План-конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мальцева Оксана Сергеевна

Образовательная деятельность  по  формированию умения  детей составлять творческий рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, используя технологию  «чистого листа»,выделяя событийную основу и существенные детали изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrkonspet.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Центральное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области лицей с. Хрящевка  муниципального района Ставропольский

ул. Полевая, д. 7/1, с. Хрящевка, м.р. Ставропольский, Самарская область, 445146,  т./факс (8482)23-57-42

e-mail:  hryashhev -  sch@mail.ru

План-конспект образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Мы –актеры»

Цель: Формировать умения составлять творческий  рассказ по сюжетным картинкам  c составлением своей концовки и  с последующей театрализацией.

Интеграция образовательных областей:   «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»                                                                                                

Задачи: «Речевое развитие»- Формировать умение детей составлять творческий рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, используя технологию  «чистого листа». Выделять событийную основу и существенные детали изображения.                                                                                                         Активизировать и расширять словарь новыми словами: (режиссер-постановщик,  сценарий). Закреплять умение внятно произносить и четко артикулировать слоги  (ат, рой, лю.)  «Познавательное развитие»-Закреплять  знания детей о правилах поведения в театре и умении находить свое место по билету.  

«Художественно-эстетическое развитие»- Продолжать работу над четкостью дикции и  интонационной выразительностью речи через театральную деятельность детей. Формировать   координацию речи с движениями. Развивать память, внимание, творческое воображение  детей.                                                                                                         

«Социально-коммуникативное развитие»- Расширить представление детей о семье и родственных связях, развивать желание и потребность проявлять заботу о близких,  самостоятельность и ответственность за свои поступки.  Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей детей

Методы и приемы:

  • практические:  инсценирование составленного рассказа
  • наглядные: сюжетные  картины
  • словесные: чистоговорки, вопросы по картине, составление рассказа по сюжетным картинам.

Технологии :

-коммутативные технологии  ( технология «чистого листа»)

-личностно-ориентированная технология

Форма организации работы на занятии: групповая, подгрупповая

Оборудование: Сюжетные  картины по теме «Семья», чистый лист, атрибуты для театрализации (фартук для мамы, жилетка для папы, бусы, платок и т.д)  сцена для спектакля  , касса, билеты с цифрами, стулья с числами на спинках.                                       Ход образовательной деятельности:                                                                            Воспитатель  у входа  в группу  обращает внимание детей  на театральную афишу, висящую на   двери  группы, и  приглашает  детей в театр.   Посмотреть театральное представление. Акцентирует внимание на афишу.                                                              1Мотивационный этап В:  Ребята, как вы думаете, о чем будет  спектакль?  Правильно о семье. И тема нашей недели тоже посвящена семье. А кто входит в вашу семью? Расскажите. Ребята, а что вы любите делать всей семьей, все вместе? А какие у вас,  обязанности в семье?  Вот это и будет показано в спектакле. Ну, а нам пора с вами занять очередь у кассы за билетами в театр.  (Дети берут билеты в кассе) Ребенок- кассир сидит  в кассе  в приемной комнате и раздает билеты. Взяв билеты, дети находят свои места по цифрам. Заняв свои места, дети вспоминают правила поведения в театре.  ( Ответы детей-нельзя шуметь, есть попкорн, громко разговаривать друг с другом, необходимо выключить телефоны)В группу вбегает  режиссер театра (воспитатель) Режиссер: Как же так,  что же теперь делать? Неужели все актеры заболели? И что теперь отменять спектакль? Зрители же собрались, а спектакля  не будет.Да что же теперь делать?  Да здравствуйте,  уважаемые зрители,  я забыл  вам представиться – я главный режиссер постановщик этого театра. Вы знаете,  чем я здесь занимаюсь? (Ответы детей)  Совершенно верно, я ставлю спектакли, репетирую с  артистами.  Может быть, кто-нибудь из вас поможет мне и заменить  заболевших актеров? Дети с удовольствием соглашаются. Режиссер: Спасибо ребята, но  прежде чем играть  спектакль, нам с вами надо разработать речевой аппарат, ведь артисты должны уметь красиво говорить. Поэтому я предлагаю вам провести речевую  разминку : Мама сшила сапожки, сапожки мне сшила   мама.                                                                                                                         АТ-Ат – у меня есть брат                                                                                                              Рой-рой –поиграю  я  с сестрой

Лю-лю- я люблю свою семью.

