Занятие по обучению детей пересказывания литературного произведения "Пузырь, соломинка и лапоть" для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Баталова Мария Валерьевна

Занятие по обучению детей пересказывания литературного произведения "Пузырь, соломинка и лапоть" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzyr.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказа сказки “Пузырь, соломинка и лапоть” для детей средней группы

Цель: упражнение детей в умении пересказывать сказку “Пузырь, соломинка и лапоть” спомощью воспитателя.

Задачи:

Образовательная:довести до понимания основную идею русской народной сказки о дружбе, продолжать учить детей с помощью воспитателя пересказывать русскую народную сказку “Пузырь, соломинка и лапоть”, правильно передавать последовательность действий в произведении, опираясь на иллюстрации, развивать умение выразительно передавать диалог персонажей, учить использовать в речи наиболее употребляемые прилагательные, глаголы, учить правильно использовать предлоги в речи, правильно произность звуки “С”, “Ш”.

Развивающая: развивать художественное восприятие восприятие, через прослушивание сказки, развивать монологическую речь через выразительное пересказывание литературного произведения.

Воспитательная: воспитывать дружеские отношения , уважительное отношение к ответам сверстников, любознательность.

Материалы и оборудование: сказка “Пузырь, соломинка и лапоть”.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций с изображениями лаптя и соломинки, беседа на тему “Лапти”.

Словарная работа: Активизация словаря: пузырь, дрова, хохотать. Обогащение словаря: лапоть, соломинка, струсил, тонкая, слабая, сухая.

Ход занятия:        

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы и приемы

1.

Организационно – мотивационный

Формирование интереса детей к дальнейшему прослушиванию литературного произведения

Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу, скажем “Доброе утро, какой сегодня хороший день!”

Скажите, ребята, у вас есть друзья? А каким должен быть настоящий друг?

Посмотрите, нам сегодня в группу пришел вот такой большой конверт! Вы хотите посмотреть, что в нем?

Доброе утро, какой сегодня хороший день!

Да! Друг должен быть верным, щедрым, помогать, не жадничать.

Да!

Организация детей

Беседа

Сюрпризный момент

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка перед детьми проблемы в доступной для восприятия форме.

Воспитатель открывает конверт и вытаскивает книжку со сказками.

Ой, ребята, внутри какая-то книжка! Посмотрите на обложку, на ней нарисованы пузырь, лапоть и соломинка... Какие необычные герои! А сказка так и называется “Пузырь, соломинка и лапоть”. Знаете, это очень поучительная книжка. Она учит детей о том, что если друзья попали в беду, а ты не помогаешь им, то и сам можешь пострадать! Вы хотите узнать, что же произошло с героями этой книги? А как мы можем это узнать?

Мы можем прочитать!

Объяснение

Вопросы

2.1.

Этап ознакомления с литературным произведением

Ознакомление детей с литературным произведением, образец выразительного пересказывания, создание мотивации на пересказывание.

Ребята, давайте мы для начала с вами вспомним, как нужно правильно слушать сказки? Как мы сидим на стульчиках? Можно ли отвлекать других ребят или перебивать воспитателя?

Правильно, молодцы! А теперь давайте мы с вами погрузимся в сказку и узнаем, что же все-таки произошло с героями!
Воспитатель выразительно читает сказку, делая акценты на более трудные для произношения слова.

Ребята, вам понравилась сказка?

Что вам запомнилось больше всего?

Давайте вспомним, с чего начиналась сказка?

- Что помешало им идти дальше?

- Что сказал Лапоть Пузырю?

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?.

- Как вы думаете, почему он не согласился?

 - Правильно, Пузырь струсил

. - Что же предложил Пузырь?

Как же они решили переправиться на другой берег?

 Что потом произошло с его друзьями?

- Почему переломилась соломинка?

 Как вы думаете правильно ли поступил Пузырь?

 - Что стало с Пузырем?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Чему учит нас эта сказка?

