Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Телешева Лариса Ивановна

Развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_konspektno9.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД «Путешествие в лес»

Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевых звуков; объяснить различие.

Ход занятия:

            1.  Знакомство с термином «Речевой звук»

Ребята, вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали: Р-р-р!

 В стойле коровы мычали:- Мммуу!

Змеи в лесу шипели– Шшш!

 В комнате мухи жужжали:-Жжж!

 А комары все пели:  – Ззз!

 Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звук.

          2. Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько панно: Звуковые домики– красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила её в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела красивые домики. Какого они цвета? Этот домик … (красный). Этот … ( зеленый). А этот … (синий). В окошках домиков Машенька увидела такие же кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному кружочку, прикоснулась и он зазвучал: «А-а-а».Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий

кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к Синему домику а  из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке песенки звучали нежнее: «Л'-л'-л', м'-м'-м'». Машенька нажимает на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие – языком (р-р-р), третьи звуки поются (а-а-а, у-у-у).

       3.  Ознакомление с понятием «слово»

Волшебница пригласила Машеньку в свой сад. Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много… (слов). Слова состоят из звуков.

      4. Динамическая пауза. « Прогулка в лес».

А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Сильный ветер – качаются деревья. Наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а».

Рябиновый: «И-и-и». Березовый: «О-о-о».

Дубовый: «У-у-у». Дети повторяют звуки.

Какие песенки листочков запомнили?

       5. Дифференциация понятий «звук – слово»

Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова в этот красивый сундучок. Дети называют слова, воспитатель кладет полосочки в сундучок.

      6. Усвоение понятий «живой – неживой».

        Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла. Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы … (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки – все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных. Это – живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это – неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?». Воспитатель оставляет 5 картинок.

      7. Игра на развитие внимания и памяти «Какая картинка    пропала?».

Воспитатель убирает картинки. Игра с названиями оставшихся картинок «Какое слово пропало?».

Итог занятия.

Какие слова называли на занятии?

Как мы спрашиваем о живом предмете? (Кто это?)

Как спрашиваем о неживом предмете? (Что это?)

Анализ работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.

Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Цель: познакомить детей с новой буквой и ее звуками, прподолжить работу по определению позиции звука в слове....

Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе «В поисках азбуки »

Конспект НОД по грамоте в подготовительной к школе группе«В поисках азбуки »...