ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Денисова Галина Ивановна

ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе

«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»

Цель: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования, формировать у детей умение связно передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицы и мнемодорожки. Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования.

 

Задачи:

Речевое развитие

Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Художественно – эстетическое развитие Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью приемов мнемотехники. Побуждать выполнять образные движения, передавать эмоционально положительный настрой через инновационные технологии по развитию речи . Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Познавательное развитие

Уточнять и расширять знания о животных леса. Развивать  зрительную, слуховую и тактильную память.

 

Социально – коммуникативное развитие

Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.Воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.
 

Физическое развитие

Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова и действия.  Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр.

Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ: музыкальный  центр; мнемодорожка и карточки по теме «Зима»; мнемотаблица к сказке «Рукавичка»; мнемокубы: «Заяц», «Лиса»; игрушка – заяц; мольберт; условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии  ТРИЗ/. «Чудесный мешочек», в котором находится рукавица;

Аудиозапись песни «Саночки» Филиппенко.  

ТЕХНОЛОГИИ: Мнемотехника, ТРИЗ, Вальдорфская педагогика, ИКТ, пробковые тренажеры, наглядное моделирование, логоритмика, психогимастика,  технология музыкального воздействия, мнемотехника, здоровьесберегающая технология

 

Логоритмическое упражнение

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступительная часть

Приветствие (Вальдофрская педагогика)

Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в зимний лес.

- Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, в настоящее царство Зимы. А поедем мы с вами в лес на санках. Становитесь друг за другом и за мной.

Технология музыкального воздействия (Имитационные движения под музыку /песню «Саночки» композитор А.Д.Филиппенко)

2.Основная часть

Дети останавливаются возле стульчиков

Вот мы с вами и на лесной полянке.

Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу  мы с вами оказались. (Демонстрация черно – белой картинки с изображением леса).  А вы знаете, что случилось с лесом?(Ответы детей).

-В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.

А хотите  расколдовать зимний лес и сделать его красивым, нарядным?

-Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.

«Раз, два, три, повернись

в волшебника ты превратись!»

 (Достаю из корзинки карточки «Зима» к мнемодорожке)

- У меня в корзинке волшебные  картинки.  Если с их помощью рассказать о зиме, то можно лес расколдовать.

Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку и рассказывают о зиме. (Зимой идет снег, зимой люди надевают теплую одежду -  варежки, шубку,  зимой прилетают снегири, дети любят из снега лепить снеговиков,  кататься на лыжах,  санках, зимой бывает Новый год).

Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали зимний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация   цветной картинки с изображением леса).

-На нашей полянке  холодно,  чтобы нам  с вами не замерзнуть, давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки (Здоровьесберегающая технология).

Логоритмическое упражнение «Ой! Мороз!».

Ой, мороз, мороз, мороз        (указательным и большим  пальцем обеих рук

Щиплет щеки,                          слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)

Щиплет нос,                    

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки           (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться - посмотри    (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:  

Щеки, носик, уши, губы…

Пар пошел даже от шубы.     (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы       и  выдохнуть через них струю теплого воздуха)

 

Демонстрирую детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба (по технологии ТРИЗ).

Дети, посмотрите, а кто же прячется за сугробом? (заяц). А как вы догадались?

Давайте мы расскажем про зайчика, он услышит рассказ и прибежит к нам.

Дети рассказывают о зайце при помощи мнемокуба.

(Заяц - это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью. На голове два длинных уха, маленький хвостик. Мама зайчиха своих детёнышей – маленьких зайчат кормит молоком. Когда малыши подрастают, они едят морковку, траву, капусту).

 Вот к нам и прибежал зайчик!

Появляется игрушка-зайчик.

-Посмотрите, наш зайчик очень грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный?

 (ответы детей: «Ему холодно, нет домика, заблудился, грустный» и т. д.)

Зайчик, что же ты грустишь?

- Здравствуйте, ребятки.  Я плачу, потому что за мной гналась  лиса. Моя знакомая девочка Маша угостила меня морковкой, а лиса, наверное, хотела отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

 Не плачь, зайка! Давайте, ребята, успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково? (Дети подбирают и называют ласковые слова- зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка)

Предлагаю детям рассказать о лисе с помощью мнемокуба

Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».

(Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.)

Заяц благодарит детей за рассказ

- Спасибо, ребятки, значит, ей была не нужна морковка, она хотела съесть меня. Теперь я тоже знаю все про лису и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Лиса и зайцы».

«Покружились, покружились —

В зайчиков все превратились».

Надеваю шапочку-маску лисы, а остальные дети «превращаются» в зайчиков.

 

Психогимастика  «Зайки-побегайки»

«По лесной полянке

Разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки- побегайки!

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет, где же зайки,

Зайки- побегайки.

Вот зайки!

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.

«Покружились, покружились  -

И в ребяток превратились!».

