Советы родителям "Как быстро учить стихи с детьми"
консультация по развитию речи

Елена Владимировна Кукушкина

Рассмотрим несколько способов быстрого запоминания информа­ции на примере заучивания стихов и назовем наиболее эффективные виды упражнений для укрепления памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_stihi.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫСТРО ВЫУЧИТЬ СТИХИ

Рассмотрим несколько способов быстрого запоминания информации на примере заучивания стихов и назовем наиболее эффективные виды упражнений для укрепления памяти.

  1. Существует несколько основных видов упражнений для тренировки памяти детей, при которых:
  • подмечается сходство и различие объектов, субъектов или явлений;
  • используются ассоциации;
  • используется визуализация;
  • определяются причинно-следственные связи.

Пример тренировочного упражнения на ассоциативное мышление: ребенок может хорошо запомнить животное в зоопарке уже только потому, что он кормил его с рук. Или запомнить здание музея, которое он посещал, поскольку рядом находится необычный фонтан с причудливыми фигурами, и т.п. Помогают тренировать память и упражнения на связывание информации. Например, ребенку говорят одно слово, после чего предлагают ему назвать другие слова, связанные с ним по каким-либо признакам или исходя из своего личного опыта. Зрительная память укрепляется с помощью упражнений с применением картинок, предметов и т.д.

Вариант: малышу предлагается рассмотреть несколько игрушек, лежащих на столе (заяц, корова, бегемот, курочка, лисичка, ежик и т.п.), затем их накрывают скатертью и потихоньку убирают одну из них, после чего просят малыша сказать, какое животное «убежало», т.е. какой игрушки не хватает.

II. Как быстрее выучить стихи дошкольнику? Какие способы можно использовать для этого?

В настоящее время для быстрейшего запоминания поэтических текстов с успехом используются несколько методов.

Основные методы запоминания

  1. Визуальный — воспитатель или родитель создает «план стиха» из картинок, рисунков или даже игрушек, одновременно разучивая его. Пока зачитывается строчка — на бумаге изображается рисунок на эту тему. Следующая картинка к другой строчке отделяется горизонтальной чертой от предыдущей. Малыш по такому плану потом может рассказать стихотворение несколько раз.
  2. Слуховой — это один из самых популярных способов. При этом методе опора делается на слуховое восприятие рифмы стихотворения. При таком способе заучивают обычно каждое четверостишие отдельно, а уже потом — все произведение.

Логический — сначала ребенку прочитайте выразительно все произведение. Затем — только первые строчки и попросите его рассказать дальнейший текст своими словами. Продолжите чтение с того места в произведении, на котором малыш остановился. После нескольких строк снова прекратите чтение и предложите ему рассказать стихотворение дальше. Здесь происходит опора на смысловые связи, что помогает ребенку запомнить текст.

  1. Двигательный — при таком методе запоминание подкрепляется каким-либо двигательным актом. Например, можно в ритм каждой строчки нанизывать детали пирамидки, или «смотать в клубочек» стихотворение, делая наматывание нити одновременно с произнесением строчки. После чего можно повторить текст и «размотать» его обратно. Наматывать клубочек можно понарошку.

