Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шуматиева Ирина Игоревна

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Составление рассказа по картине - один из методов развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskazov_po_kartine.docx164.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи (связная речь)  «Составление рассказа по картине» (старшая группа)

Программное содержание:

1. Учить самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие рассказы по картине. Совершенствовать монологическую форму речи; Работать над четким произношением звука «Ж»; Совершенствовать умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже, обозначающих детенышей животных.
2. Развивать внимание, мышление, память, речь.
3. Воспитывать дружеские отношение между детьми, бережное отношение к животным.

Словарная работа: заросли, полакомиться, ежиха, ежата, ежонок.

Методические приёмы: образец рассказа, план рассказа, повторение, объяснение, указания, сопряженная речь, отраженная речь, вопросы детям, оценка детской речи, интригующая интонация голоса,  картина, картинки.

Материалы и оборудование: картина «Ежи», карточки для дидактической игры(ёж, ежата, волк, волчата, коза, козлята, медведь, медвежата, лиса, лисята, кошка, котята, собака, щенята, заяц, зайчата).

Организация занятия: дети сидят полукругом.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

-Ребята, отгадайте загадку:
«Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.» (Еж)

-Правильно, это ёж. А что вы знаете о ежах? (ответы детей)

-Да, ребята, еж- это дикое животное. Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носиком. На спине он носит колючие иголки.
-А чем питается еж, вы знаете? ( червями, жуками, ящерицами, мышками, лягушками, змеями.)
-Ребята, а как вы думаете, что делает ёж зимой?
-Правильно, он впадает в спячку до весны.
-А что делают ежи, когда их настигает опасность? (Они сворачиваются в клубок).
-Молодцы.

II. Основная часть.

1.-А теперь, ребята, посмотрите на эту картину.
-Ребята, как вы думаете, как она называется? (ответы детей)
-Да, она называется «Ежи» . Давайте её рассмотрим.
-О ком эта картина? (Эта картина о ежах)
-Как вы думаете, кто это?
-Да, это мама-ежиха. Давайте скажем вместе «ежиха». А теперь скажи ты, Катя. А теперь ты, Соня. Теперь мальчики, теперь девочки.
-А это кто?
-Да, ребята это ежата. Повторите, ежата. А теперь эта половина, эта.
-Ребята, а куда привела ежиха ежат? ( на поляну)
-А какая поляна? ( ответы детей)
-Поляна очень красивая. На ней среди зарослей травы много опавших листьев. Как вы думаете, почему много опавших листьев? Правильно, потому что это осень. А осенью всегда бывает листопад. А что такое заросли вы знаете? ( ответы детей)
-Да, заросли- это густо разросшаяся трава. Давайте скажем вместе «заросли». Теперь вы вдвоём, вы. Ты, ты.
-А какая мама-ежиха? (большая, крупная)
-А ещё какая? Про неё можно сказать, что она осторожная. Как вы думаете, почему?
-Потому что она внимательно наблюдает за жуком . Давайте скажем вместе «Ежиха осторожная».Теперь ты, вы, вы, мальчики, девочки.
-А что она делает? (стоит и внимательно смотрит на жука) Давайте скажем вместе «Ежиха стоит и внимательно смотрит на жука.»
-А теперь давайте посмотрим на ежат. Какие они?(маленькие, похожи на свою маму)
-А что делает этот ежонок? ( Он испугался большого жука и свернулся в клубок, немного высунув голову наблюдает за жуком.) Давайте скажем вместе «Ежонок испугался большого жука и свернулся в клубок.» Теперь мальчики, теперь девочки. Теперь вы, вы, ты, ты.
-Ребята, кого испугался этот ежонок? (Жука) Что он сделал? (свернулся в клубок)
-А этот ежонок что делает? ( Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним) .Давайте скажем вместе «Этот ежонок притаился и охотится на зеленого кузнечика, он наблюдает за ним». А теперь вы, вы, вы, ты, ты.
-Ребята, а что делает третий ежонок? (Он внимательно следит за мамой, что она делает) . Давайте скажем вместе «Он внимательно следит за мамой, что она делает». Теперь вы, вы, вы, ты, ты, мальчики, девочки.
-А как вы думаете, хорошо ли ежихе с ежатами на этой полянке? Почему? (ответы детей)
-Да, ребята, я тоже думаю, что им там хорошо, потому что на этой полянке много насекомых, которыми они могут полакомиться. А вы знаете, что значит полакомиться? Полакомиться значит вкусно поесть. Давайте скажем вместе «полакомиться» . Повторите вы вдвоём, теперь вы. Теперь ты. Теперь ты, ты.
-А сейчас мы будем составлять рассказ по картине. Сначала послушайте мой рассказ:
«Стоял тихий осенний вечер. Ежиха вывела своих ежат на небольшую полянку. Там среди зарослей лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Один ежонок следил за тем, что делает мама-ежиха. Другой ежонок охотился на кузнечика. Третий убежал в сторону и повстречал там жука. «Ой, какой страшный!»,- подумал ежонок и свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она приметила жука и внимательно смотрит на него.
Хорошо ежатам на лесной полянке.»
-Ребята, как я начала рассказ? Что я сказала потом? Чем я закончила рассказ?
-А теперь кто хочет составить рассказ по плану: О ком эта картина? Когда происходит действие? Что делают герои?
Постарайтесь рассказать интересно и выразительно. Вы можете рассказать о том, какая ежиха. Вы не только повторяйте мой рассказ, старайтесь сказать о том, о чём мы ещё не говорили.
-Молодец, Коля, ты хорошо рассказал про.., но в следующий раз постарайся рассказать о..
-Молодец ,Маша, ты хорошо рассказала про ежат.
А сейчас давайте и мы побудем ежатами.
Физминутка.
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,                               (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,            (Хлопают в ладоши) . 
Не умел он топать —Топ-топ-топ.                    (Выполняют "топотушки"). 
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг          (Прыгают на двух ногах) . 
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,                                    (Шаги на месте)
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,             (Хлопают в ладоши) . 
Научили топать — Топ-топ-топ.                       (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг.              (Прыгают на двух ногах) .

