Литературная гостиная "В гостях у Сергея Есенина"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мухина Ксения Александровна

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста "Литературная гостиная "В гостях у Сергея Есенина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_v_gostyah_u_esenina.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

«В ГОСТЯХ У СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

 

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                     Разработал: воспитатель

Мухина К.А.                                                                                

Содержание

Пояснительная записка

3 стр.

Конспект НОД для старшей группы «В гостях у Сергея Есенина».

4 стр.

Консультация для родителей «Приобщение старших дошкольников к творчеству С.Есенина».

6стр.

Материал для папки-передвижки «С.А. Есенин – великий русский поэт».

7 стр.

Литература

9 стр.

Пояснительная записка

             Методическая разработка «В гостях у Сергея Есенина» адресована для старшего дошкольного возраста и позволяет в образовательной деятельности  использовать творчество рязанского поэта. Представленный в методической разработке материал будет интересен для всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей, воспитанников.

             Данная разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, для реализации задач по ознакомлению с творчеством С.А.Есенина. Педагог, пользуясь предлагаемыми материалами, сможет  не только развить представление воспитанников о творчестве С.А.Есенина, но и побудить родителей воспитанников  знакомиться с его творчеством в процессе семейных чтений.

          Для воспитанников данная разработка имеет познавательное и художественно-эстетическое значение, так как она поможет лучше узнать стихи Есенина. Дети и родители смогут убедиться  насколько он великий  поэт и что  за свою жизнь Сергей Есенин написал множество стихов. Ярких, неповторимых, увлекательных. Методическая разработка имеет так же и воспитательное значение.. Ведь  через поэтические строки прививается любовь к русской природе.

           Предложенный материал для родителей еще раз подведет их к пониманию того, что необходимо читать детям стихи,

            Материал методической разработки можно использовать как по отдельность, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной творчеству  С.А.Есенина.

Цель методической разработки: знакомство детей и родителей с творчеством  С.А.Есенина. Обогащение   материала Образовательной программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи методической разработки:

  • развивать интерес к творчеству С.А.Есенина;
  • развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, коммуникативные навыки;
  • воспитывать на творчестве С.А. Есенина у ребенка  такие базовые качества личности, как доброта, мужество, благородство, любовь к  природе.

В методическую разработку входит следующий материал:

  • Конспект НОД для детей старшей группы «В Гостях у Сергея Есенина»;
  • Консультация  для родителей  « Приобщение старших дошкольников к творчеству
  • Сергея Есенина»;
  • Материал для папки – передвижки «С.А. Есенин – великий русский поэт».           Таким образом, методическая разработка способствует обогащению образовательной деятельности  творчеством С.А.Есенина,  побуждает воспитанников и их родителей к изучению  творчества поэта, а также помогает педагогам успешно развивать ребенка, его культуру и художественный вкус.

Конспект НОД для детей старшей группы

«В гостях у Сергея Есенина».

Примерная общеобразовательная программа: «Детство» .

Возрастная группа: старшая

Тема НОД:  В гостях у Сергея  Есенина. (речевое развитие)

Цель: Воспитание любви к родному краю и природе посредством поэзии Сергея Есенина.

            Развитие навыков выразительного чтения стихотворения С. Есенина.

    Задачи:

  • Развивать у детей интерес к произведениям рязанского поэта.
  •  Учить чувствовать и слышать красоту родного слова.
  • Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений.
  •  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Форма организации: групповая

Предшествующая работа: знакомство детей с музыкальными произведениями на слова С.Есенина, знакомство с новыми произведениями, разучивание стихов С. Есенина, составление сюжетных картин с использованием холодных и теплых тонов под музыку.

