Конспект совместной деятельности педагога с детьми по обучению чувашскому языку. Тема: «В весеннем лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по обучению чуваскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_vesennem_lesu.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности

педагога с детьми по обучению чувашскому языку.

Тема: «В весеннем лесу».

Группа: подготовительная

Программное содержание:

 Образовательные задачи: Обогатить словарь введением новых слов, ввести в разговорную речь в словосочетаниях, предложениях: çеçпĕл, чечек çыххи, юман, хыр, вĕрене; 

- формировать умение воспринимать небольшое по объёму стихотворение, находить в тексте знакомые слова, называть их и понимать смысл произведения с помощью вопросов воспитателя.

 Развивающие задачи:

- закрепить в речи знакомые слова: çуркунне, хĕлле, çулла, кĕркунне, çулталăк вăхăчĕ, чăрăш, хурăн;

- упражнять в умении произносить с естественной интонацией, внятно и отчетливо знакомые слова, слоги, словосочетания.

- совершенствовать умения и навыки употреблять в речи количественные числительные, счет в пределах 5, соотносить числительные с именем существительным (пĕр çеçпĕл);

- закреплять глаголы, обозначающие действия;

- упражнять в произношении чувашских звуков «ă», «ĕ», «ç»;

- закрепить умение составлять рассказ по картине о весне.

Воспитательные задачи:

Воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ачасем, пирĕн пата мĕнле кайăк вĕçсе килчĕ? (Чакак)

-У сороки для нас есть письмо. Давайте его почитаем. (Чтение письма)

-Ребята, поможем лесным жителям в их беде? А давайте подумаем, что мы можем сделать?

Дети: - Найти подснежники.

Воспитатель: - А что мы знаем о подснежниках? (Подснежники- первые цветы весны, они расцветают ранней весной.)

- Ребята, нам нужно попасть в весенний лес. Он рядом, только сорока сама не знает в какую именно из этих картин нам нужно попасть. А вы различаете одежду разных времен года? (Выставляются картины, изображающие времена года.)

Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ?

Дети: - Хĕлле.

 Воспитатель: Зимний лес нас не ждет. 

Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ? (çулла, кĕркунне)

Воспитатель: -Ачасем, ку мĕнле çулталăк вăхăчĕ? 

Дети: -  Çуркунне.

Воспитатель: -А я сомневаюсь. Кажется, изображена зима, и в то же время весна. А давайте приглядимся и расскажем, докажем сороке, что нам именно сюда нужно попасть.  А сорока не понимает по-русски, поэтому картину описываем на чувашском языке. (Рассказы детей по картине)

- Маттур, ачасем. Ребята, а сорока уже в картине. Давайте за ней. А для того, чтобы мы могли попасть в весенний лес, произнесем волшебные слова:

Чакак хыççăн малалла

 Çеçпĕл чечек шырама

 Сик, кĕр вармана.

(С закрытыми глазами перепрыгиваем ленту.)

Воспитатель: - Эпир çуркуннехи вăрманта. Мĕн шыратпăр эпир? Мы весеннем лесу. Что мы ищем?

Дети: - Подснежники.

(Дети находят подснежники и приносят воспитателю.)

Воспитатель: - Ачасем, ку çеçпĕл. Çеçпĕл - красивое слово. Давайте хором скажем: çеçпĕл.

 -Ку çеçпĕл-и, Лена? (Индивидуально)

-Ку çеçпĕл.

-Пĕл- пĕл- пĕл- çеçпĕл (хором и индивидуально)

Воспитатель: -Ку, мĕн? 

Дети: - Ку çеçпĕл. 

Воспитатель: Çеçпĕл мĕнле чечек? (Илемлĕ)

Воспитатель: - Мĕн тĕслĕ çеçпĕл? (Шурă тĕслĕ.)

Воспитатель: - Ребята, Соня хочет рассказать нам стихотворение.

Ырă çуркунне  ÿсеççĕ

Шурă -шурă çеçпĕлсем.

Питĕ-питĕ илĕртеççĕ

Чун илемĕсем.