-Молодцы, садитесь.

2. Сейчас мы с Вами выучим скороговорку  «Лежит ежик у елки, у ежа иголки»
-Посмотрите и послушайте, как я это делаю. (Повторяю 2 раза)
-А теперь каждый проговорите эту скороговорку вполголоса.
-Таня, идём сюда и проговори эту скороговорку. Говори медленно и чётко. Молодец, садись.
- Теперь скажем вместе.
-А теперь скажите эта половина ребят, а теперь эта.
-Теперь скажите вы вдвоём, вы, вы.
-А теперь скажите девочки, а теперь мальчики.
-Теперь скажи, Света. Скажи, Вика. Скажи, Диана.
-Молодцы. Послушайте ещё раз.
-А теперь попробуем проговорить её в быстром темпе. Вот так: «Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки.» А ещё быстрее. Молодцы!

3.А теперь поиграем в игру «У кого кто?»
Я Вам буду показывать картинку, а вы называете, кто это. А затем называете их детенышей.
Например, это ёж. У ежа ежата. Давайте скажем вместе.
(Это волк. У волка волчата;  Это коза. У козы козлята; Это медведь. У медведя медвежата; Это лиса. У лисы лисята; Это кошка. У кошки котята. Это собака. У собаки щенята; Это заяц. У зайца зайчата)
-Молодцы, ребята!

III. Заключительная часть.

-Ребята, чем мы сегодня занимались? (составляли рассказ по картине, учили скороговорку, играли в игру «У кого кто?»)
-Да, ребята, правильно.
-А какую картину мы рассматривали? ( «Ежи»)
-Да, мы составляли рассказы. Чей рассказ вам понравился больше? И почему?
-Мне понравился рассказ Саши, но и Коля, Таня тоже старались. Молодцы!
-Четко проговаривали звук «Ж» ...
-А кто выучил скороговорку? Кто сможет повторить её?
-Молодец!
-В быстром темпе получилось проговорить у… (В быстром темпе пока у нас не получилось проговорить скороговорку, но мы обязательно научимся.)
-А ещё мы играли в игру «У кого кто?». С этой работой все справились. Молодцы!
-А кто запомнил, что значит полакомиться? (Полакомиться значит вкусно поесть.)
-А что такое заросли? (Заросли- это густо разросшаяся трава.)
-Сегодня хорошо занимались…Нужно быть внимательнее…
-На этом всё, молодцы, ребята. Спасибо!


1eahis4l0x4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...

конспект занятия по развитию речи на тему: "Составление рассказа по картине "Купание медвежат""

На занятии  дети учаться составлять рассказ по картине "Купание  медвежат"....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи с использованием игровых развивающих технологий в старшей группе «Истории об игрушках».

Цель: Развитие всех  компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической.Задачи: Связная речь. Учить по схеме рассказывать об игрушке. Р...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ "Домашние животные"в старшей группе

Конспект занятия содержит упражнения, способствующие активизации словаря по теме, развитию грамматического строя речи, развитию артикуляционной моторики...