Молодцы, вы были очень внимательные!

Мы с вами долго сидели, давайте немного поиграем!

Пузырь”.

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

С-С-С-С-С

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой!

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Молодцы, ребята, как вы хорошо и четко произносите звуки! Сядьте, пожалуйста, на стульчики.

Ребята, кто напомнит мне, как называется сказка, которую мы читали?

Посмотрите, у меня есть картинки к сказке. Давайте мы выложим их в правильной последовательности!

Молодцы! Ребята, такой хорошей и поучительной сказкой нужно поделиться с другими! Но, вот беда, у нас только одна книжка. Что мы можем сделать?

Правильно! Давайте мы с вами выучим эту сказку, чтобы вы смогли рассказать ее родителям, друзьям и братьям с сестрами.

Сейчас я еще раз прочитаю сказку, слушайте очень внимательно, когда я прочитаю, мы с вами постараемся ее пересказать.

Воспитатель повторно выразительно читает сказку.

Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку? Кто лучше всех ее запомнил?

Воспитатель вызывает детей по желанию пересказать сказку, помогая при возникновении затруднений. Первым старается вызвать самого сильного ребенка.

После каждого пересказа дети аплодируют рассказчику, а воспитатель отмечает ,что лучше всего получилось у ребенка- запомнить всю сказку, выразительно ее рассказать, передать характер каждого героя.

Нужно сидеть ровно, слушать внимательно, не отвлекаться и не перебивать воспитателя.

Дети слушают сказку.

Да!


Как пузырь лопнул.

Пузырь, лапоть и соломинка пошли рубить дрова в лес.

Им помешала речка

Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»

Нет!

Он испугался.

Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег.

Соломинка перетянулась с берега на берег.

Соломинка переломилась, а лапоть упал в воду.

Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась

Нет!

Пузырь начал смеяться и лопнул.

Мы бы помогли переправиться на другой берег!

Эта сказка учит, что нужно помогать своим друзьям!

Дети, взявшись за руки стоят на месте и произносят слова.

Дети пятятся назад проговаривая

Дети, стоя на месте, произносят слова.

Дети медленно начинают сходиться в центр круга.

Дети садятся на стульчики.

Пузырь, соломинка и лапоть.

Дети совместно с воспитателем выкладывают картинки.

Мы можем переписать ее, выучить сказку и рассказать.

Дети внимательно слушают сказку.

Дети выходят к воспитателю и пересказывают  сказку.

Повторение правил культуры слушания

Похвала

Художественное слово

Вопросы

Беседа

Физкультурная минутка

Художественное слово

Вопросы

Мотивация на пересказ

Вопросы

Объяснение

Художественное слово

Самостоятельный пересказ сказки детьми

Похвала

По необходимости: пересказ по частям, наводящие вопросы, подсказ нужного слова.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Какие вы все молодцы! Чем мы сегодня занимались?
Вам понравилось рассказывать сказку?

 Теперь вы сможете рассказать эту сказку своим друзьям, чтобы они не поступали, как пузырь! Давайте отправим книгу на полочку и теперь она будет жить в нашей библитотеке.

Читали сказку.

Да!

Похвала

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей пересказыванию литературных текстов.

Обучение детей пересказыванию литературных текстов с помощью ТРИЗ алгоритма...

«Обучение детей пересказыванию литературных произведений».

ВведениеДошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение ...

Методические разработки на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...

Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Цель: вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Задачи:1. Дать элементарные представления:- о качествах предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;- о свойствах пре...

Методическая разработка на тему" Обучение детей пересказыванию литературных произведений".

Как научить детей  пересказывать произведения небольшие. на что обращать внимания воспитателям  . над чем работать....

Конспект по обучению детей пересказыванию рассказа В. Бианки «Первая охота» в подготовительной группе.

Цель: продолжать формировать умения пересказывать рассказы близко к тексту....