Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Попова Надежда Юрьевна

1. Задачи сказкотерапии и направления работы 

2. Игровые методы и приёмы

3. Правила проведения сказкотерапии

4. Использование сказкотерапии

    в развитии связной монологической речи

5. Результаты  

6. Литература…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_n.yu_.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение

1. Задачи сказкотерапии и направления работы ……………………... 4

2. Игровые методы и приёмы………………………………………….... 6

3. Правила проведения сказкотерапии………………………………....11

4. Использование сказкотерапии

    в развитии связной монологической речи…………………………...13

5. Результаты  ………………………………………………………….... 15

6. Литература…………………………………………………………..….19

Приложение

Введение

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский

Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть очень общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный, аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. По-моему, один из путей контролируемого и целенаправленного эмоционально-нравственного и  речевого развития ребенка лежит через художественную литературу, и особенно сказки. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. п. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. В формировании и развитии личности дошкольника я стала использовать метод Сказкотерапии.

       О сказкотерапии давно уже говорят в литературе, подразумевая её психотерапевтический (лечебный) эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса).  В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни. Иначе говоря, сказка выполняет терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие (развивающее – терапевтическая функция).

       Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

        Этот метод позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

         Почему сказкотерапия так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

         Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия, это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

        Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, то есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.

      С другой стороны, посредством ненавязчивых образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и вера в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем, потому что положение положительного героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

       Планируя работу, я поставила перед собой цель: Развитие  коммуникативности  дошкольников посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

- развивать коммуникативные навыки;

-развивать воображение, мышление;

-воспитывать чувство доброты;

-укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую методы предложенные педагогами и психологами: В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовай, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.

  1. Задачи сказкотерапии и направления работы.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Решаемые задачи:

  •  Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
  •  Развитие умения преодолевать трудности и страхи;
  •  Выявление и поддержка творческих способностей;
  •  Развитие связной монологической речи;
  •  Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

В сказкотерапии развитие личности и коммуникативных способностей  дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность: от потребности в эмоциональной разрядки –  через самовыражение в активном действии – к активизации  образной лексики положительных эмоциональных проявлений.
  • Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки – через обоснование собственной точки зрения – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движений.
  • Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных написаний – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
  • Эмоциональность: от эмоционального выражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного опыта в действии, ритме и слове – к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
  • Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков  - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.
  • Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнение пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

         Все перечисленные направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

     В системе работы по сказкотерапии мною выделены три этапа работы с дошкольниками:

  1. Познавательно – аффективная ориентировка.

          Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

            Игровые приёмы: словесно – режиссёрская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

  1. Словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

        Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления словесных написаний.

         Игровые приёмы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

  1. Выражение замещающей потребности.

       Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний  - потребностей в играх – фантазиях по сказке.

       Игровые приёмы: фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения.

        Особое место в данной работе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приёмами.

2. Игровые методы и приёмы.

       Игровые методы и приёмы используются в определённой последовательности, в соответствии с задачами каждого из этапов работы над одним произведением.

      Словесно – режиссёрская игра.

       Для реализации аффективной ориентировки на подготовительном этапе вводится приём словесной режиссёрской игры, организующей активную поисковую деятельность, нацеленную на вербальное комментирование проблемной ситуации в игровых действиях. Это побуждает детей почувствовать, пережить образно воплощаемое содержание сказки и роль героя. Направленность в общении на познание смысла происходящих событий, взаимоотношений персонажей создаёт необходимость выражения своих мыслей, чувств, переживаний в более  сложноорганизованной, развёрнутой форме речи, обогащённой лексическими и грамматическими категориями.

        Задаваемые взрослыми вопросы помогают дошкольникам не только вспомнить, но и осмыслить, произвести первичный анализ, познавательную ориентировку в литературном материале, побуждают к творческой умственной и речевой активности.

      В случае противоречивых суждений в словесной режиссёрской игре я стараюсь не подавлять инициативу детей, не навязывать собственного мнения, не раскрывать правильных ответов, а обращать внимание дошкольников на выразительные детали текста, позволяющие самостоятельно найти верное решение.

      В процессе словесно – режиссёрской игры осуществляется аффективная ориентировка в конфликтной ситуации сказки. Личностное переживание проигрываемой в воображении роли выводит дошкольников за границы текстов, что подтверждает описания образов героя, не представленные в содержании произведения. Сознательность первичного анализа выразительных эпизодов сказки обеспечивается аргументированным комментированием проигрываемой ребёнком роли. Для того чтобы доказать свои суждения дети обращаются к содержанию произведения, воспроизводят фразы из текста. Объясняя состояние, чувства героев, они прибегают к развёрнутым высказываниям, в основном это сложные предложения с подчинительными и сочинительными союзами,  употребляют разнообразную лексику: глаголы, определяющие действия, прилагательные, характеризующие персонаж, наречия.

