развитие».

Материалы и оборудование:  иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка»,  библиотечка книг «Чудесные русские сказки», детали –пазлы для сбора «большого сердца доброты», маленькие сердечки для гостей, аудио запись песни «Если добрый ты», конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы, медведя-маски, волшебный рюкзачок, волшебная палочка, клей для каждого ребенка, расчерченные листы для составления мнемотаблицы.

                                                      Ход НОД:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу на ковре:

-Ребята, а вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, ведь именно там происходят настоящие чудеса.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова).

      Пальчиковая игра «Замок».

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и   разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

- Ребята, что вы делали  вчера вечером, когда пришли домой из детского сада?

Воспитатель слушает детей.

Воспитатель.

-Я весь вечер читала книгу « Русские сказки».

Мне так хочется рассказать одну из сказок. Хотите послушать? Спасибо!

Присядьте, ребятки,  на ковер  и слушайте.

Воспитатель рассказывает «Салат из сказок».

-Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Настенька, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню!» Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось:  поутру проснулся Мартын в расписных палатах. До сих пор он со своей матерью  в своём дворце живёт, хлеб жуёт. Вот и сказке конец. А кто слушал молодец!

-Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её узнали?  (Нет).

Воспитатель.

-Ну что же это я все сказки вместе собрала, как салат в тарелке.

-Напомните мне, пожалуйста, каких героев я поместила в новую сказку?

Дети.

-В сказку вы  поместили деда и бабку, курочку Рябу, бабу  Ягу, щуку,  Настеньку, Мартына.

-Воспитатель.

Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

-Дети

Они пришли из сказок “Курочка Ряба”, “Колобок”, , “Репка”, “Баба Яга”, «Волшебное кольцо», “По щучьему веленью”,  «Морозко».

Воспитатель.

– А вы любите сказки?

-Как вы думаете, что такое сказка?

-Дети: Сказка – это волшебный мир.

Сказка – это чудо

Сказка – это занимательный рассказ, приключения

-Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом.

Задание: Давайте вспомним сказки: надо назвать сказку, в которой есть число.

(Возможные варианты ответов детей).

- Три медведя

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

-Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.  Среди них есть сказки, в которых волк является главным  героем. Знаете такие сказки? Назовите их.

Варианты ответов детей.

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

-Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои, в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры возьму  волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Молодцы, ребята, много слов разных знаете.

Дети усаживаются за столы:

Появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

Беседа.

- А как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

Правильно, ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка).

-Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца? ( «Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Игра с загадками.

- Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка).

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

-Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

-Ребятки,  назовите петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

 (При отгадывании загадки на доске вывешиваются картинки с изображением животных)

-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли эти герои из сказки «Заюшкина избушка»?

Физкультминутка. Дети на ковре.

Девочка по лесу шла,                    дети шагают на месте

И на домик набрела,                       соединяют руки над головой  домиком      

Видит, что хозяев нет.    потянуться на носочках, головку вытянуть вперед                                                

На столе стоит обед.                                     левую руку сжать в кулачок,

                                                                      сверху положить правую ладонь

Из трёх чашек похлебала,                           показать, как кушают

В трёх постелях полежала.                         ладошки сложить вместе под щечку.

Полежала, полежала и прочь убежала.     дети бегут.

-Про какую девочку говорится? Из какой она сказки? «Три медведя»

Дети усаживаются за столы, на которых лежат конверты с картинками для составления мнемотаблицы по сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель рассказывает сказку «Заюшкина избушка». (могут помогать сказку рассказывать дети).

Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка и растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушке, и говорит:

- Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц). Навстречу ему медведь

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? — лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)

Идет зайчик дальше по дорожке, плачет. Навстречу петух с косой:

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Подошли они к избёнке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал, ребята помогайте мне:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

А лиса:

- Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку:

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

-Кто ребята помогал зайке выгонять лису? (собака, медведь) Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не прогнал. А кто выгнал лису?

