Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Врадий Елена Анатольевна
Басня И. Крылова  «ворона и лисица»
Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл z._po_rr_v_podg._gor_lisa_i_vorona.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

Басня И. Крылова  «ворона и лисица»

Задачи: закреплять знания о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка.

Оборудование: портрет И. Крылова, иллюстрация басни.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята  вы любите отгадывать загадки?

Дети: да

 Воспитатель. Тогда отгадайте загадки.

1.На дереве сидит,                       2. В птичник повадилась           3. Зубы остры, хвост пушистый,                                     « Кар – кар!» кричит,                      Ждите беды!                               Ноги у зверька быстры.                 Никого не боится                            Рыжим хвостом,                        Чтобы не было беды,                      Разбойница птица.                         Заметает следы.                         Путай, заинька, следы!                   (Ворона)                                        (Лиса)                                                    (Лиса)

Воспитатель. Ребята, а кто это лиса?

Дети: Лиса – это дикое животное.

Воспитатель.  Почему оно дикое?

Дети: Потому что лиса живет в лесу. 

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, в каких произведениях рассказывается о животных. Назовите их.

         Дети отвечают. Если они затрудняются с ответом, воспитатель напоминает им стихи, сказки, загадки о животных.

Воспитатель. Послушайте пословицу: «Трусливому зайке и пенек – волк». О ком так можно сказать?

Дети отвечают.

Верно, в этой пословице говорится о животных, а подразумеваются люди. Так вот и в баснях, коротких поучительных историях, часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

С какой басней вы уже познакомились?

Дети: «стрекоза и муравей»

Воспитатель. Вспомните, о чем говориться в басне «Стрекоза и муравей». Чему учит эта басня?

Дети отвечают.

Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с новой басней – «Ворона и лисица». Но прежде чем я прочту вам ее, скажите: когда, в каких случаях и за что человека или животного хвалят. Что значит слово хвалить?

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, хвалят, т.е. говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят, - это называется лестью. И льстить так же нехорошо, как и просто врать, обманывать. Послушайте басню, а потом скажите, кто в этой истории льстит и для чего.

Воспитатель читает басню, затем беседует с детьми о прочитанном (см. приложение).

Беседа по содержанию басни

Вопросы:

Кто льстил в этой истории?

Для чего он это делал, как вы думаете?

Как вы думаете, почему сыр достался Лисице, а не Вороне?

Какой вам показалась в этой истории Ворона? Какими словами можно сказать о ней?

А что можно сказать о Лисице? Какая она?

Эта басня понравилась известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, и он рассказал ее в стихах. Интересные слова использует Крылов. Вспомните, какими словами говорится о Лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит». Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону.

Дети отвечают.

Воспитатель. Послушайте, я прочту этот отрывок ещё раз.

Воспитатель. Вспомните последние строчки басни: «Ворона каркнула…». Как вы понимаете слова «с ним была плутовка такова»?

Дети отвечают.

Воспитатель. О каких людях можно сказать, что они как Ворона или Лисица в басне?

Дети отвечают.

Воспитатель. Чему учит эта басня? О чем она говорит людям?

Дети: Нельзя верить лести, если ты похвалы не заслуживаешь.

Воспитатель. Значит, можно сделать вывод – плохо быть льстецом. Постарайтесь помнить об этом всегда. А сейчас, кто желает, может взять цветные карандаши и альбомный лист и нарисовать рисунок к прочитанной басне.                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"

Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе на тему: «Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Занятие направлено на закрепление знаний месяце и времен года, грамматическую и артикуляционную работу с детьми 6-7 лет....

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"

Конспект занятия по " Ознакомлению с художественной литературой" в подготовительной группе "Литературная викторина по сказкам"...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .

Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....