Воспитатель: -Илемлĕ сăвă-и, ачасем? Что вы поняли из стихотворения? Встретили ли вы в стихотворении знакомые слова? (Ответы детей.) Теперь еще раз внимательно послушайте, о чем это стихотворение? (Читает воспитатель.) А на русском языке стихотворение звучит так:

Весной расцветают подснежники,

И мы радуемся этой красоте.

-Кто запомнил стихотворение? Попробуйте повторить.

Воспитатель: - Ребята, а давайте соберем цветы в букет. А давайте посчитаем сколько здесь подснежников.

-Миçе çеçпĕл?  Шутлатпăр. 

Пĕр çеçпĕл, ик çеçпĕл, виç çеçпĕл, тăват çеçпĕл, пилĕк çеçпĕл.

Нумай çеçпĕл –çеçпĕлсем. 

-Ачасем, ку чечек çыххи. В русском языке слово «букет» состоит из одного слова, а в чувашском языке- из двух слов: чечек - цветок, çыхă - связка.

Хором скажем: чечек çыххи.

Воспитатель: -Ку чечек çыххи-и? (индивидуально)

Дети: -Çапла, ку чечек çыххи.

Воспитатель: - Чечек çыххи мĕнле? (Илемлĕ)

Воспитатель: - Эпир чечек çыххи турăмăр-и?

Дети: -Çапла, эпир чечек çыххи турăмăр.

 Хороводная игра «Çÿрет Ваня»

Воспитатель: - Маттур, ачасем. А теперь мы можем порадоваться тому, что у нас есть подснежники и мы сможем помочь нашим друзьям. Давайте с вами поиграем в хороводную игру «Çÿрет Ваня».

Воспитатель: -Ребята, подснежники-то у нас есть, но почему-то они не звенят, значит, мы что-то еще должны сделать.  Сорока нам подсказывает, что мы должны знать названия этих деревьев на чувашском языке. Воспитатель: - Ачасем, вăрманта мĕн пур? Вăрманта йывăçсем нумай-и?

Давайте сядем на пенечки и выучим названия деревьев на чувашском языке.

Ребята, отгадайте загадку. Отгадку назовите на чувашском языке.

Хĕлле те, çулла та пĕр тĕслĕ. (Чăрăш)

-Еще какое дерево ȳ нас вечно зеленое? (Сосна)

-Сосна чăвашла хыр.

Ку хыр. (Показ) 

Дети: -Хыр (хором и индивидуально)

Воспитатель: - Ачасем, ку йывăç- юман. 

Дети: -Юман (хором и индивидуально)

Воспитатель: - Ачасем, ку вĕрене. 

Дети: -Вĕрене (хором и индивидуально)

Воспитатель: - Ребята слышите звон? Это подснежники зазвенели! Изменился лес. Деревья преобразились, ожили. В лесу стало зелено, весело!

Туратсем çинче   мĕн пур? (Туратсем çинче çулçă пур.)

Çулçăсем мĕн тĕслĕ? (Симĕс тĕслĕ.)

-Юман кунта мĕнле? (Хитре, пысăк,симĕс.)

-Хурăн (вĕрене) мĕнле? (Хитре, пысăк,симĕс.)

Игра «1,2,3 - к дереву беги!»

Воспитатель: - Ребята, деревья очень рады, что мы им помогли и они хотят с нами поиграть. Поиграем, ребята? Я буду называть деревья, к которым вы направитесь. А двигаться будете так, как я скажу.

1,2,3 – юман (вĕрене, чăрăш, хыр) патне утăр (чупăр, сикĕр, ишĕр)!

Воспитатель: - Маттур, ачасем. Хорошо мы с вами поиграли? Деревья нас благодарят за помощь. Они будут расти и нас радовать своей красотой. Давайте попрощаемся с деревьями.  Нам пора возвращаться в детский сад. Для этого мы еще раз перепрыгнем ленту и скажем следующие слова: «Сик, тух каялла!»

Воспитатель: - Маттур, ачасем. Ребята, понравилось вам сегодня заниматься? Что мы сегодня делали? Кому мы помогли? Ты чем помог лесным жителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Прогулка в зимнем лесу»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Прогулка в зимнем лесу» для детей с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет С использованием здоровьесбер...