Оборудование: ноутбук, портрет С.Есенина, аудиозапись романса, запись стихотворения С. Безрукова, тонированный лист бумаги формата А-3, нарезанные картинки с изображением деревьев, птиц, заснеженных домов, снежинок, камин, стол, подсвечник. картина с изображениям зимнего леса

Ход занятия:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас  

вех в нашей литературной гостиной. Сегодня вас пригласил в гости великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. Посмотрите пожалуйста на его портрет. Много, много лет тому назад в крестьянской семье Есениных родился мальчик Сережа. Он появился на свет в благодатную пору русской осени, под шелест золотого листопада и курлыканья перелетных журавлей. Рязанская земля одарила С. Есенина красотой, силой и талантом. В 5 лет он научился читать, а в 8 начал писать стихи. Все что он видел, слышал в детстве, отозвалось в его творчестве. Каждая поэтическая сторона дышит любовью к родному краю и людям, окружающий его.

Дети садятся на стульчики

     

II. Основная часть

На прошлой литературной гостиной мы разбирали стихотворении «Белая береза.»

-Диана, ты помнишь его? Расскажи пожалуйста.

-Многие артисты тоже любят рассказывать стихи С.Есенина. Давайте послушаем как рассказывает стихотворение «Поет зима аукает.» одна из артисток.

-Понравилось ли вам стихотворение.

Анализ стихотворения:

- С кем сравнивает образ «Зимы» в своем стихотворении С. Есенин

- Почему автор выбрал эпитет «мохнатый»?

- С кем еще сравнивает поэт «Зиму.»

- Почему?

Она как будто наказывает своих нерадивых детей. Именно такими несчастными выглядят «воробушки игривые.» Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, что бы хоть как-то согреться.

- Так же стихотворение наполнено различными звуками: слышен «стозвон сосняка» - безусловно это чисто образное выражение поэта.

- Вьюга издает «бешенный рев» и стучит ставнями, тем, кто хоть раз был в деревне хорошо представляет себе подобный звук.

А теперь послушаем музыку одного из композиторов к стихотворению «Поет зима аукает.»

- Какая звучала музыка?

- Какие мысли навивает она нам?

-Что можно представить прослушивая это произведение.

- Если бы художник рисовал это стихотворение какие бы тона красок он бы использовал

 

Ребенок читает стихотворение «Белая береза»

 Дети прослушивают аудиозапись стихотворения.

Ответ детей.

Ответ детей.

 

Дети прослушивают аудиозапись музыки.

Ответ детей.

Ответ детей.

Вот сегодня мы с вами побудем немного художниками. У вас на столе лежит лист бумаги, я предлагаю вам изобразить на нем с помощью нарезных фигурок- зимний лес, метель, засыпанные снегом дома, замерших воробушек.

- Расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.

Дети под музыку к стихотворению «Поет зима аукает» выкладывают пейзаж по своему усмотрению из предложенных готовых форм

Ответы детей.

III. Заключительная часть

-Спасибо большое   за ваши творческие работы.

Они получились очень интересные, разнообразные.

- Сегодня мы с вами еще раз окунулись в творчество великого русского поэта, который надеюсь не оставил вас быть равнодушными.    

Дети встают со стульчиков и выходят из музыкального зала.

                                   

Консультация для родителей

«Приобщение старших дошкольников к творчеству Сергея  Есенина»

Сколько людей ради желанной «встречи» с поэтом  на его «малой родине» каждый год идут  и едут со всех концов Земли:

К Пушкину - в Михайловское,

К Лермонтову – в Тарханы,

На Волгу – к Некрасову;  

В край рязанских раздолий, в Константиново -  Есенину. Люди хотят низко поклониться древней рязанской земле – колыбели великого поэта России.

«Закружилась листва золотая

В розоватой траве на пруду…

«отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…»

К сожалению, у Сергея Есенина нет стихов, написанных специально для детей, потому что он считал, что «писать для детей надо особый дар иметь».Но тем не менее каждому ребенку строки «Белая береза под моим окном…» понятно так же, как и Есенин чувствовал себя частью природы, которую он любил.  Поэт сам того не осознавая , показывает красоту и мелодичность родного края, учит нас понимать силу земли, силу своей природы: он описывает любую травинку, кустик или крестьянскую избу, словно живое существо. Есенин призывает нас обратить внимание на ту малость , что окружает нас и чем можно восхищаться и гордиться.

