Занятие по речевому развитию Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дети учатся пересказывать рассказ Лисята  с помощью мнемосхемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ломоватская ООШ»

 

 

 

 

 

Конспект занятия по развитию речи   в подготовительной группе.

Пересказ рассказа Е. Чарушина

«Лисята»

 

 

 

 

 

Воспитатель Толстикова Н.Ф.

 

2019г

Цель: обучение детей связному, выразительному пересказу рассказа Е.

Чарушина  «Лисята»

Задачи: 

  • закреплять умения последовательно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
  • учить детей придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
  • упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • учить пользоваться вопросительной и восклицательной интонацией.
  • Развивать диалектическое мышление, умение видеть противоречия, анализировать и решать их.

Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.

Материалы: книга Е. Чарушина  рассказ «Лисята», портрет автора, картина "Лиса с лисятами", мнемосхема  к рассказу.

Ход занятия.

I.         Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня пришли в детский сад и, наверное, рады видеть друг друга. Давайте возьмемся за руки и скажем слова приветствия.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся.

Давайте подарим свою улыбку нашим гостям.

II. Основная часть. 

Воспитатель: Ребята, у нас в группе есть столик удивления. Давайте подойдём к нему и посмотрим, чем он нас удивит. (Воспитатель снимает салфетку)  

Смотрите – какая необычная коробка. Вам, наверное, интересно узнать, что в ней. Попробуйте отгадать. Предлагаю вам  поиграть в игру «Да – нет». Вы мне будете задавать вопросы об этом предмете, а я буду отвечать «да» или «нет». (Дети задают вопросы, перечисляют все возможные варианты.) Воспитатель: У меня есть для вас подсказка (если дети не угадают) загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в коробочке. Слушайте внимательно.

Лежит на полке и молчит,

Возьми, открой-заговорит.

Расскажет все на свете,

Дружите с нею, дети. (Книга)

Воспитатель: Молодцы, это книга.

После отгадывания загадки, воспитатель достает из коробки  книгу.

Знакомство с автором.

Воспитатель: Эту книгу написал Евгений Иванович  Чарушин.  (показ портрета писателя). В детстве он любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.

Давайте познакомимся с одним из них (Дети садятся на стулья полукругом). 

Рассказ называется «Лисята» (Чтение рассказа). 

Воспитатель: - Про кого говорится  в этом  рассказе? (Про лисят). -Как Вы думаете, почему лисята поселились у охотника дома? (Возможно, он принёс их из тайги, потому что животные остались без матери. Если бы охотник не взял к себе лисят, они бы погибли от голода.)

  • Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи).

-Что значит ловкачи? (Это подвижные, ловкие живые существа).

-Как вели себя лисята в человеческом жилище? (Они много играли, баловались и озорничали)

-Как играли лисята? (Лисята бегали по хозяину, лазали по шторам, забирались на шкаф.)

-Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог)

-Как охотник обнаружил лисят? (Из сапога хвост высовывается)

- Чем заканчивается рассказ? (Лисята  отыскались)  Повторное чтение.)

Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемосхема. (Проходит работа над мнемосхемой, дети вместе с воспитателем «расшифровывают» картинки.) Варианты пересказа:

1-2 ребенка пересказывают текст, используя  мнемосхема.

Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа. 

Воспитатель: Ребята, чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?  

  • Использовали ребята слова, выражения автора?
  • Какие? (Настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)

Физкультминутка (дети в кругу) 

Дикие животные 

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом) 

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) 

За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись) 

За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе) За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью) 

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней) 

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках) 

(Дети садятся на стульчики.)

Придумывание загадок. 

Воспитатель: Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут её… (Лиса).

Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Он предлагает детям самим придумать загадку про лису.

Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

Речевые упражнения: «Один – много», «Какой - какая»

Воспитатель: Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу:  

  • шустрый…
  • озорные…
  • шаловливые…
  • пушистый
  • весёлые
  • смешные

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе.  

Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). «Хитрая лисёнок» – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый.  

-Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.)  

-А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)  

-О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)

Подведение итогов 

  1. Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? (Лисята)
  2. Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
  3. Кто главные герои этого рассказа?

Ребята, а сейчас я хочу узнать, понравилось вам занятие или нет. На этой поляне вы разместите цветы. Если вам понравилось, то возьмите цветы красного и жёлтого цвета, если нет, то синего. (Дети берут цветы)  Рефлексия .Что понравилось? Почему?

Почему не понравилось, что было трудно? 

- А в следующий раз, мы познакомимся еще с новым рассказом Евгения  Чарушина.

 

Материалы для занятия Е.Чарушин «Лисята»

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка. Это были шустрые и беспокойные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них. Эти лисята были настоящие ловкачи. 

Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха. Два! – он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать. Заглянул на шкаф – на шкафу нет. Отодвинул комод – и там нет никого. И под стульями нет. И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок. И вдруг поскакал по полу.

Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает. Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе. Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

Вот какие ловкачи! 

Мнемосхема

C:\Users\Lenovo\Desktop\P1070985.JPGC:\Users\Lenovo\Desktop\P1070987.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Технологическая карта занятия в старшей группе по речевому развитию "Пересказ рассказа "Пушок" " (по Г. Скребицкому)

Конспект отмечен благодарственным письмом Института дополнительного образования ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет « Лучший конспект занятия с использованием технологической карты ка...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

План-конспект занятия по речевому развитию пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Целью данной работы являетя: Формирование представления  о последовательном пересказе текста с наглядной опорой....

Конспект занятия по речевому развитию Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» для детей подготовительной группы

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:Образовательные:- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;- Продолжат...

Конспект занятия по речевому развитию "Пересказ рассказа при помощи сюжетной картины "Вот так покатался!""

Цель: Продолжать формировать связную речь.Задачи:Образовательные: Продолжать учить пересказу по картине с проблемным сюжетом; учить составлять связные, грамматически верные, распространенные предложен...