Пока воспитатель рассказывает сказку, дети составляют мнемотаблицу по сказке.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

-Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

– И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

Игра «Сердце доброты». Дети находятся на ковре, складывают сердце из частей.

Дети собирают детали из бумаги, складывают их вместе, типа «пазлы», наклеивают, получается большое сердце.  Работа детей сопровождается аудио записью песни «Если добрый ты».

Воспитатель: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать  во всём. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Частичку ваших добрых сердечек подарите нашим гостям и пожелайте им много-много добра в жизни. (Дети дарят сердечки гостям).

- Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Рефлексия. Дети стоят на ковре.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем — к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем — к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей.

Литература:

Большая книга русских сказок. обработка О.Лащевской. Ленинградское издание, 2008 г.

О.С.Ушакова Знакомим дошкольников с литературой. Творческий центр. Москва,2005 г.

В.В.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. Москва, 2006 г.

А.И.Дербина. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. Издательство «Учитель». Волгоград, 2012 г.

Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Творческий центр «Сфера». Москва, 2006 г.

Г.Я.Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Педагогическое общество России. Москва, 2007 г.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Издательство «Учитель». Волгоград, 2016 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности №7 «Речевички»

по теме: «Путешествие по сказкам».

                                                                   

                                                                               

                                                                                     

 Воспитатель: Тамонова Т.Н.

                                                             Апрель, 2018 год

Общие требования к самоанализу занятия.   напечатать

В самоанализе  занятия дается характеристика детской группы (следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей), сопоставляется использованный материал с образовательной программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха воспитанников.  Кратко анализируется работа детей и их результаты. Выделяются наиболее активные  и эффективные методы.  Дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Орг. Момент.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и   разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

Названия сказок

- Три медведя

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

Загадки

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка).

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.)

-Назовите медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух.)

-Ребятки,  назовите петуха ласково (петушок, петенька)

У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

Игра «Скажи наоборот»

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Физминутка.

Девочка по лесу шла,                    дети шагают на месте

И на домик набрела,                       соединяют руки над головой  домиком      

Видит, что хозяев нет.    потянуться на носочках, головку вытянуть вперед                                                

На столе стоит обед.                                     левую руку сжать в кулачок,

                                                                      сверху положить правую ладонь

Из трёх чашек похлебала,                           показать, как кушают

В трёх постелях полежала.                         ладошки сложить вместе под щечку.

Полежала, полежала и прочь убежала.     дети бегут.

-Про какую девочку говорится? Из какой она сказки? «Три медведя»

Рефлексия. Дети стоят на ковре.

-Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

-Нужно выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем — к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем — к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное упражнение.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

- А вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей.

Пальцы вытяни пошире.

Пальцы вытяни пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжать их вместе, три, четыре -

И на месте поплясать:

На носок, потом на пятку,

Дружно делаем зарядку.

Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком».

Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших.

ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ

Дружат в нашей группе                  пальцы обеих рук соединяются в замок

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим                    ритмическое касание пальцев обеих рук

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять              поочередное касание пальцев на обеих руках

начиная с мизинца

Начинай считать опять:                  руки опустить вниз, встряхнуть кистями

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

«Путешествие с Буратино». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Развивать у детей фонематический слух и восприятие; закреплять понятия: гласный звук, согласный твердый, согласный мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах - предметах, слов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Готовимся к путешествию".

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....

Конспект открытого занятия для молодых педагогов в подготовительной логопедической группе по речевому развитию Воспитатель Слепцова Н.Р. МБДОУ д/с №19 «Василек» Тема: «Домашние животные»

Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, словоизменение) согласование существительных с числительными. Продолжить учить детей обобщать понятие о домашних животных. Форм...

«Путешествие по сказкам» в подготовительной логопедической группе.

Цель:Закрепление и расширение знаний детей о сказках.Задачи:1. Поощрять желание детей искать способы решения проблемных ситуаций.2. Развивать внимание, мышление, память.3. Развивать речь детей, расшир...