Методическая разработка по развитию речи для средней группы (возраст 4-5 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Котлярова Екатерина Александровна

Тема: «Осень»Образовательная область: коммуникативное развитие.

Цель:

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.

2.Активизировать словарь детей по данной теме.

3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.

4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно- графическому плану.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление.

Воспитательные.

1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.

Методы и приемы педагогической деятельности:

1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).

2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).

3. Практические (д /и «Собери картинку»).

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».

Предварительная работа:

1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».

2.Беседы по теме « Осень».

3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для  детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

по теме «В мире стекла».

 Котлярова Е. А., воспитатель МАДОУ Детский сад № 216 «Кораблик детства»  г. Краснодар.

Цели НОД:

-Развитие связной речи детей;

-Активизировать словарный запас по данной теме.

Задачи приоритетной области:  

Образовательная область  «Познавательное развитие»

- познакомить детей со свойствами стекла, его назначения.

- развивать любознательность, наблюдательность, внимательность.

- воспитывать бережное отношение к вещам, дружелюбие.

Образовательная область: «Речевое развитие»

- учить детей поддерживать беседу.

Образовательная область « Социально - коммуникативное развитие:

- развивать воображение, положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)

Образовательная область: «Физическое развитие»

- учить двигаться согласно тексту, по сигналу, повторять движения за воспитателем.

Предварительная подготовка:  умение активно и доброжелательно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками.

Тип занятия: итоговое.

Форма занятия: групповая.

Оборудование для воспитателя:  небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, компьютер, проектор.

Участники: воспитанники группы № 1 МАДОУ МО Детский сад № 216 «Кораблик детства»

Возраст обучающихся 4-5 лет.

Словарная работа: экран, прозрачность,  толще - уже, гладкие  и холодные предметы, цветное, хрупкое, водонепроницаемое.

Предварительная работа: сбор предметов из различного материала, занятия предметами окружающего мира, рассматривание иллюстраций.

Продолжительность: 20 минут

Структура НОД:

Вводная часть  ( мотивационный, подготовительный этап)

   

       Содержание НОД  

Образователь-ная

область (вид

деятельности)

Формы работы

Наличие средства

у детей.

Образовательные задачи.

Целевые ориентиры

(характеристики)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.

- Это письмо прислала Королева

Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

Текст письма:

«Здравствуйте дорогие ребята!

Пишет Вам Королева стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить Вас с ними, и если Вы будете внимательными и активными, то узнаете много нового и интересного. А для того чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно моё условие: назвать вежливые слова».

-Дети, вы хотите познакомиться с

жителями Стеклянной страны?   Давайте выполним задание Королевы.

(дети называют вежливые слова)

«спасибо, пожалуйста…..»

Игровая,

Продуктивная,

Коммуникатив-ная

Познаватель-но – исследова-тельская

Сюрпризный

 момент.

Фронтальная форма органи-

зация обучения.

Экран проектора

со слайдами.

Эмоциональный настрой на работу.

Уточнить и закрепить слова,

связанные со свойствами стекла.

Позитивная мотивация на поддержание интереса, радости восхищения.

Выражать положительные эмоции при участии в решении игровых и познаватель-ных задач.

- Ребята, вы столько много назвали вежливых слов, что

Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!» и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем)  

Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные предметы  из стекла. (дети садятся на стульчики)

Словесный

метод

Основная часть (содержательный  деятельный этап)

- Ребята, давайте сначала посмотрим на экран.  Все эти предметы изготовлены из стекла. Сегодня мы поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, изготовленные из стекла, называются стеклянные, повторите это слово – стеклянные. Ребята посмотрите на предметы, которые лежат на столе? Давайте  назовём эти предметы (бутылка, стакан, окна) - все эти вещи похожи друг на друга, так как все они – сделаны из стекла.

- Ребята посмотрите на стаканчик. А как вы узнали,  что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (потому - что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.).