 Дети садятся на свои места.

Предлагаю детям вспомнить, в каких сказках встречаются сказочные герои- животные

-Я вам буду показывать картинку-загадку, на которой изображен, какой-то сказочный герой, а вы будете должны угадать, какой же герой из сказки спрятался на картинке-загадке.

Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

Цель: закрепить знания о русских народных сказках ,их героях, воспитывать интерес к народному творчеству.

 

Зайка, а наши ребята знают зимнюю сказку, в которой все звери жили дружно и никого не обижали. Хочешь, мы тебе ее расскажем?

Дети, догадайтесь, как называется сказка, которую мы будем рассказывать Зайцу.

Провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения, тактильную память.

/Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Достают рукавицу/.

- Как называется сказка?

 Дети: «Рукавичка».

 Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» с помощью пробковых тренажеров:

«Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны».

Заяц: Спасибо, ребята, за сказку. Теперь мне совсем не грустно. Побегу к своим зайчатам, отнесу им морковку, которую мне Машенька подарила.

3.Заключительная часть:

 - Понравилось вам путешествие в сказочный лес?

-Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!

 Звучит аудиозапись песни «Саночки» /комп. А.Д. Филиппенко/, дети выполняют имитационные движения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_v_zimnem_lesu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе

«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»

Цель: учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования, формировать у детей умение связно передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицы и мнемодорожки. Развивать навыки связной монологической речи с помощью использования метода наглядного моделирования.

Задачи:

Речевое развитие

Учить детей передавать содержание сказки связно, в логической последовательности с использованием мнемотаблицы. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами. Закреплять умение составлять короткие предложения о времени года (зима) по мнемодорожкам. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Художественно – эстетическое развитие Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью приемов мнемотехники. Побуждать выполнять образные движения, передавать эмоционально положительный настрой через инновационные технологии по развитию речи . Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость.

Познавательное развитие

Уточнять и расширять знания о животных леса. Развивать  зрительную, слуховую и тактильную память.

Социально – коммуникативное развитие

Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.Воспитывать любовь к сказкам, умение сопереживать героям сказок, попавшим в беду, желание прийти на помощь.

Физическое развитие

Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова и действия.  Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковых игр.

Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово с движением посредством логоритмических упражнений.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ИКТ: музыкальный  центр; мнемодорожка и карточки по теме «Зима»; мнемотаблица к сказке «Рукавичка»; мнемокубы: «Заяц», «Лиса»; игрушка – заяц; мольберт; условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба /по технологии  ТРИЗ/. «Чудесный мешочек», в котором находится рукавица;

Аудиозапись песни «Саночки» Филиппенко.  

ТЕХНОЛОГИИ: Мнемотехника, ТРИЗ, Вальдорфская педагогика, ИКТ, пробковые тренажеры, наглядное моделирование, логоритмика, психогимастика,  технология музыкального воздействия, мнемотехника, здоровьесберегающая технология

Логоритмическое упражнение 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вступительная часть

Приветствие (Вальдофрская педагогика)

Собрались мы с вами в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Улыбнулись и подарили друг другу хорошее настроение!

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие в зимний лес.

- Ребята вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес, в настоящее царство Зимы. А поедем мы с вами в лес на санках. Становитесь друг за другом и за мной.

Технология музыкального воздействия (Имитационные движения под музыку /песню «Саночки» композитор А.Д.Филиппенко)

2.Основная часть

Дети останавливаются возле стульчиков

Вот мы с вами и на лесной полянке.

Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите, в каком скучном, совсем не волшебном лесу  мы с вами оказались. (Демонстрация черно – белой картинки с изображением леса).  А вы знаете, что случилось с лесом?(Ответы детей).

-В лес пришел злой волшебник и заколдовал его.

А хотите  расколдовать зимний лес и сделать его красивым, нарядным?

-Давайте с вами превратимся в добрых волшебников.

«Раз, два, три, повернись

в волшебника ты превратись!»

 (Достаю из корзинки карточки «Зима» к мнемодорожке)

- У меня в корзинке волшебные  картинки.  Если с их помощью рассказать о зиме, то можно лес расколдовать.

Дети по очереди берут из корзинки картинки, выставляют на мнемодорожку и рассказывают о зиме. (Зимой идет снег, зимой люди надевают теплую одежду -  варежки, шубку,  зимой прилетают снегири, дети любят из снега лепить снеговиков,  кататься на лыжах,  санках, зимой бывает Новый год).

Мои добрые волшебники, вы справились с заданием и расколдовали зимний лес! Посмотрите, каким он стал красивым! (демонстрация   цветной картинки с изображением леса).

-На нашей полянке  холодно,  чтобы нам  с вами не замерзнуть, давайте хорошенько разотрем свои щечки, носики и губки (Здоровьесберегающая технология).

Логоритмическое упражнение «Ой! Мороз!».