Чем раньше мы начнем знакомить детей с поэзией великого русского поэта, тем легче деткам будет отличить только его, есенинскую напевно- плачущую, прославляющую и бесконечно любящую Родину особенность его пера. Сергей Есенин, как никто другой, помогает детям увидеть , почувствовать «жизнь» реки, горы, туман:

«Тихо дремлет река,

Темный бор не шумит..

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит…»

Его удивительно, красивые, легко запоминающиеся стихи воспевают родную природу: весну, морозные дни, дорогу. Поэт, который не писал специально для детей , в своих стихах помогает подрастающему поколению стать настоящими патриотами, раскрывает удивительную « страну березового ситца» Есенин фразеологическими оборотами « оживляет» березку:

«Полюбил у березы стан

И ее золотистые косы

И холщевый ее сарафан»;

«Очеловечивает» осень: «Отговорила роща золотая».

Стихи Сергея Есенина всегда современны, они близки нам и нашему времени, они затрагивают наш своей простотой и откровенностью. Для Есенина природа- вечная красота и гармония мира, где природа врачует людские души. Стихи поэта помогают и помогут сделать сердце детей открытыми, а мир природы и мир природы и мир человека единым и неделимым.

                                                       

                         

Материал для папки- передвижки

«Сергей Есенин – великий русский поэт».

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду по материнской линии, большому знатоку церковных книг. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Они доводились Сергею дядьями. У Сергея Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. И юность была яркая - с множеством стихов, с влюбленностями, с мечтами. Геннадий Иванов говорит, что никто в русской поэзии не писал так пронзительно об ушедшей молодости, как Есенин. Об этом вообще мало писали великие поэты. У Есенина это одна из основных тем. Но, может быть, острота боли и нежности поэта происходит еще от наложившегося интуитивного ощущения, что не только отзвучавшие в сумрак года молодости уходят, но сама Россия уходит. Такая Россия, которой никогда уже больше не будет. Как и молодости.

Удивительной, не подвластной обычным человеческим меркам, была судьба Есенина. За тридцать лет он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Изменчивость созданного им поэтического мира тоже выглядит беспримерной. Оставаясь самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение несходящихся крайностей присущи ему, как мало кому еще в истории русской литературы.

Когда весной 1915 года совсем еще юный Есенин приехал в Петроград, это явление поразило многих, но только самые проницательные наблюдатели увидели тут начало поистине дивной будущей судьбы. Успех молодого поэта был стремительным и громким. Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира.

Александр Дмитриевич Андреев в своей книге «Есенин» показал юность поэта, его первые, но уже размашистые шаги в советскую поэзию, его первые уроки жизни, встречи с представителями рабочего класса Москвы и мальчишеское увлечение революционной романтикой. Легенда основана на документах о Есенине, на записках современников, разговорах с людьми, знавшими его лично. Эпиграфом к книге служат слова А.С. Пушкина: «Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала». Именно эти слова раскрывают всю творческую суть Есенина.

Изучением жизни Сергея Есенина занимается Сергей Петрович Кошечкин. Он является составителем книги «Жизнь Есенина», которая представляет собой хронологический рассказ родных, друзей, знакомых Сергея Есенина о жизни поэта, истоках его патриотической лирики, о связях поэта с видными писателями-современниками. Среди авторов воспоминаний: Е. и А. Есенины, М. Горький, Н. Тихонов, С. Городецкий, Вс. Рождественский, П. Чагин, В. Качалов, А. Миклашевская и другие.

