«Игры с волшебником Наоборот» Открытое занятие в подготовительной группе (ТРИЗ).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Познакомить детей с приемом разрешения противоречий "наоборот".

Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_volshebnikom_naoboro1.odt14.22 КБ
Файл prezentatsiya_opendocument_-_kopiya.odp636.37 КБ

Предварительный просмотр:

  1.           «Игры с волшебником Наоборот»
  2. Открытое занятие в подготовительной группе                           (ТРИЗ).


Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»

Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора,воображение.

Ход занятия

Предварительно в группе перевернуть все что можно, договориться с гостями, что когда дети входят в группу - гости стоят спиной.

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание на гостей и на то, что в группе что-то изменилось. (ответы детей)

Воспитатель: Я догадалась. Сегодня утром,когда я шла по коридору, встретила волшебницу Наоборот. Давайте проверим… если мы сейчас гостям скажем «До свидания, постойте пожалуйста» Гости повернутся и сядут. Давайте попробуем. (Дети говорят «До свидания»….Гости поворачиваются,садятся)

Воспитатель:

- А теперь ребята закройте глаза!

Тише, тише, тишина,

Ребятам поиграть пора.

Ветерком прохладным вея

К вам пришла добрая. («Фея»,«Волшебница», и. т. д.)

Входит Волшебница.

Волшебница:

- Здравствуйте, ребята. Я добрая «Волшебница»! А какие вы, я сейчас узнаю.

Волшебница:

- Вы злые?

Дети:

- Добрые

Волшебница:

- А вы грустные ребята?

Дети:

- Весёлые

Волшебница:

- Вы не дружные ребята?

Дети:

-Дружные

Игра «Скажи наоборот»

Нужно взять карточку и найти противоположную ей.

Грустный – веселый

Злой – добрый

Хорошо – плохо

Идет – стоит

Утро – вечер

Больной – здоровый

Старый – молодой

Чистый – грязный

Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю вас занять свои места.

Подберите слова по смыслу -наоборот:

Медведь осенью засыпает, а весной (просыпается)

Березка от ветра наклонилась, а затем…. (выпрямилась)

Мы в метро сначала спускаемся, а потом ….(поднимаемся)

При расставании люди прощаются, а при встрече….(здороваются)

Мокрое белье развешивают, а сухое….(снимают)

Вечером солнце заходит,а утром….(восходит)

Старую мебель надо вынести, а новую ….(внести)

Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)

По одежке встречают…. А по уму….(провожают)

Птицы осенью улетают, а весной (прилетают)

Осень заканчивается, а зима….(начинается)

Весна уходит, а лето …. (приходит)

Пчела в улей влетела, а затем….(вылетела)

 Волшебница достает следующую карточку. Ребята, я предлагает послушать стихотворение:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

«Стой!» - сказала лошадь, а мужик заржал.

Лошадь пошла в избу, а мужик стоял.

Лошадь ела булки, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.                                                                             Дети смеются. Второй раз читает стих-е,разбирая каждую строчку (как должно быть правильно)Проводится анализ стихотворения; в каком варианте было смешнее и почему,как «устроены» смешные предложения.

Воспитатель:Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

Тогда я прочту еще раз (читает еще раз)

Физкультминутка:

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Воспитатель достает следующую карточку. Ребята, вы все знаете сказки? А я предлагает поиграть в игру «шифровка». Я зашифровала сказки,а вы должны их отгадать. Но помните,что сказки эти зашифровал волшебник Наоборот.

Игра «Шифровка»(каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)

Задачей этой игры является: отгадать по перевертышам названия детских сказок 

Презентация
Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)

Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)

Босая собака (Кот в сапогах)

Кубик (Колобок)

Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)

Собакина будка (Кошкин дом)

Подаренная луна (Краденное солнце)
Черная косынка (Красная шапочка)
Ржавая отмычка  (Золотой ключик)
1 год  (12 месяцев)

Сарай – Сараич (Терем – Теремок)

Проснувшееся чудовище  (Спящая красавица)

Утки-селезни  (Гуси-лебеди)
Большой и кто-то, кто не живет в подвале (Малыш и Карлсон, который живет на крыше)                                                                                                                     Ледяной король  (Снежная королева)
Воспитатель:Молодцы! Все сказки отгадали, а в конверте еще что-то есть. (Достает картинки)

Ребята! Волшебник нам предложил поиграть еще в одну игру.

Игра «По кругу». Дети встают по кругу. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок

Физминутка:

Эй, ребята, что ж стоите!

На зарядку становитесь!

Справа - друг и слева - друг!

Вместе все - в весёлый круг!

Под весёлые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

А теперь ты наклонись!

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернёмся,

Снова за руки возьмёмся!

Фантазирование «Наоборот»

Например:Не-лампочка поглощает свет.

Обратная функция должна описываться антонимами, а не простым отрицанием.

Расческа

Анти-расческа: лохматит

Для чего нужно:

Придать прическе пышность

Сниматься в фильме ужасов

Испугать бандитов

Просушить волосы

Зонтик

Анти-зонтик: Пропускает дождь

Для чего нужно:

Можно освежиться

Можно взять в пустыню при пожаре

Лампочка

Анти-лампочка: поглощает свет

Для чего нужно:

Можно смотреть диафильм

Спать днем, когда яркое солнце

Играть в приведения

Воспитатель: Ребята, вы так интересно рассказывали о чудо- предметах. Мне и гостям захотелось увидеть, как же они выглядят …анти-лампочка поглощает свет…Воспитатель предлагает детям нарисовать чудо-предметы.

Воспитатель: Я вижу, что многие уже нарисовали свои анти-предметы. Какие замечательные рисунки у вас получились (анализ работ)

Рисунки мы соберем и отправим волшебнику Наоборот.

Воспитатель: Понравились вам игры?Что было самым интересным для вас?

 (Анализ занятия)

Прощаются с гостями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Экологическая интеллектуальная игра «Природа и Я»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Экологическая интеллектуальная игра «Природа и Я»...

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки» "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - сл...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Сюжетно-ролевая игра "Археологические раскопки"

Представлен подробный конспект открытого занятия в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе « Игра – путешествие в страну Математика»

Цель: закрепление представлений детей об элементарных математических представлениях....

Открытое занятие в подготовительной группе "Квест-игра "В мире профессий"

Подготовила Саух Е. А. Квест -игра: «Город мастеров ».Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет.Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.За...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Квест-игра по патриотическому воспитанию "Родина моя-Автозавод"

В данном конспекте я поставила себе цель-сформировать у детей чувство патриотизма,любовь к малой Родине,,закрепили с ребятами знания о символике,достопримечательностях района,использовала презентацию,...