    Пересказ от лица литературного героя.

     Для пересказа сказки от лица литературного героя необходимо понимать значение образных выражений, используемых в сказке; осознавать смысловую последовательность сюжетных действий; производить творческую интерпретацию подлинника. Поэтому данный метод преследует три основные задачи.

  1. Обогатить активный словарь дошкольников образной лексикой, познакомить с фразеологическими оборотами, развивать наблюдательность за изменением значения слов, вырабатывать критику в части отбора и сочетании языковых средств, соответствующих характеру литературных героев. Важно отметить, что работа по обогащению, активизации словаря, отбору слов не является самоцелью, а служит основой для приобретения детьми собственного, оригинального стиля речи при воспроизведении литературного образца.
  2. Обеспечить осознание композиционного строения и смысловой последовательности сюжетных действий. Для этого на занятии предусматривается построение и использование комплексной модели. Например, по содержанию сказки «Колосок» выделяется шесть эпизодов, в которых определяются результаты труда петуха (колосок, зёрна, мука, тесто, затопленная печь, пироги). Каждому из них подбирается карточка – схема соответствующих предметов – заместителей. Детям предлагается построить комплексную модель, расположив на фланелеграфе карточки строго в соответствии со структурой текста (зачин – в нижнем левом углу, середина – вверху, концовка – в правом нижнем углу). Разумность операции обеспечивается осознанием  их совершения, пониманием объективных связей между карточками – схемами в комплексной модели. Для овладения умением соотносить содержание произведения создаётся игровая ситуация, в которой дети выступают в роли персонажей сказки. Наблюдение за поведением детей на занятии, позволяет утверждать, что предлагаемое задание вызывает повышенный интерес, желание участвовать в развитии сюжета в определении расположения карточек – схем. Дети правильно устанавливают связь между изображением на картинке и строением сказки. В процессе игры дети сохраняют последовательность в воспроизведении действий петуха, ориентируясь на построенную модель.
  3. Занимать позицию героя, вживаться в литературный образ и творчески интерпретировать литературный текст в пересказе от лица литературного героя.

       Словесное рисование. 

       В процессе выполнения задания на словесное рисование дошкольников взрослый побуждает активировать в речи фразеологизмы, сказочную лексику, подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояний персонажей сказки. Дети усваивают замысел сказки, могут целостно, эмоционально – насыщенно воспроизвести литературные образы. Словесные рисунки эпизодов сказки представляют собой не только точное определение состояний героев (петушок обиделся, мышата печальные), го и адекватное изображение их позы, мимики, жестов (глаза у мышей радостные, они улыбаются, пляшут. Глаза у петуха сердитые, петух устал и лоб вытирал). Верное выполнение задания на завершение незаконченных предложений свидетельствуют о том, что дети осознанно производят отбор слов на основе их лексических значений с учётом заданного текста.

    Психогимнастика.  

     Накопление ребёнком эмоционально – чувственного опыта происходит успешнее, когда организация игровой ситуации происходит под музыкальное сопровождение, соответствующие характеру персонажа. Важно обращать внимание детей на качество исполняемых эмоциональных состояний. Такой подход позволяет войти в образ, активизирует эмоциональный опыт ребёнка, вызывает желание совершенствовать выразительность движений. Наряду с обеспечением условий для овладения дошкольниками средствами языковой выразительности, необходимо развивать невербальную выразительность при выполнении психогимнастических этюдов по содержанию сказки. Так, например, детям предлагается разыграть не только знакомые элементы психогимнастики (весело, я обиделся), но и познакомиться с новыми пантомимическими этюдами (я голодный, как я устал). Выполнение детьми психогимнастики, с одной стороны, обеспечивает адекватное понимание эмоционального состояния сказки, а с другой, способствует уточнению значения средств лексической выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений.

       На заключительном этапе работы перед разыгрыванием сказки предлагается не только исполнить психогимнастические этюды, но и угадать, какому герою они принадлежат.

      Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

      В нашей группе организован уголок сказки: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

          Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы.

     

3. Правила проведения сказкотерапии.

Психологическая атмосфера занятий.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. Это может быть образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание участвовать самим. С учётом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого, при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от её текста. Большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребёнку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, добрый молодец – защитник). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты улучшения настроения, развития эмоциональной устойчивости и связной речи ребёнка.

Состав группы.

     Сказкотерапия проводится по подгруппам. Оптимальное количество участников 6-8 человек. Как показывает опыт, именно в  этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем, в группе не должно быть более одного гиперактивного раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребёнка. Желательно включить в состав подгруппы ребёнка, способного составить связное грамматически правильно оформленное сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам.  

