Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Глазкова Ирина Владимировна

Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться “вехи”, по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Пример: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т.д.

Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты), смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход). Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). Игорь П. любит играть в ЛЕГО, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): “Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины”.

Особую роль в развитии речи отвожу на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, пользоваться распространенными предложениями, высказывать свои мысли (“У кошки было два белых котенка, а серых на одного меньше. Сколько серых котят было у кошки?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия (“Чудо – пуговка”, “Наши цветущие растения”, “Мирные профессии в Армии нужны”), занятия с простейшими опытами (“Стекло и керамика”, “Откуда взялся ветер?”, “Ходит капелька по кругу”, “Для кого дерево дом?”, “Хлеб – всему голова” и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие “Земля – кормилица наша”. В ходе занятия ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица), проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом , содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_poznavatelno.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи

                                                                                             Глазкова И.В.


Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника . Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе , без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка), уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер).

Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т.е. должны намечаться “вехи”, по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Пример: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т.д.

Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты), смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход). Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). Игорь П. любит играть в ЛЕГО, он увлеченно создает постройки по собственному замыслу. В ходе игры у него возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог): “Я сделал робота. Он умеет шагать. Вместо рук у него захваты. Он будет тушить большие пожары. А пожарные будут управлять из машины”.

Особую роль в развитии речи отвожу на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, пользоваться распространенными предложениями, высказывать свои мысли (“У кошки было два белых котенка, а серых на одного меньше. Сколько серых котят было у кошки?”).

Важнейшую роль в познании имеют тематические занятия (“Чудо – пуговка”, “Наши цветущие растения”, “Мирные профессии в Армии нужны”), занятия с простейшими опытами (“Стекло и керамика”, “Откуда взялся ветер?”, “Ходит капелька по кругу”, “Для кого дерево дом?”, “Хлеб – всему голова” и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие “Земля – кормилица наша”. В ходе занятия ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря), закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица), проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю), делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом , содержательном рассказе, используя опорную схему. Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

«Значение театрализованной деятельности детей в развитии связной речи по обучению татарскому языку»

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результа...

«Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи »

laquo;Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи.»

  Консультация для родителейна тему: «Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи.»Познавательно- исследовательская деятельность, это ос...

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...

Тема проекта: «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий на развитие связной речи у дошкольников старшего возраста»

Актуальность«Возможно самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И научиться этому можно у ребенка». А. Буренина.Актуальност...