Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Описание фруктов»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тихомирова Ольга Владимировна

Приведён конспект занятия на «фруктовую» тему, способствующего совершенствованию речевого, художественно-эстетического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей средней группы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

в средней группе на тему «Описание фруктов»

Автор:

Тихомирова Ольга Владимировна

МАДОУ «ЦРР – детский сад №148» г.Перми

tyholya@mail.ru

Образовательная область: Речевое развитие

Тема занятия: «Описание фруктов».

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: учить сравнивать и описывать фрукты.

Программные задачи:

Образовательные: продолжить знакомство с фруктами путём отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, размеру; учить использовать имена прилагательные в речи, образовывая их от существительных.

Развивающие: развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; формировать логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одарила нас своими богатствами; воспитывать умение слушать друг друга.

Словарная работа: фрукты, фруктовый, апельсиновый, лимонный, вишнёвый, сливовый, персиковый,

Предварительная работа: рассматривание картинок фруктов, игра «Что где растёт», беседа  на тему «Фрукты», «Заготовки из фруктов».

Материалы и оборудование: Ёжик и Лисёнок, конверт, картинки с изображением фруктов, мяч, листы бумаги с изображением овалов и кругов; две картинки с фруктами для нахождения различий, муляжи фруктов, свежие  фрукты.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день! Весёлый час!

Очень рада видеть вас.

Вы друг к другу повернитесь, улыбнитесь.

И тихонечко садитесь.

Воспитатель: Ребята, а кто к нам пришёл? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисёнок, держат конверт)

Дети: Ёжик и лисёнок

Воспитатель: Да, это наши друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик что-то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем. (Берет конверт, открывает его)

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки.

Дети: стоят полукругом и смотрят на доску.

2. Отгадывание загадок. Описание фруктов по цвету и форме.

1.Круглое, румяное

Оно растёт на ветке

Любят его взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(повесить на доску картинку яблока, и дети должны рассказать о нем).

Воспитатель: Что это? Какого цвета яблоко? Какой формы? Какого размера яблоко?

Дети: Яблоко красное, круглой формы. Яблоко большое.

2.С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

(На доске -  картинка апельсина).

Воспитатель: Что это? Какого цвета апельсин? Какой формы? Какого размера? Как вы думаете, апельсин сладкий или кислый?

Дети: Апельсин оранжевого цвета, круглой формы…

3.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень-очень (лимон)

(на доске – картинка лимона).

Воспитатель: Что это? Какого цвета лимон? Какой он формы? Какого размера лимон?

Дети: отвечают на вопросы

4.Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива.)

(на доске – картинка сливы).

Воспитатель: Что это? Какого цвета слива? Какой формы? Какого размера слива?  

Дети: отвечают на вопросы

5.Целый табун лошадей на одной привязи. (Виноград.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает виноград? Какой формы? Какого размера виноград?  

Дети: отвечают на вопросы

Воспитатель: Сижу на дереве, кругла как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мёд.  (Вишня.)

Воспитатель: Что это? Какого цвета бывает вишня? Какой формы? Какого размера вишня?  

Дети: Вишня красного цвета, круглой формы. Вишня маленького размера.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, лимон? Что это? Дети: фрукты.

Воспитатель: Ребята, где растут фрукты?

Дети: на деревьях

Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Дети: фруктовые

Воспитатель: Где растут фруктовые деревья?

Дети: в саду.

Воспитатель: Как называется сад, в котором растёт много фруктовых деревьев?

Дети: фруктовый сад

Воспитатель: Молодцы! Ёжик и Лисёнок тоже вами довольны.

Физкультминутка «Садовник»

Воспитатель: Давайте немного отдохнём. Выходите и вставайте в круг. А Ёжика и Лисёнка мы посадим в центре круга.

Дети: Выходят на ковёр к воспитателю, встают в круг.

Мы вчера в саду гуляли,                              

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали,

Изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст.

Яблоню белили мы известью, белилами.      

Движение правой рукой вверх-вниз.

Починили мы забор.                                        

Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор:

Стоят лицом в круг

- Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?                      

На каждое название загибают  один палец.

Дам в награду слив лиловых, груш медовых,

Самых крупных спелых яблок,                  

Вишен целый килограмм,

Вот что вам в награду дам.

Протягивают руки вперёд.

3. Игра «Какая(-ое, -ой)? Какие?».

Воспитатель: А сейчас мы с вами присядем на ковёр, Ёжик и Лисёнок будут катить мяч к кому-нибудь из вас и называть предмет и цвет фрукта в единственном числе (например, жёлтая груша), а вы должны сказать, как будет во множественном числе – жёлтые груши.

Воспитатель от имени Ёжика и Лисёнка: оранжевый апельсин

Ребёнок: оранжевые апельсины (и т.д.).

4. Раскрашивание.

Воспитатель: раздаёт каждому ребёнку лист бумаги, на котором изображены овалы и круги.

Дети: по инструкции воспитателя раскрашивают фигуры, затем определяют, на что стала похожа раскрашенная фигура.

Инструкция: раскрасьте фигуру в первом правом нижнем углу зелёным цветом (яблоко); в левом верхнем углу – жёлтым (лимон), в середине – оранжевым (апельсин).

5. Игра «Угощения».

Воспитатель: Ребята, но Ё. и Л. не знают, зачем люди выращивают столько много фруктов. Ведь если их не есть все сразу, они что сделают?

Дети: испортятся, станут невкусными

Воспитатель: Давайте расскажем нашим друзьям, как можно хранить фрукты.

Дети: варить, сушить, замораживать.

Воспитатель:  А что можно готовить из фруктов?

Дети: варенье, компот, сок, повидло.

Воспитатель: Я – ведущая, даю вам фрукт и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?»

Ребёнок: апельсиновый.

Воспитатель:  «Сок из персика какой?»

Ребёнок: персиковый.

Воспитатель:  «Сок из яблока какой?»

Ребёнок: яблочный.

Воспитатель: «Сок из груши какой?», «Сок из банана какой?», «Сок из лимона какой?» (надо поиграть с каждым ребёнком) ).

6. Сравнение изображений.

Воспитатель: демонстрирует на доске картинку

Дети сравнивают две картинки, находят и называют отличия.

7. Игра «Забывчивый покупатель».

Выбирается «продавец» и «покупатель». На столе разложены муляжи или картинки с изображением фруктов. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета, который хочет купить. «Продавец» просит описать предмет: цвет, форму, вкус, какой он на ощупь, какой внутри. По описанию «продавец» отгадывает фрукт, который хочет купить «покупатель».

8. Рефлексия. Игра «Определи на вкус».

Воспитатель: Ёжик и Лисёнок принесли нам угощения. Сейчас мы с вами наденем на наши глазки повязки, подойдём к столу и на вкус должны определить, что это за фрукт? Ну, а  Ёжик и Лисёнок посмотрят, правильно вы выполните задание или нет.

Дети: закрывают глаза и берут подготовленные фрукты в рот и отгадывают, что съели.

Воспитатель: Молодцы! Ёжику и Лисёнку пора возвращаться в лес, давайте мы с ними попрощаемся. До свидания, ребята.

Дети: До свидания!

Самоанализ

Занятие было проведено по теме недели. Дети активно принимали участие в работе, отвечали на вопросы, выполняли предложенные мной задания и узнали новый материал в рамках занятия. Поэтому считаю, что поставленные мною при подготовке к занятию цели достигнуты. Результат положительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «День рожденья куклы Даши»

Продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушке, о предмете. Употреблять в речи сложные формы предложения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Описание фруктов».

Тема занятия   «Описание фруктов».Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие&raqu...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Описание фруктов»

Тема: «Описание фруктов»Цель: учить детей сравнивать фрукты.Задачи: Образовательная:продолжить знакомство с фруктами путём отгадывания загадок; учить описывать фрукты по цвету, форме, разм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Описание фруктов».

Конспект непосредственной образовательной деятельности поречевому развитиюв средней группе на тему «Описание фруктов»....