С.П. Кошечкин является автором вступительной статьи книги, в которой он дает краткую биографию поэта и рассказ о его творчестве. Главная мысль статьи заключается в словах Кошечкина: «Читая Есенина, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени, само время. Тихая радость первых встреч с окружающим миром; робкие мысли о неустроенности жизни; милосердие к слабым, бедным, униженным; томление по «нездешним перелескам»; предчувствие небывалой грозы; восторг в дни революционной бури; ожидание скорого «мужицкого» рая и крушение этих надежд; растерянность и тяжкое похмелье в «Москве кабацкой»; минуты счастья с любимой женщиной; обретение веры в новые «путеводительные светы» и горькое сознание: «остался в прошлом я одной ногою…»; трагические раздумья о несовершенстве действительности и собственной души - ни о чем не умолчал поэт. Ничего не скрыл - ни хорошее, ни плохое, все выкладывал, как на духу: «Себя вынимал на испод». Распахнутость до конца: «Вот такой, какой есть…». Раздумывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил, и его раздумья были раздумьями о нем самом».

В книге Станислава Юрьевича и Сергея Станиславовича Куняевых «Сергей Есенин» прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов. Л.В. Занковская в своей статье «Характерные черты стиля Сергея Есенина» раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после.

По ее мнению поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», «Ус» и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д. - получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Многие герои его исторических поэм гораздо ближе к фольклорным прототипам, нежели реально существующим личностям. Его персонажи жизненны. Добро и красота - суть их натуры и их жизни. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт заглянул ему в душу и увидел нежность грустной русской души, увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной. Патриотизм Есенина глубоко органичен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родственники, родная земля, Русь.

В дореволюционной поэзии Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры. Для этого периода стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: «Схимник-ветер шагом осторожным / Мнет листву по выступам дорожным». Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, девица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально. Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народнопоэтических традиций.

Л.В. Занковская обращает внимание на то, что в поэтической образности Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии, от иконописи, «умозрения в красках» - источника познаний изобразительных средств, из интереса и внимания ко всем сторонам человеческого бытия, свойственного его художественной натуре. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа: «Я учусь, я учусь моим сердцем / Цвет черемух в глазах беречь».

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов. Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы.  Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания («В роще по березкам белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Хвойной позолотой / Взвешивает лес»). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь» и т.д.).

     

Используемая литература:

  1. Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А. Есенина. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2007 – 357с.
  2. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. Учебное пособие. – М.: Академия. 2005 – 214с.
  3. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2010 – 510с.
  4. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия. 2009 – 582с.
  5. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2003 – 180с.
  6. Мешков Ю.А. Литературное развитие дошкольников. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2008 – 372с.
  7. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Владос. 2010 – 448


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальной композиции по нравственному патриотическому воспитанию на тему: «Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе....

«Знакомство детей с творчеством Сергея Есенина».

Литературно-музыкальная композиция по нравственно-патриотическому воспитанию в старших и подготовительных группах....

Конспект занятия "Знакомство с рязанской избой - домом Сергея Есенина"

Цель занятия:Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи , с предметами русского быта на примере родного дома Сергея Есенина.Задачи:-познакомить детей с предметами русского быта, которы...

Приобщение старших дошкольников к творчеству Сергея Есенина .

                                                      ...

Литературная гостиная на тему: «Жизнь и творчество поэта Сергея Есенина»

Совместная интегрированнаяорганизованно общеобразовательная деятельность  с детьмис тяжелым нарушением речи в подготовительной к школе группеЛитературная гостиная на тему: «Жизнь и творчест...

Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина

Конспект литературного вечера "Край любимый" в подготовительной группе, посвященного памяти Сергея Есенина (1895-1925)...

Литературная гостиная к 128-летию Сергея Есенина.

Тема: «С любовью в сердце»Цели:- Воспитание любви к родному краю и природе посредством поэзии Сергея Есенина.- Развитие навыков выразительного чтения стихотворений С. Есенина.Задачи:- Разв...