Ой, мороз, мороз, мороз        (указательным и большим  пальцем обеих рук

Щиплет щеки,                          слегка пощипать себя за щеки, нос и т.д.)

Щиплет нос,                    

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки           (спрятать руки под мышки)

Чтоб согреться - посмотри    (потереть ладони одна об другую)

Все, как следует, потри:  

Щеки, носик, уши, губы…

Пар пошел даже от шубы.     (Развести руки в стороны, слегка вытянуть губы       и  выдохнуть через них струю теплого воздуха)

 

Демонстрирую детям условное обозначение заячьих ушей, выглядывающих из-за сугроба (по технологии ТРИЗ).

Дети, посмотрите, а кто же прячется за сугробом? (заяц). А как вы догадались?

Давайте мы расскажем про зайчика, он услышит рассказ и прибежит к нам.

Дети рассказывают о зайце при помощи мнемокуба.

(Заяц - это дикое животное. Он живёт в лесу. У него четыре лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью. На голове два длинных уха, маленький хвостик. Мама зайчиха своих детёнышей – маленьких зайчат кормит молоком. Когда малыши подрастают, они едят морковку, траву, капусту).

 Вот к нам и прибежал зайчик!

Появляется игрушка-зайчик.

-Посмотрите, наш зайчик очень грустный. Как вы думаете, почему он такой грустный?

 (ответы детей: «Ему холодно, нет домика, заблудился, грустный» и т. д.)

Зайчик, что же ты грустишь?

- Здравствуйте, ребятки.  Я плачу, потому что за мной гналась  лиса. Моя знакомая девочка Маша угостила меня морковкой, а лиса, наверное, хотела отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

 Не плачь, зайка! Давайте, ребята, успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково? (Дети подбирают и называют ласковые слова- зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка)

Предлагаю детям рассказать о лисе с помощью мнемокуба

Рассказывание детьми по мнемокубу «Лиса».

(Лиса — не домашнее животное, а дикое. Живет она в лесу. У нее четыре ноги. Тело покрыто густой рыжей шерстью. Хвост — большой и пушистый. Своих детенышей выкармливает молочком. Лиса — хищное животное, которая добывает себе еду: кур, петухов, мышей.)

Заяц благодарит детей за рассказ

- Спасибо, ребятки, значит, ей была не нужна морковка, она хотела съесть меня. Теперь я тоже знаю все про лису и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Лиса и зайцы».

«Покружились, покружились —

В зайчиков все превратились».

Надеваю шапочку-маску лисы, а остальные дети «превращаются» в зайчиков.

Психогимастика  «Зайки-побегайки»

«По лесной полянке

Разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки- побегайки!

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет, где же зайки,

Зайки- побегайки.

Вот зайки!

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.

«Покружились, покружились  -

И в ребяток превратились!».

 Дети садятся на свои места.

Предлагаю детям вспомнить, в каких сказках встречаются сказочные герои- животные

-Я вам буду показывать картинку-загадку, на которой изображен, какой-то сказочный герой, а вы будете должны угадать, какой же герой из сказки спрятался на картинке-загадке.

Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

Цель: закрепить знания о русских народных сказках ,их героях, воспитывать интерес к народному творчеству.

Зайка, а наши ребята знают зимнюю сказку, в которой все звери жили дружно и никого не обижали. Хочешь, мы тебе ее расскажем?

Дети, догадайтесь, как называется сказка, которую мы будем рассказывать Зайцу.

Провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения, тактильную память.

/Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Достают рукавицу/.

- Как называется сказка?

 Дети: «Рукавичка».

 Рассказывание детьми сказки «Рукавичка» с помощью пробковых тренажеров:

«Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны».

Заяц: Спасибо, ребята, за сказку. Теперь мне совсем не грустно. Побегу к своим зайчатам, отнесу им морковку, которую мне Машенька подарила.

3.Заключительная часть:

 - Понравилось вам путешествие в сказочный лес?

-Давайте снова превратимся в детей и вернемся в свой любимый детский сад!

 Звучит аудиозапись песни «Саночки» /комп. А.Д. Филиппенко/, дети выполняют имитационные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по экологии "Здравствуй лес,зимний лес, полон сказок и чудес"

                                   КОНСПЕКТ      Комплексного занятия по...

Развитие речи дошкольников с ОНР методом наглядного моделирования

В статье обобщен опыт работы учителя-логопеда по использованию метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников с ОНР...

ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе «Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»

ООД по развитию речи с использованием инновационного метода наглядного моделирования во 2 младшей группе«Здравствуй лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»Цель: учить воспроизводить п...

Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов

Введение.Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования (первая младшая группа) Тема: «В гостях у Мишутки»

Цель: организация совместной игровой деятельности взрослого и ребенка по предложенной теме.Задачи:Образовательная:-Научить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать...