ТРИЗ-технология в развитии речи дошкольников
презентация по развитию речи

Тарасенко Виктория Васильевна

ТРИЗ-технология в развитии речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-tehnologiya.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ-технология в развитии речи дошкольников

Слайд 2

Развитие речи у дошкольников Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию –важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.

Слайд 3

Что такое ТРИЗ? Т - теория Р - решения И- изобретательских З - задач Автор: Генрих Саулович Альтшуллер п исатель-фантаст и инженер-изобретатель, который вывел теорию и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую изобретательскую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. Г.С.Альтшуллер утверждал, что ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

Слайд 4

ТРИЗ в детском саду Целью использования данной технологии в детском саду является: Развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; Поисковой активности, стремления к новизне; Речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий

Слайд 5

1. «Системный оператор» Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать М.С. Гафитулин «Что-то» Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то. Это что-то из чего-то. Это что-то часть чего-то. Чем-то было это что-то. Что-то будет с этим что-то. Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри !

Слайд 6

2 . «Морфологический анализ» Цель: создать условия расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) объекта. Алгоритм Точно формулируем проблему Определяем важные элементы объекта Определяем варианты использования элементов Занести в таблицу (схематичные рисунки) Оценить все имеющиеся варианты Выбрать оптимальный Вот что может у нас получиться: Иван-царевич – вредный старик, в парадном наряде, живет в шалаше, передвигается на роликах У ребенка есть выбор составления своего рассказа Можно сочинять сказки Придумывать новые виды растений, зданий, транспорта и т.д.

Слайд 7

3. «Составление метафор» Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общий для обоих сопоставляемых объектов Алгоритм 1. Берется объект №1 ( что? ) – например звёзды 2. У него выявляется специфическое свойство ( что делает?) – светят 3. Выбираем объект №2, совершающий похожие действия ( на что похож? ) – светлячок 4. Определяется местоположения объекта №1 ( где? ) – на небе 5. Объект№1 – пункт4+пункт3 ( Звезды – небесные светлячки )

Слайд 8

4 . «Метод фокальных объектов» МФО Цель: научить ребенка наделять предмет нетипичными признаками Алгоритм Предложить детям наугад выбрать 2-3 объекта. Попросить назвать признаки или значения признаков (не менее 4-х) для каждого объекта. Предложить перенести названные признаки или значения признаков поочередно на другой, находящийся как бы в фокусе, объект. Поочередно обсудить каждое сочетание: фокусный объект + признак одного из объектов. Организовать продуктивную деятельность детей. Младшая - педагог сам задаёт нетипичные значения признаков объекту, а дети ищут оправдание ситуации. Например: Когда бывает лохматое дерево или усатый телевизор? Средняя - применение значений признаков одного объекта к другому. Например: Кукла бывает какая? Когда таким бывает апельсин, другие объекты? Старшая - классический вариант МФО, бином фантазии Дж.Родари . Предлагается рассмотреть свойства 2-3 объектов, а затем сфокусировать их на какой-либо объект. При выборе признаков объектов педагог исключает типичные значения признаков. Не выбираются для обсуждения признаки размера в значениях "большой - маленький"; признака формы в значениях "круглый - квадратный"; признака цвета в значении "белый - черный". Не употребляются такие определения, как "красивый - некрасивый".

Слайд 9

5 . «Карты Проппа » Известный исследователь русских народных сказок В.Я. Пропп выделил закономерности сюжета, главных героев и злодеев. И наглядно показал их в простых рисунках, благодаря которым дошкольникам легче понимать, и затем пересказывать сюжет своих любимых произведений

Слайд 11

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. / Г. Альтшуллер /

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необхо...

Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников

ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...

«Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»

laquo;Использование ТРИЗ – технологий в процессе развития речи дошкольников»...

Педагогические возможности ТРИЗ-технологий, как средство развития речи дошкольников.

Считаю, работа по ТРИЗ технологиям способствует тому, что ребенок из пассивного слушателя становится активным собеседником, так как во время обучения используются диалоги,  дискуссии, живое общен...

Статья использование "ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников ".

В статье описаны особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста и практика использования ТРИЗ-технологии для развития речи в ДОУ....