Межличностное общение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
консультация по развитию речи

Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. П. Усова). Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений (Е. А. Аркин, Л. И. Божович).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_na_sayt.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Межличностное общение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, А. П. Усова). Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений (Е. А. Аркин, Л. И. Божович).

Проблема взаимодействия детей в группе изучена недостаточно, наличие речевого дефекта оказывает отрицательное влияние на формирование личности ребенка и его отношений с окружающими. Особенности взаимодействия таких детей формируются специфично в связи с особенностями их личностного развития.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи О. А. Слинько отмечает, что не сформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с общим недоразвитием речи Чиркиной Г. В. были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрируют переживание речевого дефекта, у них не отмечаются трудности при речевом контакте. Они активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения.  Вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями.

У детей второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения, демонстрируют умеренные переживания дефекта.  Дети этой группы редко проявляют инициативу в общении. Однако при обращении к ним они могут поддерживать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. На обращения партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнера. В общении в основном используют диалогический цикл. У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками.  Дети этой группы редко являются инициаторами общения. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослым, чем со сверстником. Дети остаются безучастными к попыткам партнеров по общению привлечь их к совместной деятельности, не поддерживают начатое общение. Дети редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками обсуждения, наиболее часто употребляемым типом высказываний являлся вопрос, адресованный взрослому или без адресованный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать молча, часто не учитывая невербальный контекст ситуации. Дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникшие между другими детьми.Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками. Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств и пантомимических средств, слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать свое пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Ребенок который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Необходимость психологической помощи детям с нарушениями в коммуникативной сфере, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.

Работу по преодолению и профилактике нарушений в коммуникативной сфере в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:

I. Диагностический.

Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:

Метод наблюдения

Социометрия

Детский апперцептивный тест (ДАТ)

Методика Рене Жиля.

Методика “Моя семья”

Тест Розенцвейга

Методика “Несуществующее животное”

П. Коррекционно-развивающий.

Проведение занятий, направленных на преодоление и профилактику нарушений в коммуникативной сфере.

III. Итоговый.

В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.

В первом блоке в результате психологической диагностики межличностного общения и эмоциональной сферы в логопедической старшей группе выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной сфере.

В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Общение без проблем” (за основу бралась “Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду” Елены Кочиной), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.

Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:

отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;

организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;

обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.

1. Ориентировочный этап

Задачи:

сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.

2. Коррекционный этап

Задачи:

развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера (жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.

3. Релаксационный этап

Задачи:

снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.

4. Заключительный этап

Задачи:

подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков.
Психокоррекционное занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25–30 мин.

Тематика занятий имеет два основных направления:

I. Образ “Я”. Развитие самовосприятия и самоощущений; II. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Психокоррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.

На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Занятия проводятся в кабинете психолога, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети полукругом сидят на стульях).

Основное оснащение занятий:

иллюстративный материал;
мягкие игрушки;
магнитофон, аудиозаписи;
музыкальные инструменты;
костюмы, головные уборы для игр;
художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;
фломастеры, цветные карандаши, акварельные
краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.

Приемы и методы используемые в психокоррекционной работе:

приемы игровой психокоррекции;

приемы элементарной библиокоррекции с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;

приемы изокоррекции и музыкотерапии;

приемы телесно-ориентированной психокоррекции.

Синтез приемов дает возможность один и тот же конфликт пережить в разных системах, первоначально выражая себя через свою систему восприятия мира средствами того или иного искусства, а затем развивая блокированные или малоразвитые системы, что существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР.

В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционно-развивающей работы:

наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;

существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;

у двоих детей снизились агрессивные проявления;

дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;

наметилось также улучшение в понимании индивидуальных особенностей других людей, дети стали доброжелательней относится друг к другу;

улучшение в управлением своим телом.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в коммуникативном развитии детей с общим недоразвитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии.

Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии. Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Глава 1. Теоретические ...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

В статье описываются актуальность проблемы развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Автор представляет опыт работы познавательного раз...