 Режиссер: А еще артисты должны уметь красиво двигаться и уметь сочетать слова с движениями» Для этого мы сейчас с вами выполним упражнение

 «Кто живет у нас в квартире?»  (двиг.пауза)

Раз, два, три, четыре дети хлопают в ладоши

Кто живет у нас в квартире? дети маршируют

Раз, два, три, четыре, пять дети хлопают в ладоши

Всех могу пересчитать! дети маршируют

Мама, папа руки на пояс,

Сынок, дочурка наклоны влево, вправо 

Дедушка, бабушка

И кошка Мурка.

Режиссер: Ну вот вы и готовы к выступлению на сцене.

Только я по моему потерял сценарий спектакля.

А вы знаете, что такое сценарий?  (ответы детей)

Но  зато у меня остались фотографии моего спектакля и по ним мы восстановим мой сценарий.

Только  они тоже как то перепутались, помогите мне их  правильно расставить и расскажите что на них изображено.

Дети расставляют картинки по порядку.

Итак, наш спектакль называется «Случай в квартире»

И что же произошло в квартире?

Что происходит в первой сцене спектакля?

Расскажите  (рассказ ребенка)

А как вы думаете, почему  дети решили помочь маме?

А что сказала мама, когда  увидела, что дети так стараются ей помочь?

А какая мама по характеру на этой фотографии?  ( Ответы детей-спокойная трудолюбивая, добрая)

А какие дети? Вот такой рассказ у нас получился.                                                                   «В одной квартире  жила большая, дружная семью. Мама, папа и их дети сын Вова и дочка Катя. Однажды вечером, когда папа был еще на работе, мама сказала, сегодня к нам в гости приедут  бабушка и дедушка. Мне надо приготовить праздничный ужин.  «Не переживай мама мы тебе поможем»  -ответил  старший сын Вова. Я буду чистить картошку, а Катя мыть овощи для салата. И ребята принялись за дело. «Спасибо вам мои  помощники» - сказала мама.А что изображено на второй фотографии  начнет рассказывать  Алеша. Будьте внимательны  ребята, остальные будут продолжать рассказ.

 - Кого вы видите во  второй сцене спектакля?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

Рассказ ребенка:

 Мама сказала : «Ребята мне надо сходить в магазин за пирожными , ведите себя хорошо!» Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание»

А  как вы думаете,  что могло быть изображено на третьей фотографии.  Давайте придумаем концовку нашего спектакля.

Вопросы к детям:

Что ответила мама, когда дети попросили прощения?  

Простила ли их мама?

Кто приехал к ним в гости?

Что сказал папа,  когда пришел с работы?
Рассказ  детей  по  третей картине.

«Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание, и они попросили у мамы прощения. И хотя мама была расстроена их поступком, но она их простила. К тому же вскоре пришел папа с работы, и приехали дедушка с бабушкой и они все вместе сели за  праздничный стол»
Сценарий мы восстановили теперь давайте показывать спектакль, ведь зрители ждут.

Артисты одевайте сценические костюмы и готовьте атрибуты для спектакля.                    Мы начинаем.

Показ спектакля «Случай в квартире»

Режиссер: В одной квартире  жила большая, дружная семью. Мама, папа и их дети -сын Вова и дочка  Катя. Однажды вечером, когда папа был на работе, мама сказала    « Сегодня вечером к нам в гости  приедут  бабушка и дедушка. Мне надо будет приготовить праздничный ужин.  

«Не переживай мама мы тебе поможем» -ответил  старший сын Вова.

Я буду чистить картошку, а Катя мыть овощи на салат.

И ребята принялись за дело. «Спасибо вам мои  помощники» сказала мама. 

Приготовив ужин, мама собралась в магазин.

«Ребята мне надо сходить в магазин за пирожными , ведите себя хорошо!»              И Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы.

Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Мама была расстроена и рассержена.

Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание

 и они попросили у мамы прощения. И хотя мама была расстроена их поступком, но она их простила. К тому же вскоре пришел папа с работы, и приехали дедушка с бабушкой и они все вместе сели за  праздничный стол.

3Рефлексия

Воспитатель - режиссер: Большое спасибо вам ребята очень хороший спектакль у нас получился. Вы настоящие актеры и я вас всех возьму к себе в театр!
Ребята, а о чем был наш спектакль? Как надо себя вести, когда родителей нет рядом? С кем вы поделитесь,  о сегодняшнем дне?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Деревья и кустарники»

Конспект занятия по развитию речи с интеграцией образовательных областей.Цель: развитие умения детей различать деревья и кустарники....

План – конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе

План – конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи в подготовительной группе...

План-конспект организованно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

План-конспект ООД в средней группе на тему "Звуковая культура речи: звук Ж"...