Использование технологии "Мнемотехника" в речевом развитии
статья по развитию речи

В данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МНЕМОТЕХНИКА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

      Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

      На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. 

      Работая с детьми я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

· односложная, состоящая из простых предложений речь;

· неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

· недостаточный словарный запас;

· употребление нелитературных слов и выражений;

· бедная диалогическая речь;

· неспособность построить монолог;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· отсутствие навыков культуры речи;

· плохая дикция.

     Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

      Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

        Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

Основные задачи мнемотехники:

· Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;

· Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

· Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

· Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

· Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;

· Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

   Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц.

     Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

     Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

· обогащения словарного запаса;

· при обучении составлению рассказов;

· при пересказах художественной литературы;

· при отгадывании и загадывании загадок;

· при заучивании стихотворений.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
3. Пересказ сказки с опорой на символы. 
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы можно использовать в образовательных областях:

· речевое развитие;

· познавательное развитие;

· социально-коммуникативное развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

       Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры такие как: «Расскажи-ка», «Времена года», «Один, много, чего не стало», «Сосчитай», «Ошибки художника» и др.

  

Результат моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу за 2012 – 2013 учебный год. На начало года количество детей с плохо развитой речью составляла 69%. К концу учебного года количество детей с плохо развитой речью уменьшилось до 51 %, таким образом, у 18 % детей улучшилась связная речь, понимание речи, уменьшилось количество грамматических и лексических ошибок.

В заключении, я хочу сказать, что в результате проведенной работы с использованием мнемотаблиц у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

· расширился круг знаний об окружающем мире;

· расширился активный и пассивный словарный запас;

· появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

· дети преодолели робость, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

КОНСПЕКТ ООД для детей средней группы с использованием мнемотехники (речевое развитие (коммуникация) «Рассказывание сказки «Теремок»

Цель: Формирование умения рассказывать сказку по мнемотаблице.Задачи:·        называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую...

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»  Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога...

Новые коммуникативно-игровые средства и их использование в речевом развитие детей.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

«Дидактический «Синквейн» и его использование в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов«Дидактический «Синквейн»  и его использование  в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»Цель: *Повышение профессиональ...

«Развивающие компьютерные игры и пособия. Возможности их использования для речевого развития дошкольников»

Уважаемые педагоги! Вам уже известно, что применение ИКТ в учебно-воспитательной работе в детском саду – это новейшая и актуальная проблема российской педагогики....