Практические советы для лучшего запоминания стихов

  • При подборе литературных произведений для заучивания обязательно нужно учитывать возраст ребенка, а также его психологические особенности, тогда процесс запоминания и восприятия информации пройдет намного быстрее. Некоторые родители умиляются от того, что их четырехлетние детки читают отрывки из классических поэм для взрослых, но малышам не стоит заучивать сложные для их восприятия тексты. Лучше подобрать для детишек такого возраста произведения именно детских поэтов.
  • Желательно как можно раньше начать знакомить малыша с «музыкой стиха». Усвоение простейших четверостиший («Гуси, гуси, га-га-га!», «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона» и т.п.) способствует тому, что в дальнейшем процесс заучивания будет проходить намного легче.
  • В дошкольном возрасте пока еще есть возможность прислушаться к темпераменту ребенка. В школе ему нужно будет учить произведения, соответствующие учебной программе, а в детском саду спокойным ребятишкам стоит предложить произведения размеренного ритма, а активным и непоседливым — более энергичные, веселые тексты. Для разучивания стихов самым благоприятным временем считается 4-5-летний возрастной период. В это время наиболее быстрыми темпами развивается память малыша.
  • При разучивании нужно обязательно читать стихи с выражением, стараясь говорить эмоционально, использовать жестикуляцию. Так они лучше запомнятся.
  • Для детей раннего возраста немаловажно и то, что подготовленное к чтению наизусть стихотворение будет подарком для конкретного лица. Например, стихотворение адресовано Деду Морозу, маме, папе, бабушке, дедушке, брату, друзьям т.д.
  • Прежде чем начать занятие с малышом, найдите в тексте незнакомые для него слова или непонятные моменты и их значение обязательно объясните ребенку.
  • Можно произнести четверостишие несколько раз вслух, а потом повторить слова с закрытыми глазами.
  • Напевание стихотворного текста — хороший способ для ускорения его запоминания.
  • Символы — чтобы легче усвоить стих,можно обозначать содержание очередного отрывка текста символами. Например, изображать ходьбу передвижением пальцев по ладони; говоря о голосе, крике прикладывать ладошки вокруг рта; говоря о козлике, показывать рожки; слово «слышать» сопровождать прикладыванием ладоней к ушным раковинам и т.д.
  • На разные голоса. Пусть дети повторяют стихотворение многократно, но каждый раз используют при этом голос разных персонажей. Например, голос медведя, робота, ребенка и т.п. Это будет веселое заучивание.
  • Всегда называйте автора стихотворения. Дайте детям хорошо рассмотреть иллюстрации в книге.

Примеры игровых упражнений

Лови мяч — скажи слова

Ребенок произносит первую строчку стихотворения и бросает мяч другому участнику, который стоит в кругу и ловит его. После чего он должен сказать следующее предложение и перекинуть мячик другому ребенку и т.д.

Две команды — два стиха

Создаются две команды детей. Каждая из них «работает» со своим стихотворением, которое они учат совместно. Представитель первой команды называет первую смысловую строчку стиха, а участники изображают сказанное действиями и жестами. Второй участник называет следующую фразу и снова происходит пантомима. То же со второй командой. Сначала одна команда «рассказывает» весь стих с пантомимой, затем другая. Если ребенок забывает свою строчку, то стоящий рядом участник или воспитатель могут помочь ему.

Итак, лучший способ укрепить память ребенка и сформировать ее нужный объем — чаще предлагать ему учить литературные произведения и больше запоминать текстов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи с детьми.

Многие родители понимают, как важно, чтобы ребенок учил стихи. Мы с удовольствием слушаем, когда какой-нибудь малыш громко и с выражением читает стихи на детском празднике! ...

Конспект мастер-класса для родителей "Как учить стихи с детьми быстро и весело"

Тема: Как учить стихи с дошкольниками в домашних условиях легко, быстро, эффективно, в игровой форме с применением элементов мнемотехники.Цель: ознакомить родителей с игровыми и мнемотехническими приё...

Советы "Как учить стихи с детьми?"

Советы помогут родителям избежать ошибки при заучивании стихотворений с детьми и позволят  превратить данное занятие в интересное и увлекательное для ребёнка событие....

Советы для родителей "Учим стихи"

Книги окружают нас с детства. Но в наше время интерес к литературе, к сожалению, падает. Чтение книг заменяет компьютер, телевизор. Тем не менее, без книг трудно представить нашу жизнь....

Советы логопеда " Учим стихи с детьми легко."

В данной статье речь идет о способах и приемах,облегчающих заучивание стихотворений с дощкольниками....

Учим стихи с детьми. Советы родителям.

Советы родителям при учении стихов с детьми....

Консультация для родителей: Как быстро учить стихи с ребенком

Память маленького ребенка – чистый лист. И именно родители должны заниматься тем, чтобы этот «лист» заполнялся нужными и полезными знаниями. Важно понимать, что память, как и мышцы, ...