Условия пространства и времени.

     Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещённое помещение. Комната должна быть по возможности от лишней мебели, понадобиться лишь стульчики для детей и стол для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание ребят. Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственно – бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а так же отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии. Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса может достигать 25-30 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребёнка. Следует так же учитывать, что детям нравится повторение. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально – аффективных ситуаций.

        В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и переключить внимание: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки эпизодов сказки, поиграть в кляксы.  

4. Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи дошкольника.

       Развитие связной монологической речи дошкольников осуществляется через разнообразные формы организации занятий. В ходе проведении сказкотерапии дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Занятия вырабатывают у ребят художественный вкус, развивают воображение, а так же умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

       Вместо физкультурной минутки на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дети знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре – драматизации.

     

      В системе развития связной монологической речи выделено три этапа работ:

Первый этап.

Цели:

- познакомить с жанровыми особенностями сказок малых фольклорных форм;

- с принципами композиции;

- способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

Используемые жанры: русские народные и авторские сказки о животных, метафорические и описательные загадки, частушки.

Второй этап.

Цели:

- систематизировать знания о законах сказочного жанра;

- учить соотносить тему и названия литературных произведений;

- использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.

Используемые жанры: народные и авторские сказки, загадки, частушки.

Третий этап.

Цели:

- учить придумывать сказки с использованием традиционных приёмов повествования;

- формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Используемые жанры: волшебные, бытовые, юмористические сказки.

       Из этого следует, что на каждом этапе работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяется обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

5. Результаты  моей работы

           Для определения роли сказкотерапии в развитии связной и монологической речи детей, мною были проведены следующие дидактические упражнения:

I. Ребёнку предлагается набор из шести картинок и даётся инструкция: «Эти картинки перепутаны. Попробуй разложить их по порядку и расскажи по ним историю (составь рассказ)».

Оценка – от 0 до 2 баллов

  • если ребёнок самостоятельно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то получает 2 балла;
  • если ребёнок ошибается в последовательности разложения картинок, но исправляет её сам (сам или с помощью взрослого) и рассказ вызывает у него затруднение, то получает 1 балл;
  • если ребёнок нарушает последовательность при разложении картинок, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей, то он получает 0 баллов.

Результаты диагностики уровень развития связной  речи

коли-

чество обсле-

дуемых детей

Начало года  

Конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

11 человек

7  детей

3 ребёнка

1 ребёнок

2 ребёнка

6

 детей

3

ребёнка

Вывод:  на  начало учебного года уровень развития связной монологической речи составил:

- низкий – 64 %

- средний – 27 %

- высокий – 9 %

На  конец учебного  года:

- низкий – 18 %

- средний – 54 %

- высокий – 27 %

II. Детям было предложено самим придумать какую – либо сказку.

      Проанализировав детские импровизации, я увидела, что в начале учебного  года ,  результат продуцирования детьми сказочных импровизаций составил:

27 % - отказались выполнять задание;

54 % - придумали рассказ и сказали, что это сказка;

18 % - попытались самостоятельно создать сказочные конструкции.

               

Результат продуцирования детьми сказочных импровизаций в конце учебного года составил:

0 % - отказались выполнять задание;

64 % - придумали рассказ и сказали, что это сказка;

36 % - попытались самостоятельно создать сказочные конструкции.

коли-

чество обсле-

дуемых детей

Начало года  

Конец года

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

11 человек

27 %

54 %

18 %

0 %

64%

36 %

Таким образом, результатом моей работы  по сказкотерапии является:

• Установление психологического комфорта в коллективе.

• Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

•Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Развитие творческого воображения, мышления.

• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

Практика проведения сказкотерапии показывает:

- каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой темп овладения речью;

- устное рассказывание сказки всегда притягательнее для ребёнка и позволяет создать максимально комфортную обстановку;

- придуманные ребёнком сказки и истории, приближены к реальной жизненной ситуации ребёнка и поэтому понятны и близки ему;

 - по результатам проведённого тестирования видно, что методичная работа  по сказкотерапии, проведённая в системе, даёт видимый результат. Воздействие сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

       Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

 

Литература:

  1. Г.И.Богин «Индивидуализация по речевому жанру в системе действий языковой личности»;
  2. Г.Я.Кудрина «Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте»;
  3. И.В.Вачков «Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку»;
  4. Л.А.Венгер «Как устроить процесс понимания сказки»;
  5. М.И.Чистякова «Психогимнастика»;
  6. М.М.Безруких «Сказка как источник творчества детей»;
  7.  О.А.Шорохова «Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста».
  8. О.Коношенко «Домашний психолог»;
  9. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии»;
  10. Э.П.Короткова «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста»;