- стекло бывает прозрачное и цветное, давайте назовём изделия из цветного стекла, которые лежат на столе, и определим цвет (зелёный стакан, синий графин…)

- Ребята давайте возьмём в руки эти  предметы. Какое стекло на ощупь?       ( дети берут изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь

- гладкое, холодное, скользкое и т.д.

 –Дети, предметы из стекла делают из тонкого и толстого стекла. Из толстого стекла делают витрины в магазинах, а из тонкого – бокалы, лампочки, посуду.  

 -Ребята, а что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (разобьётся) – Значит, стекло хрупкое, поэтому к предметам из стекла нужно относится бережно и аккуратно.

Физминутка

Мы ногами топ – топ

Мы руками хлоп – хлоп

Мы глазами миг- миг

Мы плечами чик – чик

Раз - сюда, два - туда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Раз – два, раз- два

Заниматься нам пора.  

- Ребята, давайте назовём изделия из стекла,  в которые мы можем налить воду. ( Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан)

- Пропускает ли стакан воду? Значит, стекло водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду можно налить воду.

- Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт мелодичный звук - послушайте!  (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается  одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт)

Дети высказывают своё мнение:

Стекло звонкое, звенящее.

- Ребята обратите внимание, зеркало – это тоже стекло, только с одной стороны покрасили её серебристой краской, поэтому она отражает предметы. Это ещё одно свойство стекла.                          

Речевое

развитие

Физическое

развитие

Словесный

метод

Упражнения на

координацию

движений

Бутылка

Стакан

Графин

Стёкла

Стеклянные

Камушки

Бокалы

лампочки

Словарная

работа

стеклянные

прозрачные

развитие

зрительной

памяти

Цветное

Холодное

Гладкое

Скользкое

Хрупкое

Воспитывать

бережное  отноше-

ние к вещам.

Водонепроницаемое

Развивать слуховое

восприятие

Звонкое

Звенящее

Развитие

наблюдательности

- А сейчас отгадайте загадки!

Звучащее

Прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь, разобьюсь.

                              (стекло)

Очень хрупко и прозрачно,

В пользу людям предназначено.

                              ( стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках, цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь, разобьётся.

                             (стекло)

- Дети, скажите, что нового Вы узнали про жителей  Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами? (ответы детей)

Речевое

Развитие

Словесный

метод

Развитие

внимания,

любознательности

Заключительная часть ( этап рефлексии)

                                                                   Список используемой литературы:

1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

2. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М.: АРКТИ, 2006. -- 96 с.

5. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

6. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - М.: Мозаика-Синтез, 2007 - С. 130 - 132.

8. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.



Предварительный просмотр:

                               

                                                       Конспект НОД

по речевому развитию

в средней группе (возраст 4-5 лет)

Тема: «Осень»Образовательная область: коммуникативное развитие.

Тема:  «Осень»

Цель:

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

1.Обобщить и систематизировать знание детей об осени.

2.Активизировать словарь детей по данной теме.

3.Уметь подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде и числе; слова – действия.

4.Упражнять в составлении описательных рассказов по картинно - графическому плану.

Коррекционно - развивающие:

1.Развивать связную речь, общие речевые навыки, речевой слух, память, внимание, мышление, общую моторику.

Воспитательные.

1.Воспитываить интерес к живой и неживой природе.

Методы и приемы педагогической деятельности: 

1. Словесные (беседа, вопросы, д /и «Что мы делали на огороде?»).

2. Наглядные (демонстрация картинно-графического плана, рассматривание картинок).

3. Практические (д /и «Собери картинку»).

Используемые формы организации речевой деятельности детей: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы:

Картинки–символы по теме «Времена года», «Овощи»; предметные картинки по теме «Овощи»; набор разрезных картинок по темам «Фрукты», «Овощи».

Предварительная работа: 

1.Рассматривание: иллюстраций с изображением времени года « Осень».

2.Беседы по теме « Осень».

3. Чтение стихов: И.Бунин «Листопад», К.Бальмонт «Осень», А.Плещеев «Осень», «Скучная картина», А.Пушкин «Осень», Е.Трутнева «Осень»,; рассказов про осень.

Дети стоят в кругу на коврике.

Воспитатель читает стихотворение

Листья с деревьев в лесу осыпаются,

Дождик уныло по крышам стучит,

Светлое небо с землею прощается,

Хмурая осень в окошко глядит.

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? (Ответы детей).

  • Назовите осенние месяцы. (Ответы детей).
  • Ребята, а осень в сентябре какая? (Ответы детей).
  • Как мы называем осень в ноябре? (Ответы детей).

 Воспитатель: Молодцы! Садитесь. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, догадались, что мы с вами будем говорить об осени. Чтобы вам легче было вспомнить признаки осени, я приготовила картинки - символы. Посмотрите на них.

(Воспитатель вывешивает схему « Времена года»)

(Вопросы к детям)

Воспитатель: Что вы можете сказать о продолжительности дня? (Ответы детей).

  • Что вы можете сказать про солнце осенью? (Ответы детей).
  • А какое небо осенью? (Ответы детей).
  • А какие изменения происходят на земле? (Ответы детей).
  • Что происходит осенью с деревьями? (Ответы детей).
  • А листья что делают? (Ответы детей).
  • Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Ответы детей).
  • Что делают животные? (Ответы детей).
  • Что делают осенью птицы? (Ответы детей).
  • Как называют этих птиц? (Ответы детей).
  • Осенью люди, какую одежду носят? (Ответы детей).
  • А в какие игры можно играть осенью? (Ответы детей).
  • Ребята, люди, что делают осенью? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пойдем в огород и соберем урожай.

Ф/м «Огород»

Мы картошку накопали.

 С грядки огурцы сорвали,

Выдернули морковку,

  Срезали капусту ловко.

                                               И в корзине от земли

 Вам в подарок принесли.

 Воспитатель: Вот какой урожай собрали. Молодцы!

Хорошо мы потрудились. На свои места возвратились.

(Дети садятся)

А сейчас у нас игра.

Д/и« Что мы делали на огороде?»

Воспитатель: картошка – копаем

  • помидор – срываем
  • огурцы – срываем
  • морковь – выдергиваем
  • капуста – срезаем
  • лук – выдергиваем

Воспитатель: Ребята, я тоже собрала хороший  урожай. Но на моей грядке выросли загадки. И я хочу, чтобы вы их разгадали. А поможет нам в этом моя схема.

 (Воспитатель вывешивает схему « Овощи»)

Воспитатель вызывает детей, и они описывают овощи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

 Ребята, а у нас снова игра, которая называется «Собери картинку» и посмотрим, что у вас получится.

(Дети собирают разрезные картинки)

Воспитатель: Какие у вас разные картинки получились. А теперь составьте полное предложение, чтобы все поняли, какие картинки у вас получились.

(Дети составляют предложения по картинкам, которые собрали.)

Молодцы! 

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить стихотворение А. Плещеева «Осень». Кто начнет?

 (Дети читают стихотворение по желанию).

Воспитатель: Ребята, о какой осени автор рассказывает в этом стихотворении?

(Ответы детей).

Воспитатель: А за окном тоже осень. Но жаль, осень уже уходит. Вот так мы её проводили, вспомнив о ней, все, что знали.

На этом наше занятие подошло к концу.

(Дети выходят на ковер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи в группе раннего возраста

Цель: Учить детей правильному звукопроизношениюЗадачи:Образовательные:Учить правильно понимать речь, соотносить звучащее слово с предметом, обучать игровым навыкам, отвечать на вопросы взрослого, обог...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста « Веселый язычок»

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему Картотека артикуляционной гимнастики  для детей дошкольного возраста «  Веселый язычок»...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...