«Дидактический «Синквейн» и его использование в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Курганова Елена Александровна

Мастер-класс для педагогов

«Дидактический «Синквейн»  и его использование  в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Цель:

 *Повышение профессионального мастерства  педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников с ОВЗ. Составление  синквейнов  в работе с детьми.

 Задачи:

*Познакомить педагогов с технологией  синквейн.

*Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность  заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

*Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению технологии.

Основные этапы мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия. Итог. Оценка деятельности.

Продолжительность мероприятия: 30 минут

Наглядный материал и оборудование:  мольберт, столы, стулья,   листы, цветные карандаши,  ручки  на каждого педагога, маркер, ватман.

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию  Синквейн в работе с детьми с ОВЗ.

Теоретическая часть.

       Проблема  развития речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ актуальна, и является важной и трудно решаемой задачей. Ведь нам предстоит подготовить детей к школе, чтобы они могли  общаться со сверстниками.

Опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога со значительными изменениями, особенно, дети с ОВЗ, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Самое главное то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.

          Цель обучения составлению синквейна- развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

          Слово "синквейн" происходит от французского «пять». Это план, план-схема, модель, в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

•2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза  из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

           Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его актуальность? Синквейн используется на занятиях по развитию речи и познавательному развитию с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых  и групповых занятиях. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной темы. Синквейн учит определять грамматическую основу предложений, развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, мышление. Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала). Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций. Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса,  облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли; совершенствует словарную работу.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Этапы  работы по составлению  синквейна.

1.Предварительный этап - Создание речевой базы. Расширение, уточнение и активизация словаря. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

2. Основной этап - Составление синквейна. Работа с готовым синквейном: Составление рассказа по готовому синквейну. Совершенствование и коррекция синквейна. Анализ неполного синквейна.

             Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

 Синквейн –получается у всех!

Ход импровизации.

           -Сегодня, я познакомлю вас с составлением синквейнов. Давайте вместе с вами произнесем это необычное слово «синквейн», чтобы  хорошо его запомнить.

Что же означает это необычное для нашего слуха слово «синквейн»? Оно происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение (белый стих, состоящее из 5-ти строк и написанное по определенному правилу (алгоритму).

Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Возьмите лист бумаги на столах и положите его вертикально к себе, как я. В левом углу напишите цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Чтобы не ошибиться, цифры можно написать в обратном порядке - снизу вверх: от 5 до 1.

Теперь, мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть игрушки, транспорт, фрукты, овощи, животные, птицы и т. д.

На первый раз, предложу вам сама тему«деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.

1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева  (я пишу - ель).

2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-зелёная, новогодняя).

3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, радует, пахнет).

4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.

(Я люблю наряжать новогоднюю ель)

5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (лесная красавица)

- Записали? Ну, а теперь будем читать получившиеся стихи. Первой, прочту свой синквей я:

«Ель. Зелёная, новогодняя. Растет, радует, пахнет. Я люблю наряжать новогоднюю ель. Лесная красавица! »

Могу ещё пример привести.  Лексическая тема: «8-е Марта»

 1. Мамочка.

 2. Любимая, добрая, ласковая.

 3. Готовит, читает, вяжет, убирает.

 4. Любит меня и папу.

 5. Семья.

-Ну, а теперь прочитайте, вы свои стихи (определимся с  командами).

Практическая часть

  (команда «Ромашки»)

 1.Воспитатель (тема)

 2.Добрый, внимательный.

  3.Любит, помогает, развивает.

 4. Для ребенка вторая мама.

 5.Наставник.

(команда «Лучик солнца)

 1.Ребенок (тема)

 2. Озорной, умный,

  3.Рисует, играет, плачет.

  4.Самое дорогое в жизни.

  5.Счастье.

         -Какие, вы молодцы! У вас всё получилось!

-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Кому из вас понравились такие стихи? (Ответы педагогов)

Передавайте свой опыт друзьям,  своим родным и близким составлять синквейны.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии.

 Можно дать задание  на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших по времени затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка: интеллектуальные, творческие, образные.

Рефлексия

Мастер – класс получился творческий, актуальный, волнующий, совместный, дружеский! Синквейн может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.

Успехов, уважаемые педагоги!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста»

Дидактические игры и пособия для развития речи детей старшей группы....

"Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста"

Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отн...

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей дошкольного возраста

Дидактические игры и пособия для речевого развития детей дошкольного возраста...

Интерактивное многофункциональное дидактическое пособие «Говоруша» - как средство речевого развития детей дошкольного возраста.

Речевое развитие является одним из главных компонентов дошкольного образования. Для его развития важную роль играет использование в образовательной деятельности дидактических игр и речевых пособий....

Презентация "Дидактическая среда Марии Монтессори – средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эфф...