формирование грамматического строя и лексики у младших дошкольников
тест по развитию речи (младшая группа)

Давыдова Ираида Аркадьевна

При беседах с детьми  и в их рассказах необходимо следить за словом и отмечать каждое удачное, меткое слово. использовать любые ситуации для активизации пассивного словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование грамматического строя речи и словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок четвертого года жизни в норме должен уже достаточно владеть речью, чтобы выражать словами свои просьбы, мысли, высказывать отношение к увиденному. Ребенок стремиться к общению со взрослыми, все чаще задает ему вопросы. Таким образом дошкольник расширяет свои знания об окружающем его мире.

   Для дальнейшего интеллектуального и речевого развития важно, чтобы у ребенка был накоплен определенный словарный запас, развито слуховое внимание.

   Для успешного овладения лексико – грамматическим строем недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка довольно сложна. В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять их в речи, иначе возникнут ошибки. Для этого существует много разнообразных грамматических игр. Работа по развитию речи должна проводиться по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя языка.

   Эффективность данной работы будет зависеть от того, насколько будут соблюдаться следующие условия:

-  систематичность проведения занятий;

-  распределение материала в порядке нарастающей сложности;

-  чередование и вариативность заданий и упражнений;

-  подчиненность словарной работы заданной цели;

-  воспитание внимания к речи.

   В целях коррекции грамматического строя речи детей, обогащения словарного запаса необходимо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Для этого существует ряд специальных игр.  Например:

-  Подбор прилагательных к предмету. Какие бывают кошки? – маленькие, пушистые, добрые, ласковые.

-  Узнавание предмета по элементам с опорой на картинки. Я маленький, серый, длинноухий, короткохвостый (заяц). Я круглое, зеленое, сочное. Сладкое (яблоко).

-  Подбор прилагательных с согласованием в роде и числе. Дом (какой?) высокий, кирпичный.

Платье (какое?) красивое, нарядное, шелковое, розовое.

- Подбор к предмету действий, которые отвечают на вопросы: Что делают?, Что делает?, Что делали?, Что сделал?. Дядя (Что сделал?) приехал, уехал. Вчера Вера (Что делала?) читала.

-  Употребление в речи местоимений «мой», «моя», «мое». Мой кубик. Моя кукла.

- Употребление и усвоение предлогов. Мальчик положил машинку (куда?) в коробку. Где лежит мяч? Мяч лежит в коробке. Мальчик взял мяч (откуда) из коробки.

-  Употребление существительных в различных падежах

   В данных упражнениях активизируется и расширяется словарный запас детей, расширяются знания об окружающем. Эти упражнения универсальны и могут использоваться при закреплении любой лексической темы. Для поддержания интереса к данному виду упражнений необходимо использовать различные игровые приемы и задания:

-  занятия с мячом (например: в игре «Большой – маленький» взрослый называет большой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч называет маленький предмет).

-  выполнять действия. Речь о которых идет в упражнении (например: взять кубик, положить кубик); затем ответить на вопрос: Что ты сделал?

-  рисовать или дорисовывать предметы, о которых говорит взрослый;

-  находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении;

-  использовать игрушки и действия с ними.

   Таким образом, программа обогащения словаря должна включать в себя задачи на уточнение знаний о предметах и явлениях, формировании понятий. Поэтому решаются следующие задачи:

-  раскрытие многозначности слов;

-  расширение запаса антонимов, синонимов;

-  формирование умения правильно употреблять слова.

   Взрослые должны замечать новые слова детей, появляющиеся у них в речи, стараться возвращаться к ним и употреблять их в собственной речи. Делать все для того, чтобы слово из пассивного запаса переходило в активный.

   При беседах с детьми, в их рассказах необходимо следить за словом и отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять неудачные подходящими и таким образом расширять и формировать лексико-грамматический строй речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста"

Дети дошкольного возраста не изучают систематического курса грамматики русского языка. Они усваивают правила практически. Поэтому важнейшей заботой родителей, воспитателей, учителей должна быть забота...

Практический материал для работы по формированию грамматического строя речи и словаря у дошкольников

Ежегодно проводимые обследования речи детей выявляют грамматические категории, в которых дети допускают наибольшее колличество ошибок. Практический материал, представленный в виде карточек с упражнени...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .«В гостях у собачки Маруси»

Конспект  занятия по формированию грамматического строя речи во второй младшей группе .Тема: «В гостях у собачки Маруси»Цель. Формирование грамматического строя речи. Задачи...

Открытый показ «Формирование грамматического строя речи и обогащение словаря дошкольников посредством театрализованной деятельности»

формирование грамматически правильной речи и обогащение словаря посредством театрализованной